Футеровочный мат
Реферат
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении трубопроводов в вечной мерзлоте, обводненной и заболоченной местности. Мат выполнен решетчатым, содержит два прямоугольной формы, расположенных с промежутком ложемента и не менее двух соединительных поясов. Концы соединительных поясов закреплены на ложементах. Последние выполнены многослойными с одним слоем, выполненным из антифрикционного материала. Мат навешивают на трубопровод перед установкой на него железобетонного утяжелителя. Ложементы мата защищают изоляционное покрытие трубопровода в зоне опирания на него грузов железобетонного утяжелителя. Повышает надежность коррозионной защиты трубопровода. 5 з.п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к трубопроводному строительству и может найти применение при подземной прокладке трубопроводов в вечномерзлых грунтах, а также в обводненной и заболоченной местности, когда необходимо выполнение работ по обеспечению устойчивости положения трубопроводов в заполненных водой траншеях.
Известны защитные обертки или футеровочные маты для обеспечения сохранности изоляционного покрытия трубопровода от воздействия установленных на трубу железобетонных утяжелителей, представляющие собой предохранительный коврик из нетканого или другого синтетического материала толщиной не менее 3 мм. Длина коврика должна обеспечивать свисание его концов на 200 мм ниже горизонтальной оси трубопровода, а по ширине коврик должен выступать по 20 см за торцевые грани утяжелителя. При этом расход нетканого материала на 1 комплект утяжелителя достигает 16,9 кв.м для трубопровода диаметром 1420 мм. При использовании для балластировки газопровода утяжелителей типа УБО рекомендуется использовать коврик из двух слоев защитной обертки шириной по 50 см каждый под силовые пояса. Технологическими картами, разработанными НГС "Оргпроектэкономика" на балластировку газопроводов железобетонными утяжелителями типа УБО, предлагается комбинированная конструкция футеровочного мата. Для защиты изоляционного покрытия трубопровода под силовые пояса утяжелителя укладываются коврики шириной 50 см, на которые битумом наклеиваются деревянные маты из бруска 40 х 60 мм шириной 40 см, связанные проволокой диаметром 2 мм, поверх которых вновь выстилаются коврики из нетканого синтетического материала шириной 50 см. Наиболее близким техническим решением к изобретению, принятым за прототип, является футеровочный мат, представляющий собой коврик из двух слоев защитной обертки, ширина которого превышает ширину установленного на трубопровод железобетонного утяжелителя, а длина обеспечивает свисание его концов с обеих сторон на 200 мм ниже горизонтальной оси трубы (См. ТУ 102-421-86 "Утяжелители железобетонные болотные клиновидные типа 1-УБК-М"). Основными недостатками данного технического решения является значительный расход синтетического материала, недостаточная масса изделия, а также недостаточная надежность работы конструкции, так как изготовление футеровочных матов производится не только в базовых, но и в трассовых условиях, что в ряде случаев не обеспечивает выполнения требований проектной документации. Учитывая вышеизложенное, ставится задача усовершенствования конструкции футеровочного мата, а также обеспечения комплектной поставки железобетонных утяжелителей и матов заводами-изготовителями. Для решения данной задачи футеровочный мат для обеспечения защиты изоляционного покрытия трубопровода от повреждений, выполненный в виде коврика из двух слоев защитной обертки или нетканого синтетического материала, обеспечивающего свисание его концов на 200 мм с обеих сторон трубы ниже горизонтальной ее оси, представлен в виде решетчатой конструкции и содержит два прямоугольных многослойных ложемента из синтетических материалов, обеспечивающих защиту изоляционного покрытия трубопровода в зонах его непосредственного контакта с железобетонным утяжелителем и, как минимум, два содержащих на концах грузы, однослойных или многослойных мягких соединительных пояса, проходящих через опорные ложементы и закрепленные на них. При этом длина соединительного пояса равна сумме расстояний между опорными ложементами и удвоенной ширине ложемента. В случаях, когда забалластированный трубопровод имеет в процессе эксплуатации значительные продольные перемещения, в ложементах футеровочного мата присутствует антифрикционный материал, например, фторопласт, а при необходимости утолщения ложементов на них устанавливаются дополнительные ребра из резины, нетканых синтетических материалов, технических тканей и т.