Способ психологической реабилитации детей с нарушениями в развитии интеллекта на базе компьютерной синергической системы

Реферат

 

Изобретение относится к области педагогики, в частности логопедии, и может быть использовано для реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом, умственно отсталых детей, детей с расстройствами психосоматического типа, находящихся в различных реабилитационных центрах и других специальных учреждениях. Формируют по возрастающей сложности артикуляции звуки, слова, простейшие предложения и соответствующие им по смыслу лексической структуры видеообразы. Ребенку предъявляют полученную информацию в возрастающей сложности, искажают ее путем изменения степени неразборчивости речи и "смазанности" изображения. В процессе предъявления изменяют степень искажения и добиваются безошибочной речи и понимания ситуации ребенком. 2 табл., 1 ил.

Изобретение относится к области вспомогательной педагогики, в частности логопедии, и может быть использовано для реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом, умственно отсталых детей, детей с расстройствами психосоматического типа, находящихся в реабилитационных центрах для психологической и социальной адаптации, учреждениях, разрабатывающих невербальные средства коммуникации и экстрасенсорных качеств.

В настоящее время нет единой методики или способа, который применялся бы как универсальный при реабилитации детей, страдающих дефектами речи и сниженным интеллектом, каждый логопед или психолог пользуется своими, индивидуально разработанными способами и методами, которые они считают наиболее эффективными.

Известны, например, методические приемы реабилитации детей с нарушением в развитии речи и интеллекта, построенные на основе программного материала с учетом поставленных логопедических задач каждого этапа коррекционной работы и включающие обследование, режим молчания, переход к шепотной речи, сопряженная речь, отраженная речь, вопросно-ответная речь, самостоятельная речь, где логопед создает различные игровые ситуации так, чтобы реализовать поставленные задачи каждого этапа коррекционной работы.

Перечисленные этапы в указанной последовательности позволяют логопеду или психологу определить структуру речевого нарушения, уровень интеллекта, воспитать у детей звуковую культуру, развить слуховую и зрительную память и ориентировку, последовательно перейти к усвоению просодических компонентов речи, сливанию звуков букв в слоги и слова для их сопряженного произношения. Используя игровую форму обучения и элементы вопросно-ответной речи, логопед проводит обучение детей по развитию моторики, общению с партнером, воспитывая поведенческую активность и самостоятельность, затем постепенно переходит к обучению по дословному пересказу подготовленных текстов с последующим переходом к пересказу различных событий в произвольной форме [1].

Однако, использование указанных методических приемов, основанных на наглядности натуральных предметов и их словесных характеристик с многократным повторением полученной информации, на наш взгляд, малоэффективно, поскольку воздействие операций, включенных в указанные приемы, слабо влияет на рецепторы головного мозга, а стимуляция интереса и интуитивных желаний ребенка в процессе многократного автоматического повторения одной и той же информации быстро исчезает, что приводит к снижению эффекта, увеличению срока реабилитации ребенка и многократным затратам времени педагога-координатора.

Известен также метод обучения детей, направленный на развитие речевых средств и интеллекта, принятый нами в качестве прототипа, содержащий показ и рассматривание предмета, выполнение действий с предметом, просьбы, поручения, повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений, вопросы-ответы, опосредованное общение через куклу, многократное проговаривание речевого материала, основанного также на использовании наглядности натуральных предметов в обучении, словесной характеристики их внешних признаков, их назначения, объединения их в дальнейшем в короткие предложения с многократным повторением полученной информации.

Для возбуждения интереса у ребенка проведение первой операции происходит в игровом режиме и решает задачу развития речевых средств, в т.ч. знакомство с новыми словами и уточнение их значимости через представленную новую игрушку и ее рассматривание. Вторая операция также проводится в игровом режиме с предоставлением игрушки и выполнением различных действий с ней, обозначающих движение, состояние предмета, признаки действий. Ребенок не только смотрит на игрушку и произносит ее название, но и трогает ее, ощупывает, двигает и т.д., при этом словарь обогащается названиями действий, что способствует появлению в активной речи ребенка предложений. Третья операция представлена обращенной к ребенку просьбой, что помогает проверить понимание ребенком обращенной к нему речи, формирует ориентировку в окружающем пространстве и способствует самостоятельному выражению просьб. Четвертая операция заключается в повторении за ребенком слов и словосочетаний, решает вопросы пропедевтики и т.д. [2].

Однако, использование данного метода также малоэффективно, поскольку он рассчитан на долгий, планомерный режим обучения (тренинга), основанный на наглядности натуральных предметов, а, если учесть то, что в силу своих особенностей интерес таких детей к игре неустойчив, то и воздействие указанных приемов на рецепторы и центры коры головного мозга незначительно, а стимуляция интереса и включение интуиции как инструмента развития интеллекта не достигает уровня сопереживания, что снижает эффективность метода, увеличивает срок реабилитации и умножает затраты времени педагога-координатора.

