Способ выполнения резьбы по дереву "татьянка", способ обучения выполнению этой резьбы и способ классификации полукруглых стамесок

Реферат

 

Изобретение может быть использовано в легкой промышленности при изготовлении изделий, декорированных резьбой по дереву. На поверхность заготовки наносят рисунок. Контуры крупных элементов, составленных из набора мелких, обводят резаком, имеющим длинную отполированную фаску и заточенным с обеих сторон. Затем стамесками, ширина полотна которых соответствует ширине изображаемого элемента, вырезают выемки на мелких элементах в направлении в сторону обводки. Выемку вырезают одним проходом стамески. Фаска стамесок удлинены и отполированны. При переходе стамески по формирующему элементу фаску вдавливают пальцем второй руки в образуемый след. Одним проходом стамески вырезают выемки и на крупных, предварительно обведенных резаком по контуру элементах, подбирая стамески с шириной полотна, соответствующей ширины формируемого элемента. Мелкие элементы можно завершать образованием вертикального среза древесины той же стамеской. Обводку контуров элементов выполняют под углом к поверхности заготовок, направленным внутрь или наружу относительно контура. За пределами контура, обведенного под углом, направленным наружу, можно выполнить дополнительно обводку под углом, направленным внутрь, Способом выполняется легкая, ажурная резьба, состоящая из растительных элементов в сочетании с орнаментами или с фигурками животных, птиц, насекомых. Резьбе присвоено название "Татьянка". Рекомендованы приемы обучения данной резьбе и прием по классификации используемых стамесок. Группа изобретений обеспечивает быстрое и эффективное обучение приема выполнения качественной резьбой по дереву, а также позволяет быстро и точно выбрать необходимый инструмент. 3 с. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к выполнению и обучению резьбе по дереву и может найти применение в легкой промышленности при изготовлении декоративных изделий.

Известен способ выполнения резьбы по дереву, включающий нанесение на поверхность деревянной заготовки рисунка и последующее образование изображения путем обводки контура рисунка резаком и вырезки выемок стамесками (А.Ф. Афанасьев. Резьба по дереву, М., Легпромиздат, 1955, с. 75-77) /1/.

Однако данным известным способом предусмотрена длительная процедура выемки фона, что приводит к большим трудозатратам. Кроме того, при выполнении резьбы данным известным способом рабочие режущие инструменты держат одной рукой, что, с одной стороны, повышает физические нагрузки, а с другой стороны, повышает вероятность травм.

В последние годы находит все более широкое распространение простой, быстрый, легко усваиваемый и высоко декоративный способ резьбы по дереву, получивший название "Татьянка" (Е. Агашина. И придет "Татьянкин" день! ж. Женщины, 1997, N 2, с. 14-15) /2/. Словесное обозначение "Татьянка" является зарегистрированным товарным знаком (свидетельство РФ N 137996 от 05.12.1994) /3/.

Известен способ выполнения резьбы по дереву "Татьянка", включающий нанесение на поверхность деревянной заготовки контура рисунка в виде мотива, состоящего из крупных, и/или средних, и/или мелких элементов растений, и/или их частей, и/или орнаментов, и/или фигурок животных, и/или птиц, и/или насекомых, включая мелкие элементы, создающие в наборе рисунок крупных элементов, последующее образование изображения путем обводки контура рисунка резаком под углом к поверхности заготовки, направленным внутрь или наружу относительно контура, и вырезки выемок одним проходом стамески по каждому отдельному изображаемому элементу с использованием режущих инструментов с удлиненной отполированной режущей фаской (патент РФ N 2004460, кл. B 44 C 1/22, 1993) /4/ - прототип способа выполнения резьбы.

Однако данным известным способом не предусмотрено использование приемов, обеспечивающих гладкость поверхности образуемого при резьбе изображения, не раскрыты приемы, обеспечивающие высокую декоративность выполнения резьбы "Татьянка".

