Способ оценки моторного развития человека по шкале уровней развития антигравитационных движений

Реферат

 

Способ характеризуется тем, что включают оценку 12 антигравитационных цепей движения, разбитых на 70 фрагментов и позволяющих человеку перейти в положение стоя на ногах из 4-х горизонтальных положений (на спине, на животе, правом и левом боку), и оценку 30 антигравитационных движений, формирующихся в процессе принятия частью тела или всем телом вертикального положения. Для осуществления способа применяют шкалу для измерения уровня развития антигравитационных движений человека, с помощью которой строится индивидуальный "профиль" развития антигравитационной системы, производится подсчет в условных единицах измерения и определяется уровень развития системы антигравитации. Изобретение позволяет оперативно и точно оценить состояние функциональной антигравитационной двигательной системы с использованием минимального количества измерительных средств, а также дать рекомендации по развитию и коррекции антигравитационных движений с помощью пассивных и активных физических упражнений. 6 ил., 1 табл.

Изобретение относится к медицине, к разделу физиология высшей нервной деятельности, и может быть использовано, во-первых, для оценки моторного развития ребенка, начиная с периода новорожденности; во-вторых, для диагностики нарушений антигравитационных двигательных функций при заболевании и травмах опорно-двигательного аппарата как у детей, так и у взрослых; в-третьих, с целью стимуляции моторного развития при его задержке и восстановления отдельных звеньев антигравитационных движений при их нарушении; в-четвертых, в физической культуре и спорте для совершенствования двигательных навыков у детей и взрослых.

Существующие на сегодня способы исследования сложных двигательных функций представлены наиболее детально в шкалах комплексной оценки психомоторного развития детей и социально-бытовой активности взрослых. Они позволяют оценить общие движения тела, такие как ходьба, способность удерживать равновесие в положении сидя, стоя, то есть движения, выполняемые в вертикальном положении. Но ни в одном из имеющихся на сегодняшний день отечественных и зарубежных методов не дана детальная оценка лежащему в основе всех общих движений тела переходу из горизонтального в соответствующее вертикальное положение, в процессе которого и формируется равновесие у человека. При некоторых же заболеваниях опорно-двигательного аппарата, например, спастическая диплегия - одна из форм детского церебрального паралича (ДЦП), посттравматические и постинсультные нарушения акта вставания, изначально происходит поражение самого антигравитационного механизма, а возникающие нарушения движений в вертикальном положении являются в конечном счете лишь его следствием. В результате диагностика осуществляется в основном в конечном звене нарушенной двигательной функции.

Прототипом для изобретения послужил применяемый в педиатрической практике способ оценки моторного развития у детей первого года жизни, данный в комплексе с оценкой развития психики.

В основе оценки моторики лежит исследование цепных симметричных установочных рефлексов. Развитие цепных установочных рефлексов дает возможность ребенку за первые два года жизни выработать стереотипы движения, позволяющие ему в дальнейшем осуществлять переход в вертикальное положение. Поэтому исследование подобных стереотипов движений правомерно как у детей, так и у взрослых. В прототипе наиболее полно дана оценка одной цепи самостоятельных антигравитационных движений, развивающихся из горизонтального положения на животе. Вторая цепь двигательных реакций, образующаяся из положения на спине, представлена в основном не самостоятельными движениями, а выполняемыми с использованием посторонней помощи (тракции за руки, опоры). Это значительно снижает достоверность представленная о формировании данного стереотипа движения. Кроме того, не дано описание цепей двигательных реакций, формирующихся в результате развития цепных асимметричных установочных рефлексов и позволяющих в дальнейшем как ребенку, так и взрослому осуществлять переход в вертикальное положение из горизонтального на правом и левом боку.

Таким образом, существующие на сегодня способы диагностики позволяют проводить оценку сложных двигательных функций крайне поверхностно. Это снижает качество лечения и не позволяет своевременно и полно коррегировать отклонения в развитии, возникающие у детей раннего возраста.

