Навесная дисковая борона

Реферат

 

Использование: сельскохозяйственное машиностроение, в частности бороны. Сущность изобретения: широкозахватная навесная дисковая борона содержит раму с элементами присоединения к трактору и секции рабочих органов в виде дисков со средствами регулирования их угла атаки. Для увеличения продольной устойчивости агрегата трактора с бороной секции рабочих органов выполнены из внутренних и наружных частей, соединенных между собой вертикальными шарнирами и упругим элементом с возможностью поворота наружных частей относительно внутренних вперед до упора. Последние установлены на дополнительных рамах, соединенных с центральной рамой шарнирами, оси которых расположены горизонтально в направлении движения бороны. 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области сельскохозяйственной техники и может быть использовано в сельскохозяйственном машиностроении, в частности в навесных дисковых боронах.

В настоящее время в странах СНГ все большее распространение получают навесные дисковые бороны, которые значительно проще прицепных борон, так как не требуют пневматического хода и выносной гидросистемы и, следовательно, значительно дешевле последних.

Однако они менее производительны чем прицепные, так как увеличение производительности навесных дисковых борон за счет увеличения ширины захвата влечет за собой увеличение массы орудия, что приводит к уменьшению продольной устойчивости трактора в транспортном положении орудия. Эта проблема в известных боронах решается путем смещения центра тяжести орудия за счет смещения его составных частей к трактору, либо вручную, либо при помощи гидроцилиндров, как это делается в навесных боронах БДН-3; БДС-3,5; БДС-2,5.

Более перспективными в этом отношении являются орудия, у которых это производится за счет действия массы самого орудия. Известна, например, офсетная борона (патент США N 3572445), в которой при подъеме ее в транспортное положение должно происходить автоматическое перемещение секций рабочих органов к трактору за счет силы тяжести самой бороны, и, следовательно, перемещать центр тяжести ее ближе к трактору для увеличения продольной устойчивости последнего.

Недостатком этой бороны является то, что на процесс ее складывания существенно влияет рельеф поля, на котором она работает, в связи с тем, что масса продольного бруса значительно меньше массы секций рабочих органов, поэтому даже незначительное отклонение продольного бруса от горизонтали, например, при наезде передних колес трактора на возвышенность в момент подъема бороны в транспортное положение может привести к самоторможению механизма перемещения секций рабочих органов и его заклиниванию.

В связи с чем авторами предусмотрен вариант использования выносного гидроцилиндра для складывания бороны перед подъемом ее в транспортное положение.

Наиболее близким к изобретению является борона по патенту РФ N 1410873, которая включает раму, к продольным брусьям которой присоединены при помощи вертикальных шарниров и роликов передние и задние секции рабочих органов, а также стойку, навески и винт, один из резьбовых концов которого шарнирно связан со стойкой навески, а другой при помощи тяг - с задними секциями рабочих органов и при помощи упругого элемента - с рамой.

Для увеличения продольной устойчивости трактора секции рабочих органов перемещаются вперед за счет массы бороны и усилия упругого элемента.

Недостатком бороны является то, что эта схема применима для небольшой ширины захвата бороны, так как перемещение секций по этой схеме не дает уменьшения транспортной ширины бороны.

Кроме того, крепление секций к раме при помощи вертикальных шарниров и роликов не позволяет им приспосабливаться к рельефу почвы по ширине захвата, что также ограничивает величину последней.

Целью предлагаемого изобретения является создание навесной дисковой бороны, в которой эти недостатки устраняются.

Поставленная цель достигается тем, что в навесной бороне, содержащей раму с элементами присоединения ее к трактору и секции рабочих органов со средствами регулирования углов атаки, выполненные из внутренних и наружных частей, соединенные между собой вертикальными шарнирами и упругим элементом с возможностью поворота наружных частей относительно внутренних вперед до упора, а последние установлены на дополнительных рамах, соединенных с центральной рамой шарнирами, оси которых расположены горизонтально в направлении движения бороны.