Известен способ обучения резьбе по дереву "Татьянка", включающий нанесение на поверхность прямоугольной деревянной заготовки контура рисунка, содержащего крупные, и/или средние, и/или мелкие элементы мотива, а также мелкие элементы, создающие в наборе рисунок крупного элемента, и последующее обучение приемам образования изображения путем обводки контуров элементов резаком и вырезки выемок стамесками (Н. Стручкова, Живая песня дерева, Отчий дом, 1995, N 1, с. 40-41) /5/ - прототип способа обучения выполнению резьбы.

Однако в данном известном способе не раскрыта последовательность обучения приемам резьбы, что снижает скорость освоения резьбы в целом.

Известен способ классификации полукруглых стамесок по радиусу кривизны их полотна (Т. А. Матвеева. Мозаика и резьба по дереву. М., Высшая школа, 1981, с. 51) /6/ - прототип способа классификации стамесок.

Однако данным известным способом возможна лишь ориентировочная классификация наиболее важных режущих инструментов, широкий диапазон которых используется при выполнении резьбы по дереву "Татьянка".

Техническим результатом, достигаемым при реализации настоящей группы изобретений, является высокое качество резьбы при практическом исключении травмирования работающего резчика и ученика, высокая эффективность освоения навыков выполнения резьбы, высокая точность классификации инструментов, используемых в наборе при осуществлении резьбы по дереву "Татьянка".

Указанный технический результат достигается тем, что в способе выполнения резьбы по дереву, включающем нанесение на поверхность деревянной заготовки контура рисунка, включающего мелкие элементы, создающие в наборе рисунок крупных элементов, последующее образование изображения с использованием режущих инструментов - резака и стамесок путем обводки контура рисунка под углом к поверхности заготовки, направленным внутрь или наружу относительно контура, и вырезки выемок одним проходом стамески по каждому отдельному изображаемому элементу, причем используют режущие инструменты с удлиненной отполированной режущей фаской, согласно изобретению в процессе выполнения резьбы заготовка свободно лежит на горизонтальной поверхности рабочего места, при этом режущий инструмент держат двумя руками, одним-тремя пальцами и той ладони, в которой держат рукоятку режущего инструмента, упираются в заготовку, пальцами второй ладони перемещают заготовку вокруг воображаемой оси, фиксируемой упирающимися в заготовку режущим инструментом, причем указательным пальцем второй ладони, расположенным на рабочем органе режущего инструмента со стороны направления его движения, вдавливают фаску рабочего органа в вырезаемую выемку или в образуемую резаком щель, причем при вырезке выемок используют отлогие, средние или крутые полукруглые стамески с шириной полотна, соответствующей ширине изображаемого элемента, начинают вырезку выемок от участка нарисованного контура, или предварительно обведенного контура изображенного элемента, или от середины элемента, а завершают у того участка его контура, который предварительно обведен резаком.

Указанный технический результат достигается также тем, что при конкретном исполнении вырезку выемок стамеской на мелких элементах завершают выполнением ею вертикального среза или среза под углом к поверхности заготовки.

Технический результат усиливается тем, что за пределами контура изображаемого элемента, обведенного резаком под углом к поверхности заготовки, направленным наружу относительно контура, повторно выполняют обводку, параллельную предыдущей, под углом к поверхности заготовки, направленным внутрь контура.

