Гидравлическая жидкость
Реферат
Изобретение относится к гидравлическим жидкостям, в частности к гидравлическим тормозным жидкостям, используемым в гидроприводах тормозов и сцеплении автомобилей. Основа гидравлической жидкости выбрана из боратов простых моноэфиров гликолей полигликолей и их смесей. Жидкость содержит, мас.%: борат простого моноэфира гликоля не более 96; полигликоль не более 70; простой моноэфир гликоля не более 70; 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират 1-9; ингибитор коррозии 0,1-6; антиоксидант 0,001-0,6. Могут быть использованы полигликоли молекулярной массы 450-3000. Жидкость имеет меньшую зависимость вязкости от температуры и обеспечивает требуемое набухание резины. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.
Настоящее изобретение относится к гидравлическим жидкостям, а именно к тормозным жидкостям, применяемым в гидроприводах тормозов и сцеплении автомобилей.
Известны тормозные жидкости на основе полиалкиленгликолевых эфиров [1 - Хаттон Р. Е. Жидкости для гидравлических систем. М., 1965, с.299-304]. Для модифицирования свойств таких жидкостей применяют смесь 2-(2-этоксиэтокси)этилвалерата и 2-(2-этоксиэтокси)этилкапроната [2 - Жидкость тормозная "Нева" ТУ 6-01-34-93]. Узкая сырьевая база по исходным валериановой и капроновой кислотам, а также относительная дороговизна моноэтилового эфира диэтиленгликоля приводят к дефицитности и удорожанию модификатора. Прототипом предлагаемого изобретения является тормозная жидкость, состоящая из боратов моноалкиловых эфиров гликолей, разбавителя и присадок [3 - патент США 3711410]. В качестве боратов применяется по крайней мере одно из соединений формулы [R1(O-R2)y-O]3B, где R1 = алкил C1-C4; R2 = алкилен C2-C4; y = 2 - 4. Кроме указанных могут быть применимы бораты следующей структуры [3]: [R1(OCH2chr2)m - (OCH2chr3)nO]3B, где R1 = алкил C1-C4; R2 и R3 = H, CH3; R2 R3; m + n = 2 - 20, а также: где T1, T2, T3 = алкил C1-C4; R4 - R9 = H, CH3; n + m = 2 - 20, с условием, что не более чем в двух цепях сумма n и m одинаковая. В качестве разбавителя в [3] применяются одно или более соединений, выбранных из группы: а) простых моно- и диэфиров гликолей, б) гликолей и полигликолей и в) алифатических насыщенных спиртов. В качестве гликолей и полигликолей используются [3] алкилен-, полиалкилен- и полиоксиалкиленгликоли с молекулярной массой от 60 до 450 и предпочтительно от 100 до 300. Содержание разбавителя в [3] составляет от 0 до 80 мас.%, предпочтительно от 3 до 70 мас.% и более предпочтительно от 3 до 45 мас.%. Кроме того, могут быть использованы другие разбавители [3], такие как дибутиладипинат, бис(метоксиэтил)азелаинат, диизопропилсукцинат, дипропиленгликольдипропионат и триэтиленгликольдибутират. Указанные соединения получают взаимодействием органических алифатических кислот и алифатических спиртов. Недостатком указанного состава является высокая температурная зависимость вязкости, которая, как правило, превышает требуемое значение 1450-1500 мм2/с при минус 40oC [2, 4]. Другим недостатком является неудовлетворительное набухание резины марок 7-2462 и 51-1524 [2] при использовании боратов с R1 = CH3, C2H5, C3H7. Еще одним недостатком является использование полигликолей с молекулярной массой до 450. И последним недостатком является узкая сырьевая база по известным сложноэфирным разбавителям, полученным по реакции этерификации. Задачей предлагаемого изобретения является расширение сырьевой базы тормозной жидкости и снижение температурной зависимости вязкости. Для решения поставленной задачи предлагается тормозная жидкость, в состав которой входят бораты моноэфиров гликолей, простые моноэфиры гликолей, полигликоли, антиоксидант, ингибитор коррозии и 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират при следующем соотношении компонентов: Борат простого моноэфира гликоля - Не более 96 Полигликоль - Не более 70 Простой моноэфир гликоля - Не более 70 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират - 1,0 - 9 Антиоксидант - 0,001 - 0,6 Ингибитор коррозии - 0,1 - 6 Отличительным от прототипа признаком является использование в составе тормозной жидкости в качестве разбавителя 2,2,4-триметил- 