Пломба-запор
Реферат
Изобретение относится к запирающим устройствам, которые используются для защиты дверей контейнеров, крытых грузовых железнодорожных вагонов и автофургонов от проникновения к перевозимым в них грузам посторонних лиц или злоумышленников. Технический результат изобретения - облегчение процесса опломбирования, исключение неоднозначности установки стержня во втулке и расширение области применения пломбы-запора. Результат достигается тем, что со стороны окна глухого паза корпуса выполнена вторая кольцевая проточка, диаметр которой равен диаметру наружного кольцевого выступа, а сама упругая втулка завальцована в глухом пазу корпуса с возможностью некоторого перемещения ее вдоль оси, и в ней осевое отверстие сопряжено с внутренним кольцевым выступом, например конусообразным переходом, а сам выступ, взаимодействующий с замкнутой канавкой стержня, имеет острую, притупленную кромку, причем аналогичную кромку имеет фланец наконечника стержня, а сам наконечник имеет конусообразную форму. Кроме того, для использования заявляемого устройства с целью опломбирования им крытых грузовых вагонов корпус и стержень пломбы-запора размещены соответственно внутри кожуха и колпачка определенной формы. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к запирающим устройствам, которые используются для защиты дверей контейнеров, крытых грузовых железнодорожных вагонов и автофургонов от проникновения к перевозимым в них грузам посторонних лиц или злоумышленников.
Известна пломба [1], содержащая корпус с глухим пазом и кольцевой проточкой в его донной части, упругую стопорную втулку, выполненную с наружными кольцевыми выступами на ее обоих торцах и внутренним кольцевым выступом в донной части, с осевым отверстием и продольными пазами, расположенными в донной части втулки, стержень, размещенный в указанном осевом отверстии втулки и имеющий на внешнем торце головку, а на противоположном торце - замкнутую канавку, взаимодействующую с внутренним кольцевым выступом втулки. Недостатком известного устройства является сложность, а в ряде случаев и невозможность замыкания внутреннего кольцевого выступа втулки на замкнутой канавке стержня, в связи с тем, что при введении стержня внутрь втулки последняя, перемещаясь, может упереться своим кольцевым выступом в дно кольцевой проточки и тогда прикладываемого усилия будет недостаточно для разжатия сегментов упругой втулки для прохождения через нее наконечника стержня. Кроме того, недостатком известного устройства является неоднозначность установки стержня внутри корпуса и упругой втулки, что может привести к тому, что нерадивый грузоотправитель, находящийся в сговоре со злоумышленником, может установить стержень в такое положение, что внутренний кольцевой выступ будет располагаться на цилиндрической поверхности наконечника стержня и при визуальном контроле будет казаться, что пломба закрыта, а фактически для извлечения стержня из корпуса будет достаточно небольшого осевого усилия. К недостаткам данного устройства следует отнести и невозможность опломбирования им закидок крытых грузовых вагонов, так как диаметр отверстия закидки больше диаметра корпуса и головки стержня. Технический результат изобретения - облегчение процесса опломбирования, исключение неоднозначности установки стержня во втулке и расширение области применения пломбы. Упомянутый технический результат достигается тем, что со стороны окна глухого паза корпуса выполнена вторая кольцевая проточка, диаметр которой равен диаметру наружного кольцевого выступа втулки, а сама упругая втулка завальцована в глухом пазу корпуса с возможностью некоторого перемещения вдоль его оси, причем в крайнем нижнем положении втулки между ее торцом и дном первой кольцевой проточки образован гарантированный зазор, а в крайнем положении втулка расположена с возможностью взаимодействия ее перехода между наружным кольцевым выступом и цилиндрической частью с переходом между