Метод нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации ("хроморяд белецкого")
Реферат
Метод нотной записи звуков для упрощения нотной записи и ускорения процесса обучения заключается в том, что при обозначении звуков используют собственные имена в виде новых слогов - Ту, Мо, Зу, Ло, Цу и используют дополнительные обозначения в виде прямой линии, проходящей по центру головки ноты слева-направо, сверху-вниз и расположенной под углом 45 градусов. 3 ил.
Известен традиционный способ нотной записи (нотации), при котором распределение семи слоговых наименований звуков До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си за двенадцатью высотами темперированного строя (12-тиступенная октава) и отражение внутритональных взаимоотношений звуков происходит с помощью так называемых знаков альтерации, таких как # (диез), b (бемоль), x (дубль диез), bb (дубль бемоль).
Графическое изображение знаков альтерации в традиционной нотации существенно усложняет восприятие, а переименование высот звуков и соответственно мест их извлечения на музыкальных инструментах, связанное с функциональным использованием этих знаков, значительно тормозят процесс обучения и формирования музыкального (высотного) слуха (фиг. 1). В отличие от традиционной нотации известен "Метод нотной записи многоступенчатых звуковых систем с применением пятилинейных нотоносцев" (а.с. СССР N 81821, кл. G 10 G 3/00, 1956 ). Данный метод основан на том, что для записи звуков темперированного строя (12-тиступенная октава) используется другой принцип графления нотной бумаги. Группировка нотных линий (2+3) позволяет размещать нотные знаки по степени высоты тона, в виде графического отражения последовательности клавиш фортепиано от "До" до "Си" в пределах какой-либо одной октавы, что дает возможность исключить из нотации различные ключи и знаки альтерации (диезы, бемоли и т.д.), облегчая этим восприятие нотной графики (фиг. 2). Вместе с тем, этот метод не получил распространение ввиду отсутствия собственных имен у нот, расположенных на линейках нотного стана, и существенного различия местоположения нот и сравнении с традиционной нотацией. Предлагаемый метод нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации основывается на исключении из традиционной нотации знаков альтерации ( # диез, b бемоль, x - дубль диез, bb дубль бемоль) и замене производных наименований высот звуков До диез (Ре бемоль), Ре диез (Ми бемоль), Фа диез (Соль бемоль), Соль диез ( Ля бемоль), Ля диез (Си бемоль) собственными именами в виде новых слогов Ту, Мо, Зу, Ло, Цу соответственно, в результате чего все двенадцать ступеней хроматического звукоряда темперированного строя приобретают собственные слоговые имена ("хроморяд Белецкого"): До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си. Для записи звуков Ту, Мо, Зу, Ло, Цу используют общепринятые обозначения нот традиционной нотации, располагая их во всех октавах и ключах на следующих местах написания: ноты Ту на месте нот Ре, ноты Мо на месте нот Ми, ноты Зу на месте нот Соль, ноты Ло на месте нот Ля, ноты Цу на месте нот Си. Графическое отличие нот Ту, Мо, Зу, Ло, Цу достигают путем дополнительного их обозначения в виде прямой линии, проходящей по центру головки этих нот слева - направо, сверху - вниз и расположенной под углом 45 градусов (фиг. 3). На фиг. 1 представлена схема традиционной нотной записи звуков темперированного строя в семислоговой именации; на фиг. 2 представлена схема нотной записи звуков темперированного строя в семислоговой именации по "Методу нотной записи многоступенчатых звуковых систем с применением пятилинейных нотоносцев; на фиг. 3 представлена схема нотной записи звуков темперированного строя по предлагаемому методу. Предлагаемый метод нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации осуществляют следующим образом. Музыкальным высотам звуков До диез (Ре бемоль), Ре диез (Ми бемоль), Фа диез (Соль бемоль), Соль диез (Ля бемоль), Ля диез (Си бемоль) и местам из извлечения на музыкальных инструментах присваивают собственные имена в виде следующих слогов: Ту, Мо, Зу, Ло, Цу соответственно. Затем, используя общепринятые обозначения традиционной нотации, располагают их во всех октавах и ключах на следующих местах написания: ноты Ту на месте нот Ре, ноты Мо на месте нот Ми, ноты Зу на месте нот Соль, ноты Ло на месте нот Ля, ноты Цу на месте нот Си. Графическое отличие нот Ту, Мо, Зу, Ло, Цу достигают путем применения дополнительного их обозначения в виде прямой линии, проходящей по центру головки ноты слева - направо, сверху - вниз и расположенной под углом 45 градусов (фиг. 3). Предлагаемый метод позволяет: упростить нотную запись и ее восприятие; ускорить процесс обучения и формирования музыкального (высотного) слуха у обучаемого (одна высота - одно имя); перевести на уровень слоговой речи запись, чтение и слуховое восприятие музыки; упростить компьютерный набор нот (одна клавиша - одна нота); приступить к производству новых технических средств, учебных пособий и музыкальных инструментов, поющих (читающих) нотный текст слогами.Формула изобретения
Способ нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации, содержащий традиционный способ нотной записи с применением пятилинейных нотоносцев, отличающийся тем, что из общепринятой нотации исключают графическое изображение знаков альтерации -# (диез), (бемоль), (дубль диез), (дубль бемоль) и заменяют производные наименования высот звуков - До диез (Ре бемоль), Ре диез (Ми бемоль), Фа диез (Соль бемоль), Соль диез (Ля бемоль), Ля диез (Си бемоль) на собственные имена в виде новых слогов - Ту, Мо, Зу, Ло, Цу соответственно, для записи которых используют общепринятые обозначения нот, располагая их во всех октавах и ключах на следующих местах написания - ноты Ту на месте нот Ре, ноты Мо на месте нот Ми, ноты Зу на месте нот Соль, ноты Ло на месте нот Ля, ноты Цу на месте нот Си, причем отличие нот Ту, Мо, Зу, Ло, Цу достигают путем их дополнительного обозначения в виде прямой линии, проходящей по центру головки ноты слева-направо, сверху-вниз и расположенной под углом 45 градусов.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3