Целью изобретения является повышение эффективности развития интеллекта, в частности артикуляционного аппарата, с одновременным сокращением срока реабилитации за счет увеличения уровня интереса к процессу реабилитации и включения интуиции в процесс развития интеллекта.

Поставленная цель достигается тем, что повышение интереса к процессу артикулярной реабилитации и его поддержание на уровне сопереживания, включение интуиции как инструмента развития интеллекта осуществляется за счет спонтанного воздействия на слуховой и зрительный рецепторы коры головного мозга ребенка комплексной, постоянно меняющейся информации, сформированной на принципах синергетики в виде усложняющихся в развитии лексической и морфологической структур, подверженных компьютерной обработке, носящей существенно нелинейный характер, и представленных в форме отдельных файлов с возможностью их последующего неограниченного воспроизведения на компьютере, для чего: все звуки, представленные алфавитом, распределяются в фонетические ряды, выстроенные в усложняющейся логике артикуляции, составляющие семь уровней сложности фонетической структуры, на базе которой формируется развивающаяся лексическая структура слов по принципу возрастающей сложности артикуляции с сохранением смысловых значений, на базе которой, в свою очередь, формируется морфологическая структура простейших предложений также по принципу возрастающей сложности от 2- до 6-словных предложений, заканчивающихся короткими рассказами. Сформированные лексическая и морфологическая структуры с помощью стандартных устройств ввода информации заносятся в память компьютера с использованием звуковой карты, например, типа "Saund Blaster" (16-и разрядного аналого-цифрового преобразователя), подключенного в стандартный интерфейсный блок компьютера IBM с микропроцессором типа Intel 80386, после чего программно компонуются в два файла: файл с информацией о процессе развития слова - лексическая структура; файл с информацией о процессе развития предложения - морфологическая структура.

На чертеже изображена блок-схема компьютерной системы способа, где: Блок 1. Пакет программных модулей, состоящий из программы сжатия информации с возможностью регулирования в широких пределах степени искажений, управляющей программы и набора файлов для конкретных методик.

Блок 2. Программа сбора и обработки статистики ошибок распознавания и командных воздействий, а также программа контроля сложности используемой дидактической информации.

Блок 3. Рабочее место педагога-координатора, осуществляющего реализацию конкретной методики.

Блок 4. Центральный узел микропроцессора, располагающий достаточным объемом оперативной памяти и быстродействием.

Блок 5. Устройство отображения видеоинформации с защитным экраном и необходимой разрешающей способностью.

Блок 6. Устройство отображения звуковой информации, встроенное в центральный узел микропроцессора.

Блок 7. Интерфейс компьютера, обеспечивающий двухсторонний обмен с периферийными устройствами.

Блок 8. Выносной сменный пульт с органами регулировки и формирования сигналов фиксации корректирующих воздействий для программы накопления статистики.

Блок 9. Узел обработки и согласования с интерфейсом компьютера соответствующих сигналов выносного пульта.

Блок 10. Дополнительные звуковые излучатели (наушники или головные телефоны) для слабослышащих или глухих детей.

Блок 11. Микрофон для ввода речи ребенка с усилением и последующей трансляцией на головные телефоны.

Блок 12. Дактильные датчики для воздействия на осязательные рецепторы.

В соответствии с логикой сложности (синергетический принцип) и смысловыми значениями, полученные звуковые структуры с помощью стандартной системы ("Мультимедиа" привязываются к зрительной (образной) информации, выполненной в форме наборов образцов и изменяющихся видеосюжетов, скомпонованных также в файлы: файл, хранящий информацию в виде набора изменяющихся видеообразов, соответствующих по смыслу и порядку изложения лексической структуре слова; файл, хранящий в виде набора изменяющихся видеосюжетов, соответствующих по смыслу и порядку изложения морфологической структуре предложения.

Подготовленные указанным образом структуры подвергаются программному искажению, носящему существенно нелинейный характер, отражающийся для детей на экране монитора и в звуковом сопровождении изменением степени неразборчивости речи и "смазанности" воспроизводимого изображения с возможностью их плавного регулирования в диапазоне от 90 до 0 процентов, т.е. процесс распознавания ребенком информации происходит спонтанно от полного непонимания ее до полного понимания с определением педагогом-координатором порогового значения осознанного восприятия информации каждым отдельным ребенком. Для этого в начальный период проведения сеанса на примере логопедической реабилитации наиболее простые звуки лексической структуры слова первого уровня сложности с соответствующими им видеообразами, подверженные искажению, воспроизводят на головные телефоны ребенка и экран видеомонитора соответственно, и используемые педагогом-координатором с пульта управления (см. блок-схему) программы обеспечивают постоянно меняющуюся игровую ситуацию на экране и в наушниках путем изменения формы подачи и степени искажения заложенной информации, их различной тембровой окраски, уровня громкости и четкости, добиваясь тем самым при повторении ребенком звуковых образцов сопереживания ситуации, определения индивидуального уровня осознанности восприятия сложности речевой структуры, на котором был преодолен порог психического восприятия информации. Далее процесс реабилитации проходит период освоения первого уровня сложности с последовательным перебором видеообразов на экране и соответствующим воспроизведением в наушниках с различной степенью внесенных искажений и дальнейшим переходом на более сложные уровни лингвистической структуры, заложенной в программе, т.е. происходит процесс развития интеллекта и речи в объеме всех семи уровней сложности фонетической структуры (табл. 1). По решению педагога-координатора дальнейший этап психокоррекции переводится на самостоятельную работу ребенка с текстами, пересказ коротких рассказов при контрольных проверках педагога, добиваясь при этом безошибочной речи и понимания ситуации.

