Устройство для спасения вертолета
Реферат
Изобретение используется в авиации. Устройство состоит из парашюта, соединенного с летательным аппаратом, ракеты, соединенной с парашютом, шкива с приводом и двух стволов, соединенных посредством оси с возможностью поворота вокруг нее, ось выполнена полой и расположена в хвостовой оконечности вертолета. В одном из стволов, выполненном выдвижным с возможностью фиксации в выдвинутом состоянии, расположен парашют, а трос, соединяющий его с вертолетом, пропущен через полую ось и соединен со шкивом. Во втором стволе расположена ракета, при этом центр масс стволов расположен ниже оси их их поворота. Появляется возможность использования парашюта для спасения вертолета в случае аварии на малой высоте с регулировкой тормозного усилия. 2 з. п.ф-лы, 3 ил.
Устройство может быть использовано в авиации для спасения вертолета, экипажа и груза при возникновении аварийной ситуации на малой высоте полета.
Известно устройство спасения объекта путем вывода парашюта, к которому закреплен объект, купол которого в результате аэродинамического взаимодействия с набегающим потоком воздушной массы осуществляет торможение движения объекта после развертывания купола (а.с. N 361554, 07.12.72, кл. B 64 D 17/34). Недостатками устройства можно считать: - невозможность использования на низких высотах, т.к. парашют не успеет развернуться, - нерегулируемость скорости спуска при различных массах объекта, - нельзя использовать для вертолета, т.к. лопасти винта перережут стропы. Известно устройство спасения летательного скоростного аппарата, содержащее последовательно соединенные парашют, ракету и корпус летательного аппарата, причем ракета соединена с корпусом тремя тросами, между которыми находится центр масс летательного аппарата (патент США N 3721468, 20.03.73, кл. B 64 D 17/38). Недостатками описанного устройства можно считать: - невозможность использования на малой высоте, - нерегулируемость тормозного усилия, что особенно важно при различной загрузке летательного аппарата, - нельзя использовать для вертолета, т.к. парашют будет срезан лопастями винта. Целью предложения является устранение указанных недостатков, а именно: - возможность спуска при наступлении аварийной ситуации на малой высоте и при различной степени загрузки летательного аппарата, - возможность спасения при хаотичном падении вертолета, - возможность спасения вертолета при вращающихся лопастях винта. Технический результат достигается тем, что в устройстве для спасения вертолета, включающем парашют, соединенный с летательным аппаратом и ракету, соединенную с парашютом, дополнительно введен шкив с приводом и два ствола, соединенных посредством оси с возможностью поворота вокруг нее, ось выполнена полой и расположена в хвостовой оконечности вертолета, причем в одном из стволов, выполненным выдвижным с возможностью фиксации в выдвинутом состоянии, расположен парашют, а трос, соединяющий его с вертолетом, пропущен через полую ось и соединен со шкивом, во втором стволе расположена ракета, при этом центр масс стволов расположен ниже оси их поворота. При этом ствол, в котором расположен парашют выполнен телескопическим и с защелкой для фиксации в выдвинутом положении. А также стволы расположены перпендикулярно оси поворота и параллельны между собой. На чертежах представлено устройство для спасения вертолета. На фиг. 1 представлен вертолет в исходном положении на взлетной площадке, на фиг. 2 - место 1. на фиг. 3 - процесс спуска вертолета относительно Земли. Вертолет содержит корпус 1 с опорным устройством 2, винт 3 с лопастями, хвостовую оконечность 4 с поворотной осью 5 на подшипнике 6. С осью 5 соединены два ствола 7, 8. Ствол 7 имеет подвижное соединение с вставкой 9 и упоры 10. Вставка 9 и ствол 7 образуют общий ствол с защелкой 11 телескопического исполнения. Во вставке 9 размещен парашют 12, который удерживается плоской пружиной 13, а ствол 7 соединен со стволом 8, где расположена ракета 14 на упорах 15. Центр масс поворотной системы относительно оси 5 смещен вниз (Ц.М.), что обеспечивает направление стволов 7, 8 всегда вверх. Ракета 14 соединена тросом 16 с амортизатором 17 в виде пружины с кольцом 18 на ракете 14 ниже ее центра масс, а парашют 12 соединен через ролик 19 тросом 20 со шкивом 21 привода 22. Действует устройство следующим образом: При полете стволы 7, 8 всегда обращены вверх за счет смещения относительно оси 5 их центров тяжести. При аварии положение стволов не изменится, поскольку хаотическое вращение на него не влияет. Запускают ракету 14, при взлете она вытянет парашют 12, передвигая вставку 9 ствола 7 до упора 10, где будет зафиксирована защелкой 11. После вытяжки парашюта 12 вертолет будет плавно спускаться. Возможны два основных случая: 1. Вертолет на загружен и находится на высоте более 110 метров, скорость спуска мала. Привод 22 включают. 2. Вертолет полностью загружен и высота мала, допустим 25 метров, включают привод 22 и начинают втягивать парашют 12 со скоростью, которая позволяет произвести мягкое касание. Поэтому желательно иметь регулируемый привод, например в виде турбины, которая питается от баллона со сжатым воздухом через регулирующую аппаратуру. Можно рассчитать время и предельную высоту спуска. Пусть реакция летчика - 0,2 с, запуск ракеты - 0,1 с, вытяжка парашюта - 0,2 с на длину около 1000 метров. Итого - 0,5 с. За это время при отсутствии ротации вертолет пролетит при свободном падении всего 0,5 метра. Добавим еще 0,5 с на пуск двигателя и 0,5 с на выход на режим. Тогда получим пролет не более 12 метров. Т.е. спасание вертолета возможно при расстоянии около 12 метров над поверхностью земли. Вертолет займет положение относительно земли, как показано на фиг. 3 и при касании сила сразу же снизится в два раза, а трос 20 будет проходить через центр масс вертолета и верхнюю кромку вставки 9 ствола 7, поэтому верхние края вставки 9 должны быть закруглены, а высота ствола должна быть как можно больше. Трос 20 к приводу 22 может идти в корпус 1 вертолета снаружи в предохранительной трубке. Запуск ракеты 14 может быть любым, например, от электрически управляемого бойка. Такие устройства могут быть установлены на всех действующих вертолетах, т.к. и груз может быть ответственным и машины дорогие, а экипаж на таких высотах аварии, как правило, гибнет. Таким образом, достигаются все поставленные цели, которые сформулированы выше.Формула изобретения
1. Устройство для спасания вертолета, включающее парашют, соединенный с летательным аппаратом, и ракету, соединенную с парашютом, отличающееся тем, что дополнительно содержит шкив с приводом и два ствола, соединенных посредством оси с возможностью поворота вокруг нее, ось выполнена полой и расположена в хвостовой оконечности вертолета, причем в одном из стволов, выполненном выдвижным с возможностью фиксации в выдвинутом состоянии, расположен парашют, а трос, соединяющий его с вертолетом, пропущен через полую ось и соединен со шкивом, во втором стволе расположена ракета, при этом центр масс стволов расположен ниже оси их поворота. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ствол, в котором расположен парашют, выполнен телескопическим и с защелкой для фиксации в выдвинутом положении. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что стволы расположены перпендикулярно оси поворота и параллельны между собой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3