Указанный технический результат достигается также тем, что в способе обучения выполнению резьбы по дереву, включающем нанесение на поверхность деревянной заготовки контура рисунка, содержащего элементы мотива, создающие в наборе рисунок крупного элемента, а последующее обучение приемам образования изображения путем обводки контуров элементов резаком и вырезки выемок стамесками, согласно изобретению на поверхность заготовки наносят рисунок, содержащий расположенные вдоль ее длинных сторон и вытянутые вдоль них одни крупные элементы, сочетающиеся с расположенными так же другими крупными элементами, которые образованы набором мелких элементов, ориентированных поперек образуемых ими крупных элементов, в промежутках между указанными сочетаниями крупных элементов располагают рисунок средних и/или мелких элементов, ориентированных поперек длины заготовки или под углом к ней, а на центральную часть поверхности заготовки наносят рисунок, состоящий из крупных элементов, ориентированных поперек длины заготовки, включая крупные элементы, составленные набором мелких, затем последовательно обучают приемам образования изображения сначала расположенных вдоль длинных сторон заготовки крупных элементов, составленных из набора мелких, затем сочетающихся с ними и расположенных так же крупных элементов, затем расположенных между сочетающимся крупными элементами и ориентированных поперек заготовки средних и/или мелких элементов, а затем обучают приемам образования изображения элементов, расположенных в центральной части заготовки и ориентированных поперек нее, после чего закрепляют освоение приемов образования изображения при работе со следующим рисунком, дополнительно содержащим крупные изогнутые элементы, в том числе и образуемые набором мелких.

Способом согласно изобретению для достижения указанного технического результата в конкретном случае рекомендуется рисунок вдоль длинных сторон заготовки завершить нанесением параллельных им полос и дополнительно обучить приемам завершения образования изображения у ограничительной полосы.

Указанный технический результат достигается также тем, что в способе классификации полукруглых стамесок по измерению радиуса кривизны и ширины их полотна, согласно изобретению для измерения указанных параметров предварительно стамеску ориентируют вертикально относительно поверхности образца материала, поддающегося резке, упираясь в него режущей кромкой, обводят ею круг по поверхности образца, измеряют радиус R обведенного круга и ширину L полотна стамески, вычисляют длину A окружности из выражения A = 2R и отношение данной величины A к ширине L полотна стамески и по полученной величине X = A/L классифицируют стамеску.

На фиг. 1 показан процесс выполнения резьбы "Татьянка".

На фиг. 2 изображен рисунок мотива для первого этапа обучения резьбе "Татьянка".

На фиг. 3 изображен рисунок мотива для второго этапа обучения резьбе "Татьянка".

На фиг. 4 приведена иллюстрация приемов способа классификации стамесок согласно изобретению.

При выполнении резьбы по дереву "Татьянка" двумя руками с вдавливанием фаски режущего инструмента в след, оставляемый в древесине рабочим органом, происходит сдавливание верхних слоев древесины, полировка следа, закрытие образованных срезом пор. Фаска стамески имеет форму усеченного конуса и отполирована. Скользя под нажимом по образующемуся следу, фаска входит в него большим, чем у режущей кромки, диаметром, тем самым расширяет и уплотняет след, вследствие чего не требуется выполнения последующих дочисток и шлифования. Изображение получается блестящим, что повышает декоративность изделий, оформленных резьбой.

Удерживание режущего инструмента двумя руками обеспечивает не только возможность приложения больших физических нагрузок на древесину, но и максимально снижает возможность травмирования резчика или ученика.

При резьбе используют стамески с полотнами разной конфигурации и ширины, причем ширина полотна стамески соответствует ширине элемента, на котором выполняют вырезку выемки, что позволяет сделать выемку за один проход режущего инструмента и исключает огрехи, неизбежные на стыке двух параллельных выемок при их последовательном вырезании на одном и том же элементе.

Увеличенная отполированная фаска на резаке, заточенном с обеих сторон, и выполнение вырезки выемок с приложением больших физических усилий двумя руками также обеспечивают качественное выполнение обводок контуров и полирование стенок образующейся при этом щели.

Свободное размещение заготовки на поверхности рабочего места, приложение больших усилий на рабочий орган режущего инструмента двумя руками, перемещающими заготовку в горизонтальной плоскости, также способствует повышению качества резьбы, поскольку давление на рабочий орган остается постоянным, в то время как при его перемещении по сложной траектории по поверхности заготовки, зафиксированной согласно известному способу, неизбежно приводит к колебаниям степени усилий, что отрицательно сказывается на качестве резьбы.