С целью усовершенствования способов оценки сложных двигательных функций был разработан способ измерения уровня развития антигравитационных движений, заключающийся в следующем. Определяется последнее звено, на котором остановилось к моменту обследования развитие каждой из 12 основных цепей движения, состоящих из 70 фрагментов движения, позволяющих человеку осуществлять самостоятельный переход в вертикальное положение из 4-х горизонтальных - на животе (переднее отталкивание от горизонтальной опоры - По), на спине (заднее отталкивание - ЗоI и ЗоII), правом и левом боку (правое и левое боковые отталкивания - Бо п, Бо л), напрямую в положение стоя и через промежуточные положения стоя на коленях, корточках. Корме того, оцениваются 10 антигравитационных вертикальных движений (АВД-1), которые появляются при достижении человеком одного из первых 5-ти уровней развития антигравитационной функциональной системы. Это удержание соответствующей части тела в вертикальном положении (реакции равновесия Р1 - Р5) и развивающиеся в результате этого повороты на 360o (П1 - П5). Далее определяются 20 антигравитационных вертикальных движений (АВД-2), направленных на преодоление гравитации в самом вертикальном положении, то есть на постепенное уменьшение площади опоры на ноги, что относится к последнему 6-му уровню развития антигравитационного механизма при обычных условиях (без специальной тренировки). Полученные данные сравниваются с эталоном - "линейкой" для измерения уровня развития антигравитационных движений путем их наложения. Для этого с помощью штемпеля делается оттиск "линейки" на бумаге и обводятся отрезки тех фрагментов движения, которые может выполнить пациент в момент обследования. Затем производится подсчет в единицах измерения - процентах. При этом вся система принята за 100%, соответствующих 100 фрагментам движения (70 + 10 + 20), а 1% соответственно будет равен 1-му фрагменту движения. Часть фрагмента движения будет оцениваться соответствующей долей от 1%. Динамика определяется по количеству новых фрагментов движения, освоенных в процессе занятий, что отражается на графике количеством дополнительно отмеченных отрезков.

В качестве эталона разработана "линейка" для измерения уровня развития антигравитационных движений человека, то есть устройство для осуществления способа измерения. Устройство выполнено в виде лекала (фиг.6) и штемпеля (2-й вариант), на которых изображена графически модель возрастного стандартного развития антигравитационной функциональной системы движений (фиг.1). К нему прилагается таблица, данная в виде комплекта карт для расшифровки условных обозначений (табл.1). Спускающиеся на графике вниз из 4-х точек (По, Бо п, Бо л, Зо) линии отражают 12 основных цепей антигравитационных движений и образуют, заканчиваясь в точках П, Бп, Б л, ЗII, 4-ре самостоятельные цепи движения, а заканчиваясь в К - 1 и К - 2, еще по 4-ре совмещенных цепи движения в каждой из 2-х точек (4 + 4 + 4 = 12). Так как все цепи пересекаются в точках 7а, 8 - 0, 8а, 8 - 1, 8 - 2, 9 - 1, то появляются дополнительные цепи движения, производные от основных, которые могут оцениваться при необходимости. Каждый из 100 фрагментов движения пронумерован и детально описан в сопроводительной таблице под своим номером в соответствующей ему цепи движения или в соответствующих графах АВД-1 и АВД-2. На графике - "линейке" каждый фрагмент представлен отрезком, ограниченным сверху и снизу горизонтальными штрихами или при соединении точками 7а, 8 - 0, 8 - 1, 8 - 2, 8а, 9 - 1. Всего изображено 90 отрезков. Из них 70 отражают процесс вставания и 20 формирование движений в самом вертикальном положении (линия АВД-2). Горизонтальные штрихи, расположенные под цифрами симметрично с двух сторон от вертикальной линии, свидетельствуют о наличии симметричных звеньев в фрагменте движения, что учитывается при оценке, если звенья данного фрагмента выполняются асимметрично. Исключение составляет линия Зо, где с двух сторон представлены две различные цепи движения (ЗоI и ЗоII), развивающиеся из одного горизонтального положения на спине. Отрезки, обозначенные пунктирными линиями, при подсчете не учитываются, но принимаются к сведению как связи между фрагментами при анализе дополнительных цепей движения. Остальные 10 движений (АВД-1) представлены на схеме в виде обозначений Р1 - Р5, П1 - П5. Составные части первого полного поворота П1 при подсчете оцениваются в соответствующих долях от 1% (п с-б - 0,25%, п с-ж и п ж-с по 0,5%).