3-пентанол-1-изобутирата. Его применение обеспечивает меньшую зависимость вязкости тормозной жидкости от температуры, а также расширяет сырьевую базу тормозной жидкости по разбавителю. Кроме того, 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират регулирует набухание резины в тормозной жидкости. Другим преимуществом использования 2,2,4-триметил-2-пентанол- 1-изобутирата является возможность применения в составе тормозной жидкости на основе боратов полиоксиалкиленгликолей с молекулярной массой более 450. Применение полигликолей с молекулярной массой более 450 является вторым отличительным от прототипа признаком. Использование указанных полигликолей позволяет более точно регулировать температурную зависимость вязкости тормозной жидкости и расширяет сырьевую базу по полиоксиалкиленгликолям. Сырьем для получения 2,2,4-тримети-3-пентанол-1-изобутирата служит изомасляный альдегид, который имеет широкую сырьевую базу и является промежуточным продуктом крупнотоннажного производства бутиловых спиртов. Поэтому предлагаемый разбавитель является более доступным, чем сложноэфирные разбавители, указанные в аналоге и прототипе. Молекулярная масса используемых в предлагаемом составе полигликолей составляет от 60 до 3000. При использовании в качестве основы боратов в количестве 20 мас.% температура кипения тормозной жидкости составляет от 240oC, и температура кипения увлажненной жидкости (прибавлено 3,5 мас.% воды) составляет от 160oC, т.е. удовлетворяет требованиям DOT 4. Если в качестве основы применяют полигликоли, и тормозная жидкость не содержит боратов, то температура кипения составляет не менее 205oC, и температура кипения увлажненной жидкости - не менее 140oC, т.е. удовлетворяет требованиям DOT 3. При содержании борта от 5 мас.% температура кипения тормозной жидкости составляет от 207oC, и температура кипения с увлажнением - от 148oC, т.е. удовлетворяет требованиям DOT 3 со значительным запасом по температуре кипения увлажненной жидкости (8oC). В качестве полигликолей в предлагаемом составе используются продукты присоединения оксида этилена или оксида пропилена к гликолям, например этиленгликолю, диэтиленгликолю. Молекулярная масса полигликолей составляет от 60 до 3000. В качестве простых моноэфиров гликолей могут быть использованы соединения формулы: R(O-R')nOH, где R = CmH2m+1, m = 1 - 4; R' = CH2CH2, CH2CHCH3; n = 2 - 4. В качестве антиоксидантов применимы: 2,2-бис(п-гидроксифенил)пропан (дифенилолпропан), фентиазин, дифениламины, фенилнафтиламин и др. В качестве ингибиторов коррозии используются бораты щелочных металлов, этаноламин, диэтаноламин, фосфиты, фосфаты, бензотриазол и его производные, морфолин и его производные и др. Приготовление предлагаемого состава тормозной жидкости осуществляется смешением компонентов при атмосферном давлении в отсутствие влаги до их растворения и получения однородной жидкости при температуре 10 - 80oC. Для облегчения растворения рекомендуется умеренный нагрев (50 - 80oC). Заявляемая тормозная жидкость иллюстрируется следующими примерами. Пример 1 - мас.% [CH3(OCH2CH2)3O]3B - 67,0 CH3(OCH2CH2)3OH - 20,5 Полигликоль (мол.масса 500) - 7,2 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират - 5,0 Дифенилолпропан - 0,1 Бензотриазол - 0,2 Пример 2 - мас.% [CH3(OCH2CH2)3O]3B - 20,0 C2H5(OCH2CH2)2OH - 11,0 Полигликоль (мол.масса 500) - 37,7 Полигликоль (мол.масса 700) - 22,0 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират - 9,0 Дифенилолпропан - 0,1 Бензотриазол - 0,2 Температура кипения 240oC, температура кипения увлажненной жидкости 160oC. Изменение объема резины марки 7-2462 после старения в тормозной жидкости при 70oC 9,7%. Пример 3 - мас.% [C4H9(OCH2CH2)3O]3B - 26,2 [CH3(OCH2CH2)3O]3B - 69,8 CH3(OCH2CH2)3OH - 1,0 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират - 1,0 Диэтаноламин - 1,99 Нитрит натрия - 0,01 Изменение объема резины марки 7-2462 после старения в тормозной жидкости при 70oC 2,02%. Пример 4 - мас.% [C4H9(OCH2CH2)3O]3B - 26,2 [CH3(OCH2CH2)3O]3B - 69,8 CH3(OCH2CH2)3OH - 1,4 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират - 0,6 Диэтаноламин - 1,99 Нитрит натрия - 0,01 Изменение объема резины марки 7-2462 после старения в тормозной жидкости при 70oC 1,69%. Пример 5 - мас.