Предварительная обводка резаком контура элемента мотива и завершение вырезки выемки у обведенного контура завершает проход стамеской по элементу отбрасыванием стружки, что не требует дошлифовки выполненной выемки, четко разграничивает соприкасающиеся между собой элементы мотива, создает естественную игру теней на образуемом изображении.

Декоративность оформляемых резьбой "Татьянка" изделий повышается за счет использования стамесок с различной конфигурацией полотен и формирования ими рельефов разной глубины.

Повышению декоративности изделий способствует и прием завершения вырезки выемок на мелких элементах выполнением стамеской вертикального или направленного под углом к поверхности заготовки среза. Данным приемом формируется резной край изображаемого элемента.

Декоративность, ажурность, легкость резьбы "Татьянка" создаются, в частности, приемом обводки контуров элементов под углом к поверхности заготовки. В результате завершенное изображение элементов становится тонким, изящным, нависающим один над другим, что делает мотив максимально приближенным к природе. Прием обводки под углом к поверхности заготовки, направленным наружу относительно контура, а затем выполнение повторной обводки за пределами контура под углом, направленным внутрь контура, делает элементы изображаемого мотива объемными и одновременно упрочняет их края, предотвращает их ломкость.

Таким образом, резьба "Татьянка", выполненная согласно изобретению, является высоко декоративной, легкой, изящной, приближенной к природе и доступной в исполнении.

Согласно изобретению способ обучения выполнению резьбы по дереву "Татьянка" предусматривает начало работы ученика сразу над мотивом без непривлекательного, утомительного усвоения однородных маловыразительных деталей. Способ решает задачу быстрого освоения с постепенным усложнением приемов, обеспечивает возможность быстрого перехода к самостоятельной работы с использованием приемов, освоенных уже на первом занятии. Обучение непосредственно на примере мотива вызывает положительные эмоции у ученика, способствует эмоциональному подъему. Способом предусмотрено постепенное усложнение осваиваемых приемов, что формирует у ученика уверенность в своих художественных способностях.

Целесообразно, чтобы рисунок на заготовку наносил учитель, что исключает погрешности рисунка. Допускается использованием учеником трафарета для нанесения рисунка.

Обучение начинается с работы (см. фиг. 1) над крупным 1 элементом, составленным из набора мелких 2 элементов. Сначала резаком обводят контур 3 данного крупного элемента 1. Затем полукруглой стамеской по дугообразной траектории, указанной на элементе 1 стрелкой от центральной продольной оси 4 элемента 1, сначала параллельно ей, затем по ходу мелкого 2 элемента в сторону контура 3 под тупым углом или под углом, близким к прямому. Завершают вырезку выемки поворотом стамески вертикально вверх и нажатием ею на поверхность заготовки. Поскольку контур 3 предварительно обведен резаком, стружка отделяется от заготовки и формирование гладкого, блестящего элемента 2 завершено декоративной вырезкой 5. Набор таких вырезок формирует зубчатую окантовку элемента 1.

Рисунок элемента 1 ориентирован по ходу волокон древесины, что облегчает освоение первого приема - обводки контура 3 элемента 1. Благодаря ориентации элемента 1 вдоль волокон древесины выполнение обводки не требует больших физических усилий. При этом ученик привыкает работать, прибегая к усилиям только пальцев ладоней. Собственные наблюдения показали, что первоначальное освоение работы только пальцами рук позволяет легко перейти к работе с применением усилия всех мышц рук и напряжения мышц корпуса. Обратное же обучение сопровождается эффектом освоения работы с применением больших усилий многих мышц, после чего учащийся с большим трудом осваивает приемы, требующие приложение усилий только пальцами рук.

Только пальцы рук работают и при вырезке выемок на поверхности мелких 2 элементов мотива. Несмотря на то, что элементы 2 ориентированы поперек волокон древесины, короткий пробег стамески не требует применения больших физических усилий.

