Пусковая установка

Реферат

 

Изобретение относится к ракетному оружию надводных кораблей.

Пусковая установка включает в себя основание, раму, транспортно-пусковые контейнеры и амортизированную подвеску. Она выполнена в виде стационарно установленных на корабле амортизированных опор с шаровыми фиксирующими элементами на концах и съемной рамы, снабженной узлами крепления для контейнеров с ракетами, контактирующими с амортизированными опорами воронкообразными ловителями и амортизированной подвеской для подсоединения рамы к грузоподъемному средству. Выполнение рамы съемной позволяет осуществлять передачу ракет пакетами, что сокращает время приема боезапаса. Выполнение основания в виде амортизированных опор, наличие амортизированной подвески и снабжение рамы воронкообразными ловителями обеспечивает прием ракет с берега на корабль при волнении моря до 2-х - 3-х баллов, а также прием ракетного боезапаса с плавучих пирсов и причалов. 5 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в комплексах ракетного оружия надводных кораблей.

Известен пусковой механизм для реактивных снарядов и ракет, представляющий собой смонтированное на палубе корабля основание, на которое устанавливается и закрепляется пакет с ячейками для размещения в них реактивных снарядов или ракет (см. патент ФРГ N 1127756, кл. 72 C 16/05). Недостатком этого пускового механизма является невозможность установки пакета на основание при волнении моря и ограничение количества принимаемых ракет числом ячеек пакета.

Известна корабельная пусковая установка Мк корабельного ракетного комплекса "Гарпун" (CKUNER'S MATE MR SIC 1979 г., издание командования по подготовке личного состава ВМС США, стр. 44), принятая за прототип (см. фиг. 1).

Пусковая установка (ПУ) Мк состоит из смонтированного на корабле основания 1, на которое устанавливаются и крепятся передаваемые с берега по одному транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) 2, снаряженные ракетами. Указанная ПУ имеет ряд недостатков. Прежде всего такая ПУ может принимать ТПК только при отсутствии волнения моря. Она также не обеспечивает приема боезапаса с плавучих причалов, плавучих кранов и плавбаз в открытом море. Это существенно снижает боеготовность корабля. Кроме того, последовательная установка ТПК по одному занимает много времени, что удлиняет процесс приема боезапаса и повышает вероятность поражения противником принимающего корабля, а также снижает его боеготовность.

Целью настоящего изобретения является сокращение времени приема на корабль ракетного боезапаса и обеспечение возможности приема ракет в ТПК с берега на корабль при волнении моря до 2 - 3 баллов, приема ракет с плавучих пирсов и причалов, с плавучих кранов, с плавбаз в открытом море без применения сложных, дорогостоящих и малораспространенных грузоподъемных средств со следящим устройством.

Поставленная задача достигается тем, что ПУ выполнена в виде стационарно установленных на палубе корабля амортизированных опор с шаровыми фиксирующими элементами на концах и съемной рамы, снабженной узлами крепления для контейнеров с ракетами, контактирующими с амортизированными опорами воронкообразными ловителями и амортизированной подвеской для подсоединения рамы к грузоподъемному средству.

Наличие в ПУ съемной рамы дает возможность сборки на берегу многоконтейнерных блоков, причем эта операция может выполняться заранее, до прихода боевого корабля в базу для приема боезапаса. То и другое резко сокращает время приема боезапаса, что повышает боевую эффективность корабля. Выполнение основания ПУ в виде амортизированных опор и снабжение съемной рамы воронкообразными ловителями и амортизированной подвеской позволяет производить установку блока ТПК с ракетами на качающийся корабль, что дает возможность погрузки боезапаса с берега на корабль при волнении моря до 2 - 3 баллов при помощи обычных грузоподъемных средств, например наиболее распространенного автомобильного крана. Кроме того, это позволяет также осуществить погрузку с плавучего причала, с плавучего крана и с плавбазы в открытом море при волнении моря, когда принимающий корабль и основание грузоподъмного средства перемещаются друг относительно друга во всех направлениях, что также существенно повышает боевую эффективность корабля.

Выполнение опор амортизированными обеспечивает снижение до допустимого значения перегрузок на ракету не только при погрузке ТПК с ракетами на качающийся корабль, но и при эксплуатации ПУ на корабле, например при действии ходовых ударных перегрузок или при воздействии на корабль подводного взрыва вблизи от корабля мин, бомб, снарядов и другого оружия, что повышает его боевую устойчивость.

