Мастика битумная изоляционная
Реферат
Мастика битумная изоляционная "Биом-2", предназначенная для защиты сооружений от подземной и атмосферной коррозии нефте-, газо- и продуктопроводов и отводов от них, а также других металлических конструкций, использующихся вне помещений. Мастика состоит из следующих компонентов, мас.%: битум нефтяной 98,5-91,0; бутилкаучук марки БК 1675 0,5-3,0; топливо дизельное летнее 1,0-6,0. Замена наполнителя (резиновой крошки) на пластифицированный дизельным топливом бутилкаучук сокращает длительность перемешивания мастики до 1-1,5 ч и решает проблему получения гомогенной полимербитумной композиции. 1 табл.
Изобретение относится к композициям битуминозных материалов, а именно к изготовлению мастики на их основе.
Мастика применяется для защиты сооружений от подземной и атмосферной коррозии нефте-, газо-, и продуктопроводов и отводов от них, а также других металлических конструкций, использующихся вне помещений. Анализ существующих изобретений показал, что известны составы композиций, содержащие: по а. с. N 621715 - битум (51 - 55)%, кумароновую смолу (4,5 - 6,0)%, мягчитель (6,4 - 8,5)%, олиговинилэтаноламин (0,2 - 1,2)%, резиновую крошку (остальное); по а. с. N 383724 - битум (75 - 80)%, этиленпропиленовый каучук (10 - 15)%, сланцевую смолу (5 - 15)%; по а.с. N 2034004 - бутилкаучук (4,5 - 6,5)%, бензин (33 - 35)%, воду (31 - 33)%, соль октадецилтриметилендиамина (0,9 - 1,1)%, едкий натр (0,25 - 0,27)%, стеариновую кислоту (0,4 - 0,6)%, антисептик (0,24 - 0,26)% битум (остальное). Наиболее близкой к заявленному решению является мастика битумно-резиновая изоляционная марки МБР-90 по ГОСТ 15836-79, которая содержит следующие компоненты, мас.%: битум нефтяной (БНИ-IV) - 93,0 резиновая крошка из амортизированных автопокрышек - 7,0 Мастика имеет следующие качественные показатели: температура размягчения по методу "кольца и шара", oC, не менее - 90,0 глубина проникания иглы при 25oC, 0,1 мм, не менее - 20,0 растяжимость при 25oC, см, не менее - 3,0 водонасыщение за 24 ч,%, не более - 0,2 Использование в составе мастики резиновой крошки имеет ряд недостатков: во-первых, длительное непрерывное перемешивание мастики (1,5 - 4,0 часа), во-вторых, невозможность получения достаточно гомогенной полимербитумной композиции, в-третьих, невысокий уровень показателей "глубина проникания иглы" и "растяжимость". Задачей заявляемого изобретения является разработка нового состава изоляционной мастики гомогенного состава и обладающей улучшенными технологическими показателями (температура размягчения, глубина проникания иглы, растяжимость). Эта задача решается разработкой новой рецептуры мастики битумной изоляционной (техническое название "Биом-2"), содержащей бутил-каучук, пластифицированный дизельным топливом, мас.%: Компоненты взяты в следующих соотношениях: битум нефтяной ГОСТ 6617-76 или ГОСТ 9812-74 - 98,5 - 91,0 бутилкаучук марки БК 1675 ТУ 38.003169-79 - 0,5 - 3,0 топливо дизельное летнее ГОСТ 305-82 - 1,0 - 6,0 Предложенный состав мастики отличается от рецептуры ближайшего аналога заменой наполнителя (резиновой крошки) на пластифицированный дизельным топливом бутилкаучук. Подобная замена сокращает длительность перемешивания мастики до 1,0 - 1,5 часа и решает проблему получения гомогенной полимербитумной композиции. Заявляемое решение соответствует критерию "новизна". Для получения мастики были приготовлены три смеси компонентов, отличающихся в основном содержанием битума марки БНИ-У (БН-90/10). В смесях N1, 3 содержание битума предельно-допустимое по рецептуре (в смеси N1 - максимальное, N3 - минимальное), в смеси N2 - номинальное. Порядок приготовления смесей Пример 1. Первоначально бутилкаучук пластифицируют дизельным топливом следующим образом: измельченный бутилкаучук (0,5%) и дизельное топливо (1,0%) перемешивают при температуре 25 - 30oC до однородного состояния. Полученную смесь загружают в расплавленный битум (98,5%). Производится перемешивание в течение 1,0 - 1,5 часа при температуре 160 - 200oC. От полученной смеси отбирают пробы для определения характеристик (таблица). Пример 2. Смесь, содержащую 94,7% битума, 1,5% бутилкаучука, 3,8% дизельного топлива перерабатывают по режиму, указанному в примере 1. Пример 3. Смесь, содержащую 91,0% битума, 3,0% бутилкаучука, 6,0% дизельного топлива, перерабатывают по режиму, указанному в примере 1. Внешний вид образцов от трех смесей соответствует требованиям технических условий. Содержание компонентов в смесях и их характеристики приведены в таблице. Приведенные в таблице данные подтверждаются актом испытаний смесей. Повышение температуры размягчения, как правило, приводит к понижению таких показателей, как "глубина проникания иглы" и "растяжимость". Результаты таблицы свидетельствуют о том, что применение предлагаемой композиции "наполнитель-пластификатор" позволяет получать мастику с большим запасом по величине такой характеристики, как температура размягчения (более 100oC), при этом понижение показателей "растяжимость" и "глубина проникания иглы" происходит более плавно, чем в сравниваемой рецептуре. В настоящее время разработаны технические условия ТУ 27081564-018-93 на мастику битумную изоляционную "Биом-2" и проводится промышленное ее изготовление, отвечающее требованиям заказчика. Сравнение предлагаемой рецептуры с другими известными аналогами не выявляет в них отличительные признаки, предлагаемые в данном техническом решении. Таким образом, данное техническое решение не вытекает из существующего уровня техники, что дает основание считать его обладающим изобретательским уровнем.Формула изобретения
Мастика битумная изоляционная, содержащая битум нефтяной, наполнитель, отличающаяся тем, что в качестве наполнителя она содержит бутилкаучук, пластифицированный топливом дизельным при следующем содержании компонентов, мас.%: Битум нефтяной - 98,5 - 91,0 Бутилкаучук - 0,5 - 3,0 Топливо дизельное - 1,0 - 6,0сРИСУНКИ
Рисунок 1