Муфта свободного хода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИГРАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских фрциалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл. 47с, 6
Заявлено 17.Х1.1966 (№ 1113108/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 19,11.1968. Бюллетень ¹ 8
МПК F 06d
УДК 621.825.52(088.8) Комитет оо делам изобретениИ и открытиЯ ори Совете Министров
СССР
Дата опубликования описания 24.IV.1968
Автор изобретения
В. В. Попов
Заявитель
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения.
Известны муфты, содержащие ведущий и ведомый валы и неподвижное кольцо, внутри которого находятся цилиндрические ролики.
Ва lbl снаожсны выступами, между ВН1ТреНними поверхностями которых и роликами .имеются зазоры.
Для плотного соприкосновения роликов друг с другом и с кольцом предусмотрена пружина.
Особенностью описываемой муфты является то, что на ее ведущем валу выполнен упор, а зазор между. выступом ведомого вала и роликами больше суммы зазоров между выступом ведушего вала и роликами и между выступами ведомого зала и упором.
Муфта в таком выполнении обеспечивает передачу вращения с ведущего вала в обоих направлениях, а с ведомого только в одном.
На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта
1Io первому варианту Bblll0:IHcHHB; HB Фиг. 2— то же, в другом варианте вьнолнения; на фиг. 3 — разрез А — А фиг. 1 н фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б — Б фиг. 1 и фиг. 2.
Ведущий вал 1 расположен соосно с ведомым валом 2. Внутри неподвижного кольца 8 находятся цилиндрические ролики 4 и 5, сумма диаметров которых несколько меньше внутреннего диаметра кольца.
Ролики касаются друг друга и кольца в точках 6 и 7. Ведущий вал и ведомый вал имеют головки, которые также находятся внутри кольца с обеих сторон цилиндриче5 ских роликов 4 и 5.
Эти головки снабжены эксцентрическими высту.пами (для ведущего вала) выступ 8, для ведомого вала (выступ 9), расположенными друг против друга. Внутренняя поверх10 ность выступа 8 вала 1 находится на небольшом расстоянии Д< от цилиндрических роликов 4 и 5, когда последние касаются друг друга и внутреннего диаметра кольца. Внутренняя поверхность выступа 9 вала 2 находится
15 на расстоянии Д от цилиндрических роликов
4 и 5. Если вал 1 вращается в одном или другом направлении, то он передает движение через выступ 8 и ролики 4 и 5 на выступ 9 и тем самым на вал 2. Вращение вала 2 по часовой
20 стрелке исключено, т. к. выступ 9 при этом упирается в ролик 4, заклиненный в кольце 3.
Вращение выступа 9 против часовой стрелки не вызывает заклинивания роликов 4 и 5 в кольце 8, т. к. выступ 9 вала 2, выбирая зазор
25 Л., упирается в упор 10 вала 1 и затем выбирает зазор Дт Me>K+/ BblcTyllox 8 II po llIKoM 5 и расклинивает муфту. Вращение свободно передается на вал 1. Непременным условием является неравенство зазора Дз сумме зазо30 ров Дт и Дз, т. е. зазор Дз должен быть боль211967 фиг.г
Фиг. Z
3 ше суммы зазоров Д,и 74. Чтобы обеспечить мгновенное заклинивание вала 2 при вращении по часовой стрелке, необходимо чтобы ролики 4 и 5 находились в плотном соприкосновении друг с другом и с кольцом 3. Зто достигается с помощью пружины 11, которая предусмотрена между выступом 9 вяла 2 и обоими роликами 4 и 5. Чтобы пружина 11 удерживалась в этом положении, ее концы изогнуты так, что охватывают выступ 9. Ролики 4 и
5 имеют паз 12, куда .входит пружина 11. При такой конструкции гарантируется, что ролики
4 и 5 постоянно соприкасаются с кольцом 8 и даже тогда, когда в результате, износа той или другой детали зазор между ними увеличивается. Следовательно, ролики 4 и 5 выполняют двойную функцию. С одной стороны при участии вала 1 и вала 2 они служат для передачи движения, с другой стороны они служат стопором в одном из направлений при вращении со стороны ведомого вала 2. Стопорсние производится либо в одном, либо в другом направлении, что зависит or расположения упора 10 ня валу 1.
Предмет изобретения
Луфта свобо„-лого хода, содержащая ведущ.-!и и ведомы!! валы с выступами, охвачен10 ными неподвижным кольцом, и ролики, поджимаемые пр жинами, расположенные с зазорами между выступами валов, отлачающаяcd тем, что, с целью обеспечения передачи движения с ведущего вяла в обоих направле15 ниях, а с ведомого голько в одном, на ведущем валу выполнен упор, а зазор между выступом ведомого вала и роликами больше суммы зазоров между выступом ведущсго вала и роликами и между выступом ведомого
20 вяла и упором.
211967, фР2. Ю
Составитель И, Злотник
Редактор Е. И. Кривенко Техрсд T. П. Курилко Корректоры: А. П. Татаринцева и С. Ф. Гоптаренко
Заказ 898/12 Тираж 530 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2