Запирающее устройство

Реферат

 

Устройство используется для защиты дверей грузовых вагонов и контейнеров. Оно содержит корпус с двумя гладкими отверстиями и одним резьбовым. Для запирания троса, пропущенного через гладкие отверстия, резьбовое отверстие пересекает одно из гладких, и в него ввинчен фиксатор. Для повышения надежности запирания резьбовое отверстие выполнено со смещением относительно оси пересекаемого гладкого отверстия. При этом в стенке последнего, в зоне заклинивания троса, с противоположной от резьбового отверстия стороны, выполнена выборка. В выборке размещается участок троса при ввернутом в резьбовое отверстие фиксаторе. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к запирающим устройствам специального назначения, которые используются для защиты дверей грузовых вагонов и контейнеров. В практике железных дорог России существует необходимость защиты порожних вагонов и контейнеров от проникновения в них посторонних лиц для проезда или нанесения ущерба подвижному составу. Используемая для этих целей проволочная закрутка не может полностью защитить от проникновения, поэтому остро стоит проблема разработки простого, надежного и дешевого запирающего устройства.

Известна пломба-запор, состоящая из корпуса с двумя гладкими отверстиями и одним резьбовым отверстием, пересекающим одно из гладких отверстий, замыкатель в виде гибкого элемента, например, троса, пропущенного через указанные гладкие отверстия и фиксатор замыкателя, выполненный в виде поворотной рукоятки или болта с резьбовым участком, расположенным в резьбовом отверстии корпуса и следующим за ним участком с уменьшенным поперечным сечением [1].

Недостатком указанной пломбы-запора является ее невысокая стойкость к силовому воздействию.

Задачей изобретения является повышение надежности запирающего устройства.

Технический результат, обусловленный задачей, достигается тем, что резьбовое отверстие выполнено со смещением относительно оси пересекаемого гладкого отверстия, в стенке этого отверстия в зоне заклинивания троса с противоположной стороны от резьбового отверстия выполнена выборка для размещения в ней участка троса при ввернутой в резьбовое отверстие рукоятке (болте), а гибкий элемент с одной стороны имеет наконечник. Для исключения проскальзывания троса в гладком отверстии при попытке его силового извлечения это отверстие выполнено с рифлением, например, резьбовым. С целью исключения возможности вывертывания резьбового участка рукоятки из резьбового отверстия она может быть выполнена по типу невыпадающего винта. Вариантом выполнения запирающего устройства (ЗУ) является конструкция, в которой на гибком замыкателе отсутствует наконечник, а один конец троса жестко закреплен в корпусе. Вторым вариантом выполнения запирающего устройства является конструкция, в которой в корпусе выполнен продольный паз, пересекающий по крайней мере одно из гладких отверстий, а резьбовое отверстие выполнено перпендикулярно пазу.

На фиг. 1 изображен общий вид запирающего устройства; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг. 3 - общий вид запирающего устройства с фиксатором замыкателя в виде невыпадающего винта; на фиг. 4 - общий вид запирающего устройства с глухим отверстием в корпусе и заглушкой; на фиг. 5 - разрез А-А на фиг. 4; на фиг. 6 - общий вид запирающего устройства с продольным пазом корпуса; на фиг. 7 - разрез А-А на фиг.6.

Запирающее устройство (фиг. 1 и 2) состоит из корпуса 1, в котором выполнены гладкие сквозные отверстия 2 и 3. Перпендикулярно отверстию 3 со смещением относительно его оси выполнено резьбовое отверстие 4. Через отверстие 2 и 3 пропущен замыкатель 5 в виде гибкого элемента, например, троса. Трос 5 в отверстии 3 фиксируется с помощью поворотной рукоятки или болта 6. Болт 6 имеет резьбовой участок 7, расположенный в резьбовом отверстии 4 и следующим за ним участком 8 с уменьшенным поперечным сечением (проточкой). В стенке гладкого отверстия 3 в зоне заклинивания троса 5 выполнена выборка 9 для размещения в ней участка троса 5 при полностью ввернутом болте 6. Для упрощения технологии изготовления выборки 9 возможно ее изготовление путем рассверливания в корпусе 1 глухого отверстия 10 (фиг. 4 и 5), причем это отверстие снаружи закрыто заглушкой 16. Для ограничения пропускания троса 5 через отверстие 2 трос имеет наконечник 11. С целью исключения проскальзывания троса 5 в отверстии 3 при попытке силового извлечения троса это отверстие выполняется с рифлением, например путем, нарезания в нем резьбы.