первой кольцевой проточкой и глухим пазом корпуса. В упругой втулке ее осевое отверстие сопряжено с внутренним кольцевым выступом, например, конусообразным переходом, а сам выступ, взаимодействующий с замкнутой канавкой стержня, имеет острую, притупленную кромку, причем аналогичную кромку имеет фланец наконечника стержня, расположенный за замкнутой канавкой, а сам наконечник имеет конусообразную форму. Кроме того, для использования заявляемого устройства с целью опломбирования им закидок крытых грузовых вагонов, корпус и стержень пломбы-запора размещены соответственно внутри кожуха и колпачка, которые представляют собой ступенчатые втулки, состоящие из двух цилиндрических частей разного диаметра, сопряженных между собой конусообразными переходами, причем на их частях меньшего диаметра выполнены соответственно наружная и внутренняя проточки, с помощью которых кожух и колпачок соединены между собой, кроме того, в конструкцию стержня дополнительно введена шляпка, диаметр которой больше диаметра головки и которая соединена с головкой с помощью узкой шейки, причем головка расположена внутри отверстия большего диаметра колпачка, а шляпка - во внутренней кольцевой проточке, выполненной со стороны его внешней части. На фиг. 1 изображен общий вид пломбы-запора, на фиг. 2 - общий вид пломбы-запора в исполнении для опломбирования крытых грузовых вагонов. Пломба-запор (фиг. 1) состоит из корпуса 1, стержня 2 и упругой втулки 3. Корпус 1 имеет глухой паз 4, в котором выполнены первая 5 и вторая 6 кольцевые проточки. Первая кольцевая проточка 5 сопряжена с глухим пазом 4, например, конусообразным переходом 7. Стержень 2 имеет поперечно расположенную головку 8, конический наконечник 9 с фланцем 10, имеющим острую, притупленную кромку и замкнутую канавку 11. Упругая втулка 3 имеет два наружных кольцевых выступа 12 и 13 и внутренний кольцевой выступ 14. Со стороны донной части втулка имеет продольные пазы 15 в количестве не менее 3 штук и длиной до наружного кольцевого выступа 13. Внутренний кольцевой выступ 14, взаимодействующий с замкнутой канавкой 11 стержня 2, имеет острую, притупленную кромку. Наружный кольцевой выступ 12 сопряжен с цилиндрической частью втулки 3, например радиусным переходом 16. Втулка 3 завальцована внутри глухого паза 5 элементами корпуса 1. Для варианта исполнения пломбы-запора для опломбирования крытых грузовых вагонов (фиг. 2) в конструкцию дополнительно введены кожух 17 и колпачок 18, причем корпус 1 размещен в кожухе 17, а наружная часть стержня 2 с головкой 8 - в колпачке 18. Кожух 17 и колпачок 18 представляют собой ступенчатые втулки, состоящие из двух частей разного диаметра, причем на меньшем диаметре кожуха 17 выполнена наружная проточка 19, а на меньшем диаметре колпачка 18 - внутренняя проточка 20, с помощью которых кожух 17 и колпачок 18 соединены между собой. В конструкцию стержня 2 дополнительно введена шляпка 21, которая соединена с головкой 8 с помощью шейки 22, причем головка 8 расположена внутри отверстия 23 большего диаметра колпачка 18, а шляпка 21 - в кольцевой проточке 24, выполненной со стороны ее внешней части. Устройство работает следующим образом. При введении стрежня 2 внутрь корпуса 1, при прохождении фланца 10 наконечника 9 упругая втулка 3 разжимается в первой кольцевой проточке 12, а затем сжимается и своим внутренним кольцевым выступом 14 замыкается на канавке 11 стержня 2, причем благодаря тому, что между наружным выступом 12 втулки 3 и дном первой кольцевой проточки 5 выполнен гарантированный зазор 25, сегменты упругой втулки 3 легко раскрываются при прохождении через внутренний кольцевой выступ 14 наконечника 9 стержня 2. При попытке силового извлечения стержня 2 из корпуса 1 втулка 3 перемещается в сторону входного окна корпуса 1 и переход 16 втулки 3 начинает взаимодействовать с переходом 7 корпуса 1, еще сильнее фиксируя стержень 2 внутри корпуса 1 пломбы-запора, причем усилие, необходимое для силового извлечения стержня 2, таково, что оно приводит к разрушению втулки 3 или стержня 2. Наличие острых кромок на фланце 10 стержня 2 и внутреннем выступе 14 втулки 3 приводит к тому, что невозможно установить стержень 2 в промежуточное положение, при котором визуально пломба-запор будет закрыта, а фактически ее запирания, т.