Многократным повторением приемов формирования изображения крупного 1 элемента, создаваемого набором мелких 2 элементов, ученик закрепляет первые навыки по выполнению резьбы "Татьянка". При этом ученик сразу обучается приемам формирования сложного декоративного элемента 1, что психологически воспринимается им положительно, стимулирует эмоциональный настрой на дальнейшее обучение.

Завершив выполнение всех изображенных на заготовке элементов 1, ученик приступает к освоению выполнения крупных элементов 6. Они также ориентированы вдоль волокон древесины, обводка их контуров учеником уже освоена на примере элементов 1. Дополнительно ученик осваивает вырезку крупной выемки. Но ее ориентация вдоль волокон древесины облегчает освоение данного приема.

Поскольку на рисунке крупные элементы 1 и 6 совмещены и ориентированы парами на поверхности заготовки, освоение приемов по формированию их изображения позволяет ученику сразу переходить к изготовлению утилитарных декорированных резьбой предметов: карнизов, планок мелких украшений, например браслетов. Затем ученик переходит к освоению приемов формирования изображения средних 7 элементов, ориентированных поперек направления волокон древесины или под углом к ним. При этом физические усилия возрастают, но длина пробега стамески при этом небольшая. Одновременно ученик осваивает приемы завершения формируемого изображения вдоль ограничительной полосы.

И только после освоения перечисленных приемов ученик осваивает приемы формирования изображения крупных элементов 9, ориентированных поперек волокон древесины. Помимо постепенного возрастания физических усилий, последовательность освоения приемов согласно изобретению учитывает также и то, что в работу берется заготовка с оптимальной влажностью древесины около 15%. При выполнении резьбы в местах расположения сформированных декоративных рельефов влажность древесины снижается, а в центре, свободном от декоративного рельефа, сохраняется исходная влажность. Поэтому элементы, изображенные в центре заготовки, выполнение которых требует применения наибольших усилий, выполняется легко на материале с оптимальной влажностью.

Только после завершения освоения всех перечисленных приемов ученик осваивает приемы по формированию изображения сложной изогнутой конфигурации 1 (см. фиг. 2). Такой рисунок целесообразно разместить на обратной стороне заготовки с целью экономии материала.

Таким образом, способом согласно изобретению предусмотрена такая последовательность освоения учеником приемов выполнения резьбы "Татьянка", которая позволяет в оптимальном режиме наращивать физические усилия и упрощает освоение приемов резки в динамике от простого к сложному.

Собственные наблюдения показали, что выполнение резьбы "Татьянка" положительно влияет на здоровье резчика, что можно объяснить частым чередованием в процессе работы кратковременных физических усилий, сопровождающихся поочередным сокращением и расслаблением мышц. При этом резчик получает эмоциональное удовлетворение своей работой, что также оказывает на него оздоровительное воздействие.

Выполнение резьбы "Татьянка" требует использования большого набора полукруглых стамесок с разными радиусами кривизны их полотна. Способом согласно изобретению предусмотрена удобная их классификация. Установив стамеску вертикально к поверхности заготовки, резчик обводит режущей кромкой круг, измеряет его радиус R, ширину полотна стамески L, вычисляет длину окружности A = 2R, вычисляет соотношение A/L и полученной величиной однозначно классифицирует данную конкретную стамеску. По величинам соотношения A/L облегчен выбор необходимой в конкретном случае стамески. Известная же классификация стамесок по радиусу их кривизны их полотна 6 неконкретна и затрудняет выбор необходимого инструмента в каждом конкретном случае.

Таким образом, группа изобретений обеспечивает быстрое и эффективное обучение приемам выполнения качественной резьбы по дереву "Татьянка", формирование высокодекоративного изображения, а также позволяет быстро и точно выбрать необходимый инструмент из имеющегося набора. Кроме того, способ классификации полукруглых стамесок согласно изобретению позволяет масштабировать формируемое резьбой изображение: две стамески, кратные по радиусу кривизны, но разные по ширине полотна, позволяют сделать один и тот же элемент в двух масштабах: при небольшой ширине в меньшем, а при большей ширине - в большем масштабе.

