Способ измерения температуры вращающихся элементов роторного вибрационного гироскопа

Реферат

 

Изобретение относится к годроскопии и может быть использовано в системах инерциального управления подвижных объектов. Цель изобретения - повышение точности измерения температуры. В способе возбуждают автоколебания ротора гидроскопа, измеряют частоту этих автоколебаний и частоту вращения скорости ротора гидроскопа, а значение температуры вращающихся элементов гидроскопа определяют по разности измеренных частот.

Изобретение относится к гироскопии и может быть использовано в системах инерциального управления подвижных объектов.

Известен способ измерения температуры вращающихся элементов гироскопов, заключающийся в измерении сигналов, пропорциональных температуре отдельных элементов, и определении по ним температурного состояния гироскопа.

Недостатком известного способа является низкая точность измерения температуры вращающихся элементов (ротора) и отсутствие выработки интегральной оценки температуры по объему вращающихся элементов.

Целью настоящего изобретения является повышение точности измерения температуры путем выработки ее интегрального значения.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе измерения температуры вращающихся элементов гироскопа дополнительно возбуждают автоколебания ротора гироскопа, измеряют частоту этих автоколебаний и приводной скорости вращения ротора, а значение температуры определяют по формуле где to - интегральное по объему ротора значение температуры; f0 - частота измеренных автоколебаний; K0, C0, A0 - коэффициент упругости торсионов, полярный и экваториальный моменты инерции ротора при нулевой температуре соответственно; - скорость вращения ротора; - температурный коэффициент линейного расширения ротора и торсионов; - температурный коэффициент модуля упругости торсионов.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Собственная частота fa автоколебаний ротора имеет вид где H = (Jx + Jyk) = C; A = Jy + 1/2 J; Z = C/A; Jx, Jy - полярный и экваториальный моменты инерции наружного кольца; J, J - полярный и экваториальный моменты инерции внутреннего кольца; k -коэффициент упругости торсионов ротора; - - скорость вращения ротора.

С учетом температуры to ротора его параметры примут вид C = C0(1 + to)2 C0(1 + 2to) ; A = A0(1 + to)2 A0(1 + 2to) ; k K0(1 + 3to - to) ; где C0, A0, K0, - соответствующие параметры при нулевой температуре.

Подставляя (2) в (1), получаем: С точностью до малых второго порядка относительно to выражение (3) примет вид: Поскольку для гироскопа обеспечивается условие динамической настройки: то из (4) получаем Тогда где коэффициент пропорциональности; = fa - r - разность сравниваемых частот.

Таким образом, измеряемое значение температуры вращающегося ротора пропорционально разности сравниваемых частот с коэффициентом пропорциональности S.

В результате определение температуры ротора, состоящего из колец и торсионов, производят без каких-либо термодатчиков, поскольку сам ротор выполняет функцию термодатчиков. Показания температуры передается на основание гироскопа бесконтактно. Измерение температуры производят в процессе обычной работы гироскопа в качестве чувствительного элемента инерциальных систем. Точность измерения повышается за счет низкого уровня помех на частоте fa.

Формула изобретения

Способ измерения температуры вращающихся элементов роторного вибрационного гироскопа, заключающийся в измерении сигналов, пропорциональных температуре отдельных элементов, и определении по ним температурного состояния гироскопа, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения температуры путем выработки ее интегрального значения, возбуждают автоколебания ротора гироскопа, измеряют частоту этих автоколебаний и приводной скорости вращения ротора гироскопа, а значение температуры определяют по формуле где t0 - интегральное по объему ротора значение температуры; f0 - частота измеренных автоколебаний; K0, C0, A0 - коэффициент упругости торсионов, полярный и экваториальный моменты инерции ротора при нулевой температуре соответственно; - скорость вращения ротора; - температурный коэффициент линейного расширения ротора и торсионов; - температурный коэффициент модуля упругости торсионов.