Сани с силовым ротором

Реферат

 

Использование: изобретение относится к транспорту и касается конструирования саней с силовым ротором, предназначенных для перемещения по заснеженному грунту. Сущность изобретения состоит в том, что сани с силовым ротором имеют каркас с сиденьем, опирающийся на две параллельные лыжи и переднюю лыжу поворота выбранного курса, причем в каркас вмонтирована первая ось, служащая опорой педалей, на которые передается усилие водителя, а сани имеют переднее зубчатое колесо, соединенное цепью с задним зубчатым колесом силового ротора, вращающимся около второй оси, при этом сани имеют горизонтальные планки, между которыми помещено переднее зубчатое колесо, цепь выполнена роликовой, а вторая ось вмонтирована в горизонтальные планки, имеющие возможность совершения угловых колебаний около первой оси. Технический результат заключается в повышении эксплуатационных качеств и удобства эксплуатации саней. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования саней с силовым ротором, предназначенных для перемещения по заснеженному грунту.

Известны сани с силовым ротором, для перемещения по заснеженным полям, холмистой местности, лестным массивам, грунтовым дорогам, имеющие каркас с сиденьем, опирающийся на две параллельные лыжи в переднюю лыжу поворота выбранного курса, причем в каркасе вмонтирована первая ось, служащая опорой педалей, на которые передается усилие водителя, а сани имеют переднее зубчатое колесо, соединенное цепью с задним зубчатым колесом силового ротора, вращающимся около второй оси /SU, авторское свидетельство N 1736826, МКИ B 62 M 29/00, опубл. 1992 г/.

Однако они имеют низкие эксплуатационные качества и удобны в эксплуатации.

Технический результат от реализации описываемого изобретения заключается в повышении эксплуатационных качеств и удобства эксплуатации саней.

Такой технический результат достигается тем, что сани с силовым ротором для перемещения по заснеженным полям, холмистой местности, лесным массивам, грунтовым дорогам имеют каркас с сиденьем, опирающийся на две параллельные лыжи и переднюю лыжу поворота курса, причем в каркас вмонтирована первая ось, служащая опорой педалей, на которые передается усилие водителя, а сани имеют переднее зубчатое колесо, соединенное цепью с задним зубчатым колесом силового ротора, вращающимся около второй оси, при этом сани имеют горизонтальные планки, между которыми помещено переднее зубчатое колесо, цепь выполнена роликовой, а вторая ось вмонтирована в горизонтальные планки, имеющие возможность совершения угловых колебаний около первой оси.

У саней при таком их выполнении позади сиденья каркас может иметь паз со скользящим в нем радиусным штоком, через который силовой ротор может быть поджат спиральной пружиной к снегу дорожного пути, а для его возврата в исходное положение без касания грунта на корпусе каркаса может быть закреплен ролик, через который может быть перекинут тросик, соединенный с диском, надетым на первую ось и вращаемым педалями, и возвращающий ротор в его исходное положение, а для фиксации поднятого в исходное верхнее положение силового ротора диск может иметь паз для фиксатора, перемещаемого вниз поворотом рукоятки вокруг своей оси, причем для включения диска сани могут иметь рукоятку, вращающуюся около оси, жестко закрепленной в корпусе каркаса, и входящую вдоль первой оси своим нижним концом во втулку, скользящую на шпонке первой оси и сцепляющуюся с торцевыми пазами упомянутого диска или отключающуюся от них в нужный момент времени.

Изобретение поясняется чертежами, где: - на фиг.1 схематически изображен боковой вид описываемых саней; - на фиг.2 - то же, вид сверху; - на фиг.3 - разрез А-А фиг.2.