Окончание каждого фрагмента движения (части фрагмента) зафиксировано в виде горизонтального штриха с цифрой над ним в том возрастном периоде на схеме, в котором он наиболее часто выявляется у здоровых детей. Поэтому на схеме длина отрезков фрагментов движения и высота столбиков возрастных периодов зависят друг от друга. Возрастная шкала применима для всех фрагментов движения за исключением цепей Зо. Для них, начиная с 4-го фрагмента для ЗоI и со 2-го для ЗоII, даны свои возрастные периоды. Однако возрастные периоды для ЗоII условны, так как данная цепь движения в отличие от остальных развивается только при специальных занятиях с ребенком. При оценке движений у детей старше 6-ти лет возрастные периоды уже не учитываются, так как система к этому возрасту должна быть развита на 100%, а учитывается только правильность воспроизведения модели движения, данная на схеме.

Оценка антигравитационных двигательных функций у пациента проводится с помощью последовательного анализа 100 фрагментов движения, представленных условными обозначениями на "линейке" и детально описанных в таблице. Наложение полученных индивидуальных данных на "линейку" позволяет построить индивидуальный "профиль" развития антигравитационных движений (РАД), с помощью которого подсчитывается общий процент развития антигравитационных движений и процент отставания от возрастной нормы. Выявленные нарушения устраняются путем последующего обучения ребенка отсутствующим фрагментам движения с использованием пассивных и активных физических упражнений. Полученная динамика отражается на индивидуальном "профиле" РАД с последующим определением процента эффективности.

Пример 1. Девочка, 5 месяцев. Диагноз: Перинатальная энцефалопатия, синдром двигательных нарушений, легкая форма. Развитие антигравитационных движений на момент осмотра следующее: РАД: По - 4; Бо п - 4; Бо л - 3; ЗоI - 3, 4а (справа); ЗоII - I; АВД-1: Р1, П1 - п с-ж, где По - переднее отталкивание 4 - номер фрагмента в цепи По (4%), Бо п - боковое отталкивание правое 4 - номер фрагмента в цепи Бо п (4%), Бо л - боковое отталкивание левое, 3 - номер фрагмента в цепи Бо л (3%), ЗоI - заднее отталкивание первое 3 - номер фрагмента в цепи ЗоI (3%), 4а - номер фрагмента в цепи ЗоI (1%), ЗоII - заднее отталкивание второе, 1 - номер фрагмента в цепи ЗоII (1%), АВД-1 - антигравитационные вертикальные движения 1, Р1 - реакция равновесия 1 (1%), П1 п с-ж - часть первого полного поворота полуповорот спина - живот (0,5%).

Индивидуальный "профиль" РАД изображен для наглядности на схеме, представленной частично лишь той ее частью, где дана возрастная норма для данного ребенка (фиг.2). Недостающие отрезки фрагментов движения обозначены пунктирными линиями. Общий процент РАД для данной возрастной группы - минимальный, составляет 19,5% (4+4+4+3+1+1+1+1+0,5). У данного ребенка он равен 17,5%. Отставание составляет 2%. Заключение по данному случаю РАД: незначительная асимметрия развития. I уровень.

Пример 2. Мальчик, 10 месяцев. Диагноз: Перинатальная энцефалопатия, синдром двигательных нарушений, задержка психомоторного развития. На момент осмотра: РАД: По - 3; Бо п = Бо л = 4; ЗоI - 4а; ЗоII - 1; АВД-1: Р1, П1 - п с-б.