Таким образом, в сравнении с прототипом заявляемый способ психологической реабилитации детей, основанный на повышении уровня интереса к процессу реабилитации, его поддержании на уровне сопереживания и включении интуиции как инструмента развития интеллекта, осуществляющихся за счет спонтанного комплексного воздействия на слуховой и зрительный рецепторы коры головного мозга ребенка при логопедической коррекции комплексной, постоянно меняющейся информации, сформированной в виде двух усложняющихся структур, подверженных компьютерной обработке, носящей существенно нелинейный характер, соответствует критерию изобретения "новизна", а сравнение его отличительных особенностей с другими известными информационными источниками позволило сделать вывод об их неадекватности, что соответствует критерию изобретения "изобретательский уровень".

Пример конкретного выполнения Заявленный способ для психологической реабилитации был осуществлен в ТОО "Новая школа" г. Воронежа. С этой целью звуки, представленные буквами алфавита, разбивались в фонетические ряды, буквы которых выстраивались в усложняющейся логике артикуляции и составили семь уровней сложности фонетической структуры (см. табл. 1).

В первый уровень сложности вошли буквы, звуки которых произносятся при участии лишь одного элемента артикуляционного аппарата - голоса; зубов еще нет, язык не скоординирован (речь младенца).

Появляются нижние зубы, начинается координация отношений "язык-зубы", уровень сложности звуков повышается (третий уровень).

Появляются верхние зубы, начинается координация отношений "зубы-губы", уровень сложности звуков еще более высок (пятый уровень), и т.д.

На базе полученной фонетической структуры была сформирована развивающаяся лексическая структура слов по принципу возрастающей сложности артикуляции с сохранением смысловых значений, для чего соединяли различные уровни сложности в индивидуально определяемую для каждого ребенка развивающуюся по сложности лексическую структуру слова (см. табл. 2).

Далее, на базе полученной структуры слова формировалась морфологическая структура простейших предложений (см. Приложение 1). Сформированные структуры вводились в память компьютера в форме двух файлов - файл с информацией о процессе развития слова и файл о процессе развития предложения, которые привязывались с помощью стандартной системы "Мультимедиа" в соответствии с логиков их развития и смысловыми значениями к образной (зрительной) информации, выполненной в виде набора видовых сюжетов, соответстующих по смыслу и порядку расположения первым двум файлам. Подготовленные файлы подвергались программному искажению (т.е. логическому сложению в цифровой форме различного количества нечетных гармоник разложения сигнала и последующего аналогового преобразования), т. е. информация преподносилась от неразборчивости речи и "смазанности" изображения до полной разборчивости и четкости изображения. Определялся некий психологический порог осознанного восприятия информации, после чего проводился период освоения первого уровня сложности с последовательным переходом на более сложные уровни сложности фонетической системы.

Предлагаемый способ психологической реабилитации детей позволяет в 10 - 15 раз повысить эффективность коррекции артикулярного аппарата и развить общий интеллектуальный уровень, в 30 - 40 раз сократить время, затрачиваемое на обучение каждого ребенка педагогом-дефектологом.

Источники информации 1. Книга Волкова Г.А. "Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников" статья "Содержание занятий на различных этапах логопедической работы". М., "Просвещение", 1983, с. 37 - 124.

2. Книга Миронова С.А. "Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях" раздел "Как учить детей". М. , "Просвещение", 1991, с. 46 - 67 (прототип).

Формула изобретения

Способ психологической реабилитации детей с нарушениями в развитии интеллекта, включающий проведение занятий в игровом режиме, предъявление зрительной информации и проговаривание речевого материала в виде слов и предложений в форме диалога, отличающийся тем, что предварительно формируют по возрастающей сложности артикуляции звука, слова, простейшие предложения и соответствующие по смыслу лексической структуре видеообразы; ребенку предъявляют полученную информацию в возрастающей сложности, искажают ее путем изменения степени неразборчивости речи и "смазанности" изображения, в процессе предъявления изменяют степень искажения и добиваются безошибочной речи и понимания ситуации ребенком.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2