Значительно затрудняется возможность вскрытия запирающего устройства путем вывертывания фиксатора замыкателя 6 из корпуса 1 в конструкции ЗУ, в которой рукоятка (болт) 6 выполнена в виде невыпадающего винта (фиг.3). Болт 6 вкручивается в отверстие 4 корпуса 1 до того момента, пока в отверстии 4 не заканчивается резьбовой участок, далее болт 4 будет только прокручиваться, после этого головка болта отламывается от резьбового участка, который в свою очередь своим острием упирается в трос 5, сдвигая его у оси отверстия 3.

Вторым вариантом изготовления запирающего устройства является конструкция, в которой в корпусе выполнен продольный паз 12 (фиг. 6 и 7), пересекающий отверстия 3 и 2. В боковой стенке корпуса 1 перпендикулярно пазу 12 выполнено отверстие 13, гладкое с одной стороны паза 12 и резьбовое с другой стороны паза, причем поворотная рукоятка между резьбовым участком 7 и проточкой имеет кольцевой участок 16, диаметр которого больше диаметра резьбового участка 7.

Устройство навешивается на узел запирания вагона, контейнера следующим образом.

Свободный конец 14 троса 5 пропускается через отверстие 2 корпуса 1, проушины 15 вагона и затем в отверстие 3, петля 15 троса 5 затягивается на проушинах 15 и после этого завинчивается болт (рукоятка) 6 до упора. При этом длина болта 6 до проточки 8 выбрана таким образом, чтобы при его завертывании до упора, когда болт обламывается в зоне проточки 8, резьбовой участок 7 болта 6 весь находился в резьбовом отверстии 4, чтобы его невозможно было вывернуть наружу. При завертывании болта за счет того, что оси отверстий 3 и 4 смещены относительно друг друга, трос 5 в зоне заклинивания резьбовым участком 7 болта 6 сдвигается в выборку 9 отверстия 3, изгибаясь при этом, причем этот изгиб дополнительно повышает требуемое для его извлечения усилие.

Во втором варианте выполнения запирающего устройства фиксация троса 5 в отверстии 3 осуществляется стягиванием стенок корпуса 1 путем завертывания рукоятки 6 в резьбовой участок отверстия 13. Для повышения усилия, требуемого для извлечения троса 5 из отверстия 3, в нем может быть нарезана резьба.

Снятие запирающего устройства с проушин 15 узла запирания возможно путем перекусывания наконечника 11 троса 5 у стенки корпуса 1 используемыми в настоящее время на железных дорогах России клещами-кусачками "Страж" или аналогичными приспособлениями.

Источники информации Патент США 4342477, 1986.

Формула изобретения

1. Запирающее устройство, включающее корпус с двумя гладкими отверстиями и одним резьбовым отверстием, пересекающим одно из гладких отверстий, замыкатель в виде гибкого элемента, например, троса, пропущенного через указанные гладкие отверстия, и фиксатор замыкателя, выполненный в виде поворотной рукоятки или винта с резьбовым участком, расположенным в резьбовом отверстии корпуса, и следующим за ним участком с уменьшенным поперечным сечением, отличающееся тем, что резьбовое отверстие выполнено со смещением относительно оси пересекаемого гладкого отверстия, в стенке гладкого отверстия корпуса в зоне заклинивания троса, с противоположной стороны от резьбового отверстия выполнена выборка для размещения в ней участка троса при ввернутой в резьбовое отверстие рукоятке, а гибкий элемент с одной стороны имеет наконечник.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что гладкое отверстие, совмещенное с резьбовым, выполнено с рифлением, например, резьбовым.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что резьбовое соединение корпуса и рукоятки выполнено по типу невыпадающего винта.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в корпусе выполнен продольный паз, пересекающий по крайней мере одно из гладких отверстий, а резьбовое отверстие выполнено перпендикулярно указанному пазу.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в одном из гладких отверстий жестке, например, путем обжатия корпуса, закреплен один конец троса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7