Формула изобретения

1. Способ выполнения резьбы по дереву, включающий нанесение на поверхность деревянной заготовки контура рисунка, включающего мелкие элементы, создающие в наборе рисунок крупных элементов, последующее образование изображения с использованием режущих инструментов - резака и стамесок - с удлиненными отполированными режущими фасками путем обводки контура рисунка резаком под углом к поверхности заготовки, направленным внутрь или наружу относительно контура, и вырезки выемок одним проходом стамески по каждому отдельному изображаемому элементу, отличающийся тем, что в процессе выполнения резьбы заготовка свободно лежит на горизонтальной поверхности рабочего места, а режущий инструмент держат двумя руками, причем одним-тремя пальцами той ладони, в которой держат рукоятку режущего инструмента, упираются в заготовку, а пальцами второй ладони перемещают заготовку вокруг воображаемой оси, фиксируемой упирающимся в заготовку режущим инструментом, при этом указательным пальцем второй ладони, расположенным на рабочем органе режущего инструмента со стороны направления его движения, вдавливают фаску рабочего органа в вырезаемую стамеской выемку или в образуемую резаком щель, причем при вырезке выемок используют отлогие, средние или крутые полукруглые стамески с шириной полотна, соответствующей ширине изображаемого элемента, начинают вырезку выемок от участка, нанесенного или предварительно обведенного контура изображаемого элемента или от середины элемента, а завершают у того участка контура, который предварительно обведен резаком.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что вырезку выемок мелких элементов стамеской завершают выполнением ею вертикального среза или среза под углом к поверхности заготовки.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что за пределами контура изображаемого элемента, обведенного резаком под углом к поверхности заготовки, направленным наружу относительно контура, повторно выполняют обводку, параллельную предыдущей, под углом к поверхности заготовки, направленным внутрь контура.

4. Способ обучения выполнению резьбы по дереву, включающий нанесение на поверхность деревянной заготовки контура рисунка, содержащего элементы мотива, создающие в наборе рисунок крупного элемента, и последующее обучение приемам образования изображения путем обводки контуров элементов резаком и вырезки выемок стамесками, отличающийся тем, что на поверхность заготовки наносят рисунок, содержащий расположенные вдоль ее длинных сторон и вытянутые вдоль них крупные элементы, сочетающиеся с расположенными так же другими крупными элементами, которые образованы набором мелких элементов, в промежутках между указанными сочетаниями крупных элементов располагают рисунок средних и/или мелких элементов, ориентированных поперек длины заготовки или под углом к ней, а на центральную часть поверхности заготовки наносят рисунок, состоящий из крупных элементов, ориентированных поперек длины заготовки, включая крупные элементы, составленные набором мелких, затем последовательно обучают приемам образования изображения сначала расположенных вдоль длинных сторон заготовки крупных элементов, составленных из набора мелких, затем сочетающихся с ними и расположенных так же крупных элементов, затем расположенных между сочетающимися крупными элементами и ориентированных поперек заготовки средних и/или мелких элементов, а затем обучают приемам образования изображения элементов, расположенных в центральной части заготовки и ориентированных поперек нее, после чего закрепляют освоение приемов образования изображения при работе со следующим рисунком, дополнительно содержащим крупные изогнутые элементы, в том числе образованные набором мелких.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что рисунок вдоль длинных сторон заготовки завершают нанесением параллельных им полос и дополнительно обучают приемам завершения образования изображения у ограничительной полосы.

6. Способ классификации полукруглых стамесок, включающий измерение радиуса кривизны и ширины их полотна, отличающийся тем, что для измерения указанных параметров стамеску предварительно ориентируют вертикально относительно поверхности образца материала, поддающегося резке, упирая в него режущей кромкой, и обводят круг по поверхности образца, а классификацию стамески осуществляют по величине отношения длины окружности с радиусом обведенного круга к ширине полотна.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4