Антидетонационная присадка

Реферат

 

Антидетонационная присадка к бензину содержит метил- и диметиланилины и никель в виде Ni(CnH2n+1COO)2 (n = 10 - 16). Оптимальное содержание никеля в метил- и диметиланилинах составляет 40 - 100 мг никеля на 1 кг анилинов. Использование присадки снижает отложения во впускной системе и нагарообразование относительно не содержащих никель анилинов примерно в 20 раз, дополнительно повышается октановое число на 0,5 - 0,6. 1 табл.

Изобретение относится к производству бензинов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Использование для повышения октанового числа бензинов тетраэтил- и тетраметилсвинца ввиду высокой токсичности свинца, выбрасываемого с отработавшими газами автомобилей, в развитых странах запрещено.

Антидетонаторы на основе железа не нашли применения ввиду того, что железо не выносится из двигателя и приводит к сильному ускорению его износа.

Бензины, содержащие антидетонаторы на основе марганца, нестабильны при хранении, это ограничивает применение марганецсодержащих антидетонаторов.

Применяются в качестве антидетонатора никелевые соли жирных кислот [CnH2n+1COO]2Ni (n = 10 - 16), но повышение октанового числа, достижимое при применении этого антидетонатора, недостаточно - 1,5 - 5,6 единиц (патент РФ 2032708, 1995).

Высокой антидетонационной активностью обладают метил- и диметиланилины. Однако применение бензинов, содержащих метил- и диметиланилины, вызывает резкое увеличение выделения нагара в двигателе и отложений во впускной системе (Нефтепродукты. Свойства, качество, применение: Справочник /под ред. Б.В.Лосикова. -М.: Химия, 1966, 776 с.).

Целью изобретения является повышение детонационной стойкости бензина с помощью присадки, содержащей минимальное количество металла и обеспечивающей минимальные нагар в двигателе и отложения в его выпускной системе.

Для достижения поставленной цели предлагается использовать в качестве антидетонационной присадки к бензинам о-толуидин, N-метиланилин, ксилидины, содержащие никель в виде Ni(CnH2n+1COO)2 (n = 10 - 16) в количестве 40 - 100 мг/кг. Смесь солей Ni(CnH2n+1COO)2 при n = 10 - 16 хорошо растворяется в органических растворителях, она резко снижает отрицательное влияние метил- и диметиланилинов на образование нагара и отложений во впускной системе двигателя, несколько повышает влияние метил- и диметиланилинов на увеличение октанового числа.

Влияние метил- и диметиланилинов, содержащих никель в виде Ni(CnH2n+1COO)2, на октановое число, отложения во впускной системе и нагар в двигателе видны из данных таблицы. Октановое число определяли по моторному методу, отложения во впускной системе и нагар - по известным методикам (Гуреев А.А. и др. Производство высокооктановых бензинов. -М.: Химия, 1981, 224 с.). Из данных таблицы видно, что введение в метил- и диметиланилины 40 - 100 мг/кг никеля снижает отложения во впускной системе и нагарообразование относительно не содержащих никель анилинов примерно в 20 раз, октановое число повышается дополнительно на 0,5 - 0,6.

Оптимальное содержание никеля в метил- и диметиланилинах составляет, как видно из данных таблицы, 40 - 100 кг никеля на килограмм анилинов.

Формула изобретения

Антидетонационная присадка к бензину, содержащая никелевые соли жирных кислот общей формулы (CnHn+1COO)2Ni, где n = 10 - 16, отличающаяся тем, что дополнительно содержит метил- или диметиланилин при содержании в присадке никелевой соли в количестве 40 - 100 мг/кг присадки (в расчете на никель).

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3