% Полигликоль (мол.масса 500) - 35,3 C2H5(OCH2CH2)2OH - 58,0 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират - 5,5 Морфолин - 0,4 Дифенилолпропан - 0,5 Бензотриазол - 0,3 Пример 6 - мас.% Полигликоль (мол.масса 500) - 19,0 Полигликоль (мол.масса 3000) - 16,0 C2H5(OCH2CH2)2OH - 54,9 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират - 9,0 Морфолин - 0,4 Дифенилолпропан - 0,5 Бензотриазол - 0,2 Изменение объема резины марки 7-2462 после старения в тормозной жидкости при 70oC 0,9%. Вязкость кинематическая, мм2/с: минус 40oC 820; 50oC 5,4; 100oC 2,2. Пример 7 - мас.% Полигликоль (мол.масса 500) - 20,0 Полигликоль (мол.масса 3000) - 14,5 C2H5(OCH2CH2)2OH - 54,9 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират - 9,5 Морфолин - 0,4 Дифенилолпропан - 0,5 Бензотриазол - 0,2 Изменение объема резины марки 7-2462 после старения в тормозной жидкости при 70oC 10,1%. Пример 8 - мас.% [C2H5(OCH2CH2)2O]3B - 5,0 Полигликоль (мол.масса 500) - 35,5 C2H5(OCH2CH2)2OH - 53,4 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират - 5,0 Морфолин - 0,4 Дифенилолпропан - 0,5 Бензотриазол - 0,2 Содержание 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутирата в тормозной жидкости составляет от 1,0 до 9 мас.%. При его содержании более 9% набухание резины превышает допустимую величину (пример 7), при его содержании менее 1% имеет место неудовлетворительное набухание резины (пример 4). В таблице 1 приведены характеристики заявляемой тормозной жидкости в сравнении с прототипом. Приведенные данные показывают, что вязкость предлагаемой тормозной жидкости в меньшей степени зависит от температуры по сравнению с прототипом. При этом остальные характеристики не хуже, чем у прототипа. В таблице 2 приведены характеристики заявляемой тормозной жидкости в сравнении с аналогом - тормозная жидкость на полигликолевой основе - "Нева" [2] и на основе борсодержащих олигомеров - тормозная жидкость "Роса" ТУ 6.55-37-90. Как видно из приведенных данных, заявляемая тормозная жидкость полностью соответствует техническим требованиям на тормозные жидкости. Причем при содержании бората от 0 до 5 мас.% тормозная жидкость отвечает требованиям DOT 3 в отличие от "Невы", при содержании бората от 5 мас.% имеется значительный запас по температуре кипения увлажненной жидкости по сравнению с требованиями DOT 3. Изменение резины после старения в заявляемой тормозной жидкости соответствует требуемым параметрам. Изменения твердости резины и диаметра основания манжета, определенные в соответствии с ТУ 6.55-37-90, соответствуют техническим требованиям (таблица 3). Таким образом, применение 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутирата обеспечивает меньшую зависимость вязкости тормозной жидкости от температуры, расширяет сырьевую базу тормозной жидкости и обеспечивает требуемое набухание резины. Применение полигликолей с молекулярной массой более 450 по сравнению с прототипом позволяет более точно регулировать температурную зависимость вязкости и расширяет сырьевую базу по полигликолям. Таким образом, отличительные признаки обеспечивают выполнение задачи предлагаемого изобретения. Факта использования 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутирата в тормозных жидкостях из уровня техники не выявлено. Вышеизложенное дает возможность считать, что предлагаемый состав обладает существенными отличиями.Формула изобретения
1. Гидравлическая жидкость, содержащая основу, выбранную из боратов простых моноэфиров гликолей, полигликолей и их смеси, простой моноэфир гликоля, ингибитор коррозии и антиоксидант, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит 2,2,4-триметил-3-пентанол-1-изобутират при следующем соотношении компонентов, мас.%: Борат простого моноэфира гликоля - Не более 96 Полигликоль - Не более 70 Простой моноэфир гликоля - Не более 70 2,2,4-Триметил-3-пентанол-1-изобутират - 1 - 9 Ингибитор коррозии - 0,1 - 6,0 Антиоксидант - 0,001 - 0,6 2. Жидкость по п.1, отличающаяся тем, что молекулярная масса полигликоля составляет от 450 до 3000.3РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4