Одноразовое запорно-пломбировочное устройство

Реферат

 

Изобретение относится к одноразовому запорно-пломбировочному устройству. Сущность изобретения заключается в том, что гибкий стержень размещен в окне корпуса с возможностью образования замкнутой петли, оба конца которой зафиксированы в расточке корпуса посредством отвердевшего материала, при этом контрольная шайба посредством посадочных отверстий установлена подвижно на концах петли и с возможностью поджатия к корпусу для повышения надежности устройства. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к разрушаемым запорно-пломбирующим устройствам, и может быть использовано для защиты дверей железнодорожных вагонов и контейнеров, кузовов автомобилей и других средств транспортировки различных грузов от возможного хищения посторонними лицами или злоумышленниками.

Известны различные разрушаемые одноразовые устройства для запирания и опломбирования дверей различных объектов в процессе их транспортировки, состоящие из корпуса, запорного стержня и стопорящего его узла (RU, патент, 1556157, кл. E 05 B 65/14, 1987; RU, патент, 2062857, кл. E 05 B 65/14, 1993). Запорный стержень в этих устройствах может быть выполнен, например, в виде стержневой скобы, запорной дужки с цанговыми концами, болта. Стопорный узел выполнен в виде, например, цангового узла с запорными шариками, набора чередующихся металлических и резиновых колец, неразъемного замкового соединения в виде выступов и штыря, штифта с буртиком со стопорным кольцом.

Известные устройства позволяют получить неразъемное соединение стержня с корпусом замка, однако не обладают достаточной прочностью и имеют низкую защищенность запорного узла и рабочего стержня от несанкционированного вскрытия.

Известно одноразовое запорно-пломбировочное устройство, содержащее гибкий стержень (трос) с контрольной шайбой, зажим-затвор и плашку или вспомогательную шайбу (Рекламный букет на одноразовое запорно-пломбировочное устройство "Спрут универсал", ЗАО "Станко-инструмент", г. Павлово, 1996). Зажим имеет форму конуса со срезанной вершиной и стопорное отверстие в продольной части, через которое пропущен стержень. Зажим может использоваться повторно. На поверхности контрольной шайбы находится маркировка, обозначающая цифровые и буквенные коды завода-изготовителя и грузоотправителя. Зажим и контрольная шайба размещены на разных концах гибкого стержня, установленного в опорных отверстиях плашки или вспомогательной шайбы, выполняющих роль несущего предохранительного корпуса.

Известное запорно-пломбировочное устройство навешивается путем пропускания одного конца сначала через одно отверстие плашки (предохранительной пластины), затем - через петли или накладки запирающих устройств объекта и второе отверстие плашки, контрольную шайбу. На свободный подвижный конец стержня конусом вперед нанизывается и продвигается до упора зажим.

Вскрытие устройства осуществляется путем перекусывания цилиндрической части контрольной шайбы с помощью клещей и ее снятия с гибкого стержня.

Использование троса в качестве гибкого стержня обеспечивает достаточную защиту дверей грузовых транспортных средств и специальных помещений, но не исключает доступности и несанкционированного нарушения контрольной шайбы и ее повторного использования.

Техническим результатом изобретения является создание надежного запорно-пломбировочного устройства, предотвращающего несанкционированное проникновение в транспортные средства, исключающего неразрушающее вскрытие и съем контрольной шайбы.

Достигается это тем, что в одноразовом запорно-пломбировочном устройстве, содержащем связанные с корпусом гибкий стержень с контрольной шайбой с маркировкой и затвор, согласно изобретению гибкий стержень размещен в окне корпуса с возможностью образования замкнутой петли, оба конца которой зафиксированы в расточке корпуса посредством отвердевшего материала, а контрольная шайба подвижно установлена на обоих концах стержня посредством посадочных отверстий и поджата к корпусу.

Целесообразно затвор в таком устройстве выполнять неразьемным в виде стопорного штифта, размещенного в соответствующем отверстии корпуса, параллельном концам стержня, и разрезного пружинного зажимного кольца, установленного на штифте в канавке и в проточке корпуса, выполненных в плоскости, перпендикулярной штифту.

Вводное окно в корпусе под петлю выполнено перпендикулярно затвору. Разрезное пружинное кольцо выполнено эллиптической формы, меньший внутренний диаметр которого выполнен равным диаметру канавки на штифте.

Такое выполнение устройства исключает его неразрушающее вскрытие и съем контрольной шайбы, а также повторное использование.

Выполнение гибкого стержня в виде петли обеспечивает надежное соединение проушин металлоконструкций транспортных средств двумя ветвями троса, что соответственно вдвое снижает возможность механического разрушения устройства.

Технологическое соединение основных элементов устройства - петли, корпуса, контрольной шайбы в единое неразборное целое посредством фиксатора из отвердевшего материала, помещаемого в расточку, гарантирует исключение несанкционированного вскрытия транспортируемых грузов, съема контрольной шайбы без нарушения индексации на ней и самой шайбы.