На фиг. изображена корабельная пусковая установка Мк ракетного комплекса "Гарпун" (момент погрузки ТПК на ПУ); на фиг. 2 - общий вид предлагаемой пусковой установки; на фиг. 3 - основание ПУ; на фиг. 4 - съемная рама ПУ с блоком ТПК при расположении на берегу (плавбазе); на фиг. 5 - вид А на фиг. 4.

Пусковая установка (см. фиг. 2) состоит из основания, выполненного в виде амортизированных опор 3, съемной рамы 4, транспортно-пусковых контейнеров 5 с ракетами, амортизированной подвески 6 и устройства подключения электрических связей ТПК к системам корабля, выполненное в виде соединительных коробок 7 (см. фиг. 3) со штепсельными разъемами 8.

Опора представляет собой сварной корпус с фланцем для крепления к фундаменту корабля, в верхней части смонтирован шаровой наконечник, который взаимодействует с расположенным в корпусе амортизатором. Под действием нагрузок разного направления шаровой наконечник может совершать ограниченные возвратно-поступательные перемещения в вертикальном и горизонтальном направлениях, воздействуя при этом на амортизатор опоры.

Рама 4 (см. фиг. 2 и 4) представляет собой сварную конструкцию, на верхней поверхности которой имеются площадки для установки ТПК и узлы их крепления к раме. На нижней части рамы расположены воронкообразные ловители 9 и опорные стойки 10, с помощью которых рама размещается на берегу в горизонтальном положении. Оси ловителей наклонены к опорной поверхности ТПК под углом, соответствующим углу пуска ракеты с корабля.

Амортизированная подвеска 6 (см. фиг. 2) состоит из амортизатора, к которому с одной стороны закреплена скоба для подсоединения к гаку грузоподъемного средства, а с другой стороны закреплены стропы 11 разной длины, обеспечивающие при подъеме рамы с пакетом ТПК 12 наклон ее на угол пуска ракеты.

Работа ПУ происходит следующим образом.

На ракетной базе (или на пирсе) рама устанавливается в горизонтальное положение (см. фиг. 4 и 5). На ней монтируется пакет из нескольких ТПК с ракетами. К пакету стропами подсоединяется амортизированная подвеска. С помощью грузоподъемного средства рама с ТПК переносится на корабль и опускается на амортизированные опоры основания. Взаимодействуя между собой, воронкообразные ловители рамы и шаровые наконечники опор обеспечивают улавливание и фиксацию рамы в необходимом месте качающегося корабля, при этом амортизаторы опор совместно с амортизированной подвеской снижают до допустимой для ракет величины перегрузки, возникающие при соударениях ловителей и опор. Затем ловители рамы скрепляются с шаровыми наконечниками опор, от блока ТПК отсоединяется подвеска, а электрические жгуты ТПК подсоединяются к штепсельным разъемам соединительных коробок основания ПУ. После этого ПУ готова к походу и боевому применению.

Амортизаторы опор 3 (см. фиг. 3) настроены таким образом, что при движении корабля при состоянии моря, допустимом для боевого применения ракет, рама неподвижна относительно палубы корабля. Если же волнение моря больше или же вблизи от корабля происходят подводные взрывы мин, бомб и другого оружия, рама с блоком ТПК может перемещаться относительно корабля, сжимая амортизаторы, которые поглощают часть энергии удара, защищая этим ракеты от недопустимых перегрузок. Снятие отстрелянных ТПК с корабля происходит в обратной последовательности.

Формула изобретения

Пусковая установка, содержащая основание, раму и транспортно-пусковые контейнеры, отличающаяся тем, что основание выполнено в виде амортизированных опор с шаровыми фиксирующими элементами, рама выполнена съемной с узлами крепления транспортно-пусковых контейнеров с ракетами, воронкообразными ловителями, контактирующими с шаровыми элементами опор, и снабжена амортизированной подвеской, при этом оси ловителей наклонены к опорной для транспортно-пусковых контейнеров поверхности рамы под углом, соответствующим углу пуска ракет, а основание жестко закреплено на корабле.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5