Заявляемая борона отличается от прототипа тем, что ее секции рабочих органов выполнены из внутренних и наружных частей, соединенных между собой вертикальными шарнирами и упругим элементом с возможностью поворота наружных частей относительно внутренних вперед до упора, а последние установлены на дополнительных рамах, соединенных с центральной рамой бороны шарнирами, оси которых расположены горизонтально в направлении движения бороны.

Следовательно, можно сделать вывод, что заявляемая борона соответствует критерию "новизна".

Проверкой соответствия заявляемого технического решения требованиям изобретательского уровня в отношении совокупности его существенных признаков установлено, что оно не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники, так как из последнего не выявлено влияние предписываемых заявленным решением признаков на достижение технического результата, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "изобретательский уровень".

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена схема бороны, вид сверху в рабочем положении, а на фиг. 2 то - же в транспортном положении.

Борона содержит раму 1 со стойкой навески 2 и задними тягами 3, к которой при помощи шарниров 4 и 5, оси которых расположены в направлении движения бороны, прикреплены дополнительные рамы 6 и 7, к которым при помощи вертикальных шарниров 8 и 9 и винтовых стяжек 10 присоединены передние 11 и задние секции 12 рабочих органов 13. Передние 11 и задние секции 12 состоят из внутренних 14 и 15 и наружных частей 16 и 17, соединенных между собой вертикальными шарнирами 18 и 19 и пружинами 20 с возможностью поворота наружных частей 16 и 17 вперед до упоров 21 и 22.

При подъеме бороны в транспортное положение наружные части 16 и 17 передних 11 и задних секций 12 рабочих органов 13 под действием усилия пружин 20 поворачиваются в шарнирах 18 и 19 относительно внутренних частей 14 и 15, двигаются до передвижных упоров 21 и 22 и устанавливаются в положении, изображенном штрихпунктирными линиями (положение ближнего транспорта, то есть во время поворота агрегата в конце поля). Повороту наружных секций 16 и 17 также способствует их собственная масса, так как навесное устройство трактора, как правило, заднюю часть орудия поднимает выше передней. При опускании бороны на почву и движении трактора вперед за счет силы сопротивления почвы наружные части 16 и 17 возвращаются в исходное положение. При этом секции 11 и 12, закрепленные на дополнительных рамах 6 и 7, имеющие горизонтальные шарниры 4, 5, оси которых расположены в направлении движения бороны, хорошо приспосабливаются к рельефу обрабатываемого поля. В положении дальнего транспорта (при переезде с поля на поле и т.п.) наружные части 16 и 17 секций 11 и 12 устанавливаются в направлении движения трактора, чем обеспечивается наименьший транспортный габарит бороны и максимальное приближение центра тяжести ее к трактору. Угол атаки рабочих органов 13 в рабочем положении бороны регулируется винтовыми стяжками 10.

В заявляемой навесной дисковой бороне при переводе ее в транспортное положение автоматически происходит одновременное уменьшение транспортного габарита по ширине и перенесение ее центра тяжести вперед, что предопределяет увеличение продольной устойчивости трактора с бороной или возможность увеличения ширины захвата последней в сравнении с существующими конструкциями, а следовательно, за счет этого увеличение ее производительности.

Заявляемое техническое решение по предлагаемому изобретению промышленно применимо, так как для его осуществления не требуется уникальных оборудования, инструментов и материалов; его применение позволит создать навесную полевую борону к тракторам тягового класса 3 шириной захвата 6...7 м простой конструкции: без шасси и выносной гидросистемы, при этом борона будет хорошо приспосабливаться к рельефу почвы и иметь относительно небольшую транспортную ширину.

Формула изобретения

Навесная дисковая борона, содержащая основную раму с элементами присоединения ее к трактору и секции рабочих органов со средствами регулирования углов атаки, отличающаяся тем, что каждая секция рабочих органов выполнена из внутренней и наружной частей, соединенных между собой вертикальным шарниром и упругим элементом с возможностью поворота наружной части относительно внутренней вперед до упора, при этом последняя установлена на дополнительной раме, соединенной с основной рамой шарнирами, оси которых расположены горазонтально в направлении движения бороны.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2