е. попадания внутреннего выступа 14 втулки 3 в замкнутую канавку 11 стержня 2, не произошло. В связи с тем, что закидки крытых грузовых вагонов имеют отверстие для установки запорно-пломбировочных устройств порядка 19 мм, опломбирование их контейнерными пломбами-запорами возможно только с использованием специальных переходников кожуха 17 и колпачка 18. Кроме того, отличием вагонного варианта использования пломбы-запора от контейнерного является наличие на стержне 2 шляпки 21, которая соединена с головкой 8 стержня 2 узкой шейкой и размещена в проточке 24 колпачка 18. Для снятия вагонных пломб-запоров на железной дороге используются специальные съемники, развивающие усилие до 3 т. При приложении осевого извлекающего усилия к колпачку 18 сначала происходит отрыв шляпки 21 от головки 8 стержня 2. На шляпке нанесен индивидуальный порядковый номер пломбы-запора и код железной дороги. Шляпка 21 прикладывается к коммерческому акту. При дальнейшем приложении осевого усилия с помощью съемника происходит разрушение либо упругой втулки 3, либо стержня 2. Стержень 2 и корпус 1 -одноразового использования, а кожух 17 и колпачок 18 - многооборотные. Для варианта контейнерного использования пломбы-запора индивидуальный порядковый номер и код железной дороги наносятся заводским способом на наружной поверхности корпуса 1.Формула изобретения
1. Пломба-запор, содержащая корпус с глухим пазом и кольцевой проточкой в его донной части, упругую стопорную втулку, выполненную с наружными кольцевыми выступами на ее обоих торцах и внутренним кольцевым выступом в донной части втулки, с осевым отверстием и продольными пазами, расположенными в донной части втулки, цилиндрический стержень, размещенный в указанном осевом отверстии втулки и имеющий на внешнем торце головку, а на торце, расположенном в донной части корпуса, - замкнутую канавку, взаимодействующую с внутренним кольцевым выступом втулки, отличающаяся тем, что со стороны окна глухого паза корпуса выполнена кольцевая проточка, диаметр которой равен диаметру наружного кольцевого выступа втулки, а сама упругая втулка завальцована в глухом пазу корпуса с возможностью некоторого перемещения вдоль его оси, причем в одном крайнем положении втулки между ее торцом и дном первой кольцевой проточки выполнен гарантированный зазор, а в другом крайнем положении втулка расположена с возможностью взаимодействия ее перехода между наружным выступом и цилиндрической частью с переходом между первой кольцевой проточкой и глухим пазом корпуса. 2. Пломба-запор по п.1, отличающаяся тем, что в упругой втулке ее осевое отверстие сопряжено с внутренним кольцевым выступом, например, конусообразным переходом, а сам выступ, взаимодействующий с замкнутой канавкой стержня, имеет острую, притупленную кромку, причем аналогичную кромку имеет фланец наконечника стержня, расположенный за замкнутой канавкой со стороны донной части корпуса. 3. Пломба-запор по п.1, отличающаяся тем, что корпус и стержень размещены соответственно внутри кожуха и колпачка, которые представляют собой ступенчатые втулки, состоящие из двух цилиндрических частей разного диаметра, причем на их частях меньшего диаметра выполнены соответственно наружная и внутренняя проточки, с помощью которых кожух и колпачок соединены между собой, кроме того, в конструкцию стержня дополнительно введена шляпка, диаметр которой больше диаметра головки и которая соединена с нею с помощью узкой шейки, причем головка расположена внутри отверстия большего диаметра колпачка, а шляпка - в его внутренней кольцевой проточке.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2