Фиксация концов троса (стержня) в корпусе затвердевшим материалом обеспечивает прочность неразъемного соединения, т.к. гарантируются силовые характеристики на вытаскивание концов стержня из корпуса. Кроме того, в процессе отвердевания материала, например при остывании металла, происходит его усадка, обеспечивающая дополнительное обжатие стержня-троса. Коэффициент усадки, например, для цинковых сплавов составляет 0,5% и в случае их использования в предлагаемом устройстве дополнительный зажим троса произойдет на 0,1 мм по диаметру. Следует отметить также, что концы троса, состоящие из прядей, вмонтированные в отвердевшем материале, являются для корпуса армирующими элементами, которые значительно упрощают корпус от разрушения.

Запирание петли посредством предлагаемого затвора с разрезным пружинным зажимным кольцом, выполненным при оптимальном соотношении размеров, препятствует разборке этого узла устройства без его нарушения. Следовательно, можно судить о соответствии предлагаемого основным критериям изобретения: новизне и изобретательскому уровню.

На фиг. 1 показан общий вид запорно-пломбировочного устройства в изометрии; на фиг. 2 - схематичное изображение устройства, общий вид; на фиг. 3 - разрез по А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез по B-B на фиг. 3.

Предлагаемое одноразовое запорно-пломбировочное устройство содержит гибкий стержень (трос) 1, контрольную шайбу 2, затвор 3, установленные в корпусе 4.

Гибкий стержень 1 выполнен в виде замкнутой петли 5, размещенной в вводном окне 6 корпуса 4. Оба конца 7 стержня-петли выполнены стационарными и вмонтированы в тело корпуса 4, расточку 8 посредством фиксатора 9 из отвердевшего материала, помещаемого в расточку 8, например жидкого металла. Контрольная шайба 2 имеет два посадочных отверстия 10 и свободно установлена на обоих концах 7 стержня 1 и поджата к корпусу 4. На лицевой поверхности шайбы 2 выполнена маркировка заводского знака, кода железной дороги или другого грузоотправителя, также может быть нанесена дополнительная требующаяся информация - код станции и т.д. Затвор 3 выполнен неразъемным в виде стопорного штифта 11, размещенного в отверстии 12 корпуса 4, параллельном концам петли 5, и разрезного пружинного зажимного кольца 13, установленного на штифте в канавке 14 и в проточке 15 корпуса 4, выполненных в плоскости, перпендикулярной штифту, что обеспечивает компактность устройства. Вводное окно 6 в корпусе 4 выполнено в центральной части корпуса в плоскости, перпендикулярной штифту 11, что обеспечивает простоту заведения петли в корпус и надежность ее удержания телом корпуса.

Зажимное кольцо 13 выполнено эллиптической формы, меньший внутренний диаметр которого выполнен равным диаметру соответствующей канавки 14 на штифте 11, что позволяет легко его заводить в канавку и проточку и исключает его выемку из отверстия 12, доступ к которому закрыт.

Устройство навешивается следующим образом: свободный конец петли пропускается в проушины запирающих элементов охраняемого объекта и заводится в вводное окно 6. Снизу до упора в отверстие 12 вводится затвор, фиксирующий расположение петли 5 в окне 6. При санкционированном вскрытии приемщик, убедившись в отсутствии механических повреждений контрольной шайбы, стержня или затвора, производит разрушение одной из ветвей троса с помощью кусачек и, удаляя трос из проушин, производит вскрытие объекта.

Контрольная шайба при этом прикладывается к сопроводительному документу.

В случае наличия на стержне, шайбе, затворе или корпусе разрушений или механических повреждений производится инвентаризация груза в присутствии заинтересованных сторон.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет исключить несанкционированное проникновение к транспортному грузу, является надежным и простым запорно-пломбировочным приспособлением как в пользовании, так и в изготовлении, т.к. не требует перестройки действующего технологического процесса изготовления аналогичных устройств.

Опытный образец предлагаемого устройства был изготовлен апробирован Горьковской железной дорогой, что подтвердило возможность промышленной применимости разработанной авторами конструкции.

Формула изобретения

1. Одноразовое запорно-пломбировочное устройство, содержащее связанные с корпусом гибкий стержень с контрольной шайбой с маркировкой и затвор, отличающееся тем, что гибкий стержень размещен в окне корпуса с возможностью образования замкнутой петли, оба конца которой зафиксированы в расточке корпуса посредством отвердевшего материала, при этом контрольная шайба посредством посадочных отверстий установлена подвижно на концах петли и с возможностью поджатия к корпусу.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что затвор выполнен в виде размещенного в отверстии корпуса и параллельно концам гибкого стержня стопорного штифта с канавкой для размещения разрезного пружинного зажимного кольца, установленного в проточке корпуса.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что зажимное кольцо выполнено эллиптической формы, внутренний диаметр которого равен диаметру канавки штифта.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4