п. Соединение ложементов и соединительных поясов футеровочного мата обеспечивается путем их сшивки, сварки или склеивания. На фиг. 1 изображен футеровочный мат в плане, на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1, на фиг. 3 сечение В-В на фиг. 1, на фиг. 4 - забалластированный трубопровод с установкой футеровочного мата. Футеровочный мат, представляющий собой решетчатую конструкцию (фиг. 1), содержит два прямоугольных многослойных ложемента 1 из синтетических материалов, обеспечивающих защиту изоляционного покрытия трубопровода в зонах его непосредственного контакта с железобетонными утяжелителями и соединительные пояса (2), проходящие через ложементы и закрепленные на последних. При этом длина соединительного пояса равна сумме расстояний между опорными ложементами и удвоенной ширине ложемента. На концах соединительных поясов установлены грузы 3, обеспечивающие погружение ложементов в заполненную водой траншею. На фиг. 2 показано сечение опорного ложемента, состоящего из двух слоев синтетического материала, соединительных поясов 2 и дополнительных ребер 5 из резины, нетканых синтетических материалов или технических тканей, устанавливаемых при необходимости увеличения толщины опорного ложемента. Соединительные пояса выполняются как однослойными, так и многослойными. Соединение слоев в опорных ложементах, ребер и соединительных поясов обеспечивается путем их сшивки, сварки или склеивания. Сечение опорного ложемента футеровочного мата, укладываемого на участках, где возможны значительные продольные перемещения трубопровода в процессе его эксплуатации, приведено на фиг. 3, где между слоями синтетического материала 6 уложен слой антифрикционного материала 7. На фиг. 4 изображен трубопровод 8, забалластированный железобетонным утяжелителем поясного типа УБО 9, блоки которого соединены над трубопроводом силовыми соединительными поясами 10. Изготовленный в заводских (бытовых) условиях футеровочный мат предлагаемого типа 11 устанавливается на трубопровод. Погружение опорных ложементов в заполненную водой траншею обеспечивается за счет грузов, установленных в соединительных поясах футеровочного мата. На трубопроводе футеровочный мат устанавливается перед установкой утяжелителя таким образом, чтобы края мата выступали за габариты утяжелителя. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о целесообразности внедрения предлагаемой конструкции футеровочного мата решетчатого типа с увеличенной толщиной опорных ложементов и обеспечивающих возможность значительных продольных перемещений трубопровода без нарушения целостности изоляционного покрытия под железобетонным утяжелителем.Формула изобретения
1. Футеровочный мат или защитная обертка для обеспечения сохранности изоляционного покрытия трубопровода в местах установки на него железобетонных утяжелителей, содержащий коврик длиной, обеспечивающей свисание его концов на 200 мм с обеих сторон ниже горизонтальной оси трубопровода, отличающийся тем, что он выполнен решетчатым, содержит два расположенных с промежутком прямоугольной формы опорных ложемента, не менее двух мягких соединительных поясов, причем опорные ложементы выполнены многослойными из синтетических материалов, что обеспечивает защиту изоляционного покрытия трубопровода в зонах его непосредственного контакта с железобетонным утяжелителем, при этом соединительные пояса проходят через опорные ложементы и закреплены на них, а длина соединительных поясов равна сумме расстояния между опорными ложементами и удвоенной ширине опорного ложемента. 2. Мат по п. 1, отличающийся тем, что каждый опорный ложемент снабжен слоем антифрикционного материала, например, фторопласта. 3. Мат по п.2, отличающийся тем, что опорный ложемент снабжен ребрами, выполненными из полос резины, нетканых синтетических материалов, технических тканей. 4. Мат по п.3, отличающийся тем, что для облегчения погружения опорных ложементов в заполненную водой траншею на концах соединительных поясов закреплены грузы. 5. Мат по п.4, отличающийся тем, что соединительные пояса выполнены двух или трехслойными. 6. Мат по п.5, отличающийся тем, что соединение слоев в опорных ложементах и соединительных поясах обеспечивается посредством из сшивки или склеивания.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4