Описываемые сани содержат две параллельные лыжи 1, на которые опирается каркас 2, поддерживаемый также передней лыжей 3 поворота выбранного курса. Лыжа 3 смонтирована на неподвижной раме 4 каркаса. Через раму 4 происходит силовая опорная первая ось 5, опирающаяся на втулки 6 и вмонтированная в каркас. Ось 5 поддерживает переднее зубчатое колесо 7, зафиксированное шпонкой 8 и дисками 9. По шпонке 10 первой оси 5 скользит втулка 11, имеющая зубцы 12. На оси 5 и шрифты 13 надет диск 14 передней оси 5 с намотанным на него тросиком 15. На оси 5 болтами 16 и 17 закреплены втулки 18 и педали 19. Сквозь раму 4 проходит поворотная рукоятка 20, имеющая винтовую нарезку 21. Фиксатор 22 рукоятки 20 сцеплен с зубцами диска 14 передней оси. Рукоятка 23 имеет возможность поворота около оси 24, жестко закрепленной на корпусе каркаса, и входит вдоль оси 5 своим нижним концом во втулку 11. Диск 14 имеет торцевые зубцы 24 с пазами, между которыми сцепляется втулка 11 своими зубцами. Горизонтальные планки 25, между которыми помещено колесо 7, опираются на ось 5, а между планками 25 находится роликовая цепь 26.

За сиденьем 27 на каркасе 2 имеется выступ 28, в пазу которого смонтирована силовая спиральная пружина 29 и радиусный шток 30, а на выступе закреплен ролик 31, через который перекинут тросик 15. Шток 30 болтом 32 соединен с планками 25. Для поворота лыжи 3 у саней имеются рукоятки 33. Силовой ротор 34 смонтирован вместе со своим зубчатым колесом на второй оси 35, закрепленный на планках 25. Цепь 26 соединяет между собой последнее колесо с колесом 7.

Сани эксплуатируются следующим образом.

Водитель рукояткой 23 отводит вправо втулку 11 и выводит из зацепления ее зубцы 12 с зубцами 24 диска 14 оси 5, а затем, вращая рукоятку 20 по винтовой нарезке 21, поднимает фиксатор 22, выводя его из зацепления с зубцами 24 диска 14 оси 5. Освобождается тросик 15, в этот момент времени срабатывает пружина 29, толкая шток 30 вниз и, тем самым, прижимая планка 25 с ротором 34 к заснеженному грунту. При вращении усилием водителя педалей 19 вращается колесо 7, цепью 26 передающее вращение силовому ротору 34.

При движении саней рукоятками 33 осуществляется их управление по выбранному курсу. При скольжении саней вниз по склону рукояткой 23 восстанавливается сцепление зубцов 12 и 24. Вращением педалей 19 достигается вращение оси 5 при наматывании на диск 14 тросика 15. Вращением ролика 31 поднимается шток 30, при этом сжимается пружина 29 и поднимаются планки 25. Силовой ротор 34 отходит от заснеженного грунта. Сани скользят, при этом обеспечивается высокая маневренность саней при различных сложных дорожных условиях, а также исключаются аварийные ситуации.

Рукояткой 20 опускается вниз фиксатор 22, с помощью чего достигается фиксирование положения диска 14 оси 5 и силового ротора 34.

Формула изобретения

1. Сани с силовым ротором для перемещения по заснеженным полям, холмистой местности, лесным массивам, грунтовым дорогам, имеющие каркас с сиденьем, опирающийся на две параллельные лыжи и переднюю лыжу поворота выбранного курса, причем в каркас вмонтирована первая ось, служащая опорой педалей, на которые передается усилие водителя, а сани имеют переднее зубчатое колесо, соединенное цепью с задним зубчатым колесом силового ротора, вращающимся около второй оси, отличающиеся тем, что они имеют горизонтальные планки, между которыми помещено переднее зубчатое колесо, цепь выполнена роликовой, а вторая ось вмонтирована в горизонтальные планки, имеющие возможность совершения угловых колебаний около первой оси.

2. Сани по п.1, отличающиеся тем, что позади сиденья каркас имеет паз со скользящим в нем радиусным штоком, через который силовой ротор поджат спиральной пружиной к снегу дорожного пути, а для его возврата в исходное положение без касания грунта на корпусе каркаса закреплен ролик, через который перекинут тросик, соединенный с диском, надетым на первую ось и вращаемым педалями, и возвращающий ротор в его исходное положение, а для фиксации поднятого в исходное верхнее положение силового ротора диск имеет пазы для фиксатора, перемещаемого вниз поворотом рукоятки вокруг своей оси, причем для включения диска сани имеют рукоятку, вращающуюся около оси, жестко закрепленной в корпусе каркаса, и входящую вдоль первой оси своим нижним концом во втулку, скользящую на шпонке первой оси и сцепляющуюся с торцевыми пазами упомянутого диска или отключающуюся от них в нужный момент.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3