Корпус судна
Реферат
Изобретение относится к судостроению, к конструкции корпуса судов. Сущность изобретения заключается в том, что в корпусе судна, включающем в себя борта, днище, палубу, переборки, обшивку со шпангоутами и тросы с устройством их натяжения, концы которых закреплены на носовой и кормовой частях корпуса, указанные тросы пропущены через отверстия в стенках шпангоутов. Использование изобретения приводит к повышению надежности корпуса при его повреждениях. 2 ил.
Изобретение относится к судостроению. Конструкция корпусов судов в районе грузовых трюмов как сухогрузов, так и наливных, представляет собой по форме параллелепипед. Корпус выполняется цельносварным, бошивка бортов, днища и палубы подкреплена продольными и поперечными ребрами жесткости. По длине корпус судна разбит поперечными переборками на отсеки. Общая прочность судна проверяется, исходя из расчета продольного изгибающего момента по расчетной схеме, рассматривающей корпус как призматическую балку (С. И. Логачев "Морские танкеры", Л. Судостроение, 1970 г., с. 240).
В процессе эксплуатации судов имеют место кораблекрушения, вызванные разрушением корпуса, например разлом корпуса танкера "Находка" возле берегов Японии в январе 1997 г. Катастрофическое разрушение корпуса судна происходит по причине возникновения трещины в обшивке или наборе корпуса, которая при знакопеременных циклических нагрузках при волнении моря, особенно значительном во время шторма, распространяется по всему периметру корпуса. Это нередко приводит к гибели экипажа, потере судна и груза, а для танкеров - к загрязнению окружающей среды, причем затраты на ликвидацию аварии превышают в несколько раз стоимость судна. Известен принятый в качестве ближайшего аналога корпус судна, содержащий борта, днище, палубу, продольные и поперечные переборки, обшивку, шпангоуты и тросы с устройством их натяжения, размещенные по всему периметру корпуса судна, концы которых закреплены на носовой и кормовой его частях (GB, 1233778 A, 26.05.71, B 63 B 5/18). Предложенное изобретение предназначено для повышения надежности корпуса судна в экстремальных ситуациях - во время шторма или при столкновении с другим судном. Поставленная задача решается тем, что в корпусе судна с указанными выше признаками, присущими ближайшему аналогу, тросы пропущены через отверстия, выполненные в стенках шпангоутов. На фиг. 1 изображен продольный вид корпуса судна со снятой обшивкой борта, а на фиг. 2 - поперечный разрез. Корпус судна имеет обшивку 1, подкрепленную поперечными ребрами жесткости - шпангоутами 2. В стенках шпангоутов и обшивке поперечных переборок 3 выполнены отверстия, через которые пропущены тросы (канаты) 4, один конец которых закреплен в носовой части корпуса, а другой конец с натяжным устройством 5 - в кормовой части. Величина предварительного натяжения тросов (канатов) определяется исходя из энергетической концепции анализа деформативности корпуса судна при постановке его на волну. Тросы (канаты) установлены по всему периметру корпуса. В экстремальных ситуациях во время шторма в случае возникновения трещины она не получит значительного развития вследствие сжатия обшивки корпуса тросами. Водотечность корпуса приведет к заполнению водой одного отсека, а для танкеров - к потере нефти из одного из трюмов, что хотя и приведет к загрязнению среды, но в значительно меньшей степени, чем при полном разрушении корпуса. Судно с такими повреждениями корпуса сможет самостоятельно дойти до ближайшего порта и устранить дефекты. Тросы (канаты), расположенные по бортам судна, обеспечивают дополнительную защиту при столкновении с другим судном.Формула изобретения
Корпус судна, включающий борта, днище, палубу, продольные и поперечные переборки, обшивку, шпангоуты и тросы с устройством их натяжения, размещенные по всему периметру корпуса судна, концы которых закреплены на носовой и кормовой его частях, отличающийся тем, что тросы пропущены через отверстия, выполненные в стенках шпангоутов.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2