Индивидуальный "профиль" (фиг. 3) дан на частично изображенной схеме с учетом возрастной нормы. Общий процент РАД у ребенка составляет 18,25% (3+4+4+1+1+3+1+1+0,25). Возрастная норма составляет минимум 37% (7+7+7+2+3+1+3+3 = 33 и 4% из АВД-1). Заключение: Равномерная задержка развития всех цепей движения.

Процент отставания 18,75%. I уровень.

С ребенком были проведены 5 занятий по развитию антигравитационных движений. После окончания занятий: РАД: По-5; Бо п = Бо л = 7; ЗоI - 4; ЗоII - 1; АВД-1: Р1, П1-п с-ж +п ж-с.

Общий процент развития после занятий составил 28% (5+7+7+2+4+1 = 26 и 2% из АВД-1). Процент отставания - 9% (37 - 28), процент эффективности - 9,75% (28 - 18,25 или 18,75 - 9). На индивидуальном "профиле" динамика отражена продолжением соответствующих линий. Для наглядности это может быть выполнено другим цветом.

Пример 3. Девочка, 2 года 8 месяцев.

Диагноз: Детский церебральный паралич, спастическая диплегия. РАД: По - 7, 7а, 8 - 0; Бо п = Бо л = 7, 7а, 8 - 0; ЗоI - 4; ЗоII - 1; К-1 (первый совмещенный путь через положение на коленях) - 8 - 0 - 8 - 1; АВД-1: Р3 (частично, примерно на 0,75%), П2; АВД-2: 1.

Индивидуальный "профиль" РАД (фиг.4).

Общий процент РАД у ребенка - 40,75% (7+7+7+4+1+3+3+1+2 = 35, где 7 - соответствует По до фрагмента 7; 7+7 - Бо п и Бо л до фрагмента 7; 4 - ЗоI до фрагмента 4; 1 - ЗоII до фрагмента 1; 3 - переход в 7а из По 7, Бо п и Бо л 7; 3 - переход в 8 - 0 из тех же поз; 1 - К-1 из 8 - 0 в 8 - 1; 2 - две линии 4а правая и левая. А также 4,75% из АВД-1, 1% из АВД-2).

Минимальная возвратная норма для 2-х лет 8 месяцев 87% (67 - переход в положение стоя - 70 минус 3 фрагмента движения ЗоII, 10 - из АВД-1 и 10 - из АВД-2).

Заключение: Выраженная задержка развития антигравитационных движений. Процент отставания 46,75% (87 - 40,75). II уровень (полный).

Пример 4. Девочка, 5 лет. Диагноз: Практически здорова. РАД составил 95% при возрастной норме 100%. Отсутствующие фрагменты движения выделены на индивидуальном "профиле" (фиг.5): АВД-2: 19,20 и ЗоII - 3,4, переход из 3 в 8 - 1. VI уровень.

Формула изобретения

Способ оценки моторного развития человека по шкале уровней развития антигравитационных движений, отличающийся тем, что оценивают уровень развития или состояние функциональной системы, включающей 100 базисных антигравитационных движений (поз), 70 из которых характеризуют формирование способности принимать вертикальное положение из 4-х горизонтальных позиций тела: пронаторной, супинаторной, правой и левой латеральных, и представлены в виде 12-ти цепочек антигравитационных движений, формирующихся под влиянием позотонических рефлексов и соответствующих развитию цепных выпрямляющих симметричных и асимметричных установочных реакций, остальные 10 и 20 антигравитационных движений соответственно отражают совершенствование равновесия в вертикальном положении и постепенность уменьшения площади опоры на ноги, при этом схема возрастного стандартного развития антигравитационной функциональной системы движений представлена в виде графика, выполненного с помощью лекала и штемпеля, что позволяет проводить диагностику моторных нарушений путем построения индивидуального "профиля" развития антигравитационных двигательных функций, затем полученные данные сравнивают со стандартом и уровень развития определяют в процентном отношении имеющихся движений к возрастной норме, а процесс развития системы отражает количество вновь появляющихся движений.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11