Способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства

Реферат

 

Способ обеспечения безопасности водителя транспорта отличается от известных тем, что при экстремальных нагрузках при ударе, когда обычные известные средства безопасности не могут помочь, сохраняют жизнь пассажиров и водителя, причем помогают перенести нагрузку и пассажирам второго ряда .Такие качества способ приобретает благодаря тому, что при экстремальной нагрузке спинка кресла водителя под воздействием пружины отбрасывается назад и отводит его от рулевого колеса, причем водитель занимает наиболее благоприятное положение по отношению к направлению вектора ударной нагрузки, поскольку закреплен к спинке сиденья на уровне грудной клетки широким ремнем безопасности, выполненным из проницаемой для воздуха капроновой сетки.

Техническое решение относится к обеспечению безопасности водителя наземного транспорта и может быть использовано для любого вида транспорта, включая воздушный, и не только для водителя, но и для пассажиров.

Преимущественное использование техническое решение может найти на легковом транспорте для пассажиров и водителя, сидящих на передних сидениях легкового автомобиля при возникновении аварийной ситуации, которая возникает по различным причинам: встречное столкновение, при потере управления и выезде на встречную полосу движения, наезд на столб или другое препятствие, причем причины возникновения аварийной ситуации могут быть и объективные, например, разлив масла на трассе.

Известен способ обеспечения безопасности водителя и пассажира на переднем сиденье, включающей в себя крепление водителя и пассажира ремнем безопасности к корпусу автомобиля или одним концом к корпусу, а другим концом - к сиденью (FR, N 2661144, A, кл. B 60 R 22/12, 1991 г.).

Недостатками такого способа обеспечения безопасности являются следующие: - при сильном ударе, который вызывает смещение двигателя, осуществляется силовой контакт пассажира о переднюю панель, а водителя о рулевое колесо; - даже при получении травм от силового контакта с элементами автомашины, которые не приведут к летальному исходу, ремни безопасности создадут удельное давление, достаточное для переломов и повреждения внутренних органов.

Совместное использование и подушки, и ремней безопасности при критических ударах, которые рассматриваются, не снизит опасности гибели пассажира и водителя.

Известен способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающийся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при аварийной ситуации поворачивают спинку кресла назад совместно с водителем до упора (SU, 1039764 A, кл. B 60 R 21/08, опубл. 07.09.93).

Недостатками его является то, что кресло поворачивается полностью, т.е. и спинка и сиденье кресла, что не позволяет использовать его для легковых автомобилей.

Задачей технического решения является обеспечение безопасности водителя и пассажира на передних сиденьях и снижение опасных воздействий на пассажиров второго ряда.

Поставленная задача достигается тем, что в способе обеспечения водителя транспортного средства, заключающемся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при аварийной ситуации поворачивают спинку кресла назад совместно с водителем до упора, закрепление ремня безопасности осуществляют на уровне груди обоими концами к спинке кресла, выполняя ремень безопасности из проницаемой для воздуха капроновой сетки по ширине охватывающим грудную клетку, а поворот спинки кресла при аварийной ударной нагрузке осуществляют относительно сиденья для расположения водителя по оси направления удара.

Пояснения к способу.

1. Такие устройства по данному способу должны устанавливаться везде, где используются ремни безопасности, а в автобусах с детьми и на всех рядах кресел.

2. При откидывании человека со спинкой назад, он занимает наиболее благоприятное положение по отношению к направлению удара, т.е. располагается по оси действия силы (почти близко к горизонтальному положению). Отклонение назад должно быть под углом 20 - 30o к горизонту, чтобы не защемить пассажиров второго ряда. Водитель и пассажир первого ряда отводятся от рулевого колеса и передней панели и при их смещении они не окажут воздействия на людей. Пассажиры второго ряда будут ограничены в своем движении по инерции спинкой, которая удержит их от перелета вперед и будет играть роль ремня безопасности, которые должны быть более широкими и с амортизаторами из набивочного материала спинки.

Точно также возможно обеспечивать безопасность и на летательных аппаратах, где ремни крепятся к сиденью, а спинки фиксируются пассажиром.

3. Изготовление конструкции кресла по данному способу может быть различным. Однако обязательным является угловая подвижность спинки кресла относительно сиденья, которая, например, может быть представлена в виде сектора с выемками, в которые входит зуб фиксатора, перемещающийся в направляющих и спиральной пружины, которая создает момент вращения, достаточный для поворота спинки с пассажиром максимального веса. Упор спинки должен быть регулируемый и должен соединяться с корпусом машины, если сиденье не перемещается горизонтально. Привод может быть также любым.

В качестве примера можно использовать всю систему (от датчика до исполнительного механизма) приведения в действие надувной подушки безопасности. В любом случае должен быть инерционный датчик перегрузки, который удерживается от ложного срабатывания пружиной, электрический клапан, который соединяет источник под давлением с пневмоцилиндром фиксатора пружины. Практически все эти элементы выпускаются серийно. Срабатывание такой системы не более 0,1 с. , что вполне обеспечит откидывание водителя назад, в крайнем случае, уже при деформации машин. Скорость срабатывания такой системы не больше, чем временной отрезок на надувание подушки, а возможно и меньше, т.к. после сдергивания фиксатора с малым ходом, допустим 5 мм, остальные операции осуществляются освобожденной спиральной пружиной. Обратная установка на фиксатор должна производиться двумя, тремя людьми или тросом от движения автомашины.

Таким образом, достигаются все поставленные задачи, которые сформулированы выше, а простота в изготовлении и эксплуатации позволяет использовать техническое решение во всех транспортных средствах, где необходима безопасность при ударе. В большегрузных автомашинах нужно предусмотреть увеличение зазора за спинкой кресла. При этом ремень безопасности следует изготавливать воздухопроницаемым, например, из капроновой сетки.

Формула изобретения

Способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающийся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при аварийной ситуации поворачивают спинку кресла назад совместно с водителем до упора, отличающийся тем, что закрепление ремня безопасности осуществляют на уровне груди водителя обоими концами к спинке кресла, выполняя ремень безопасности из проницаемой для воздуха капроновой сетки, по ширине охватывающим грудную клетку, а поворот спинки кресла при аварийной ударной нагрузке осуществляют относительно сидения для расположения водителя по оси направления удара.