Фрикционная муфта, автомобиль с фрикционной муфтой, сцепной агрегат (варианты), сцепной агрегат для двигателя внутреннего сгорания, узел привода

Реферат

 

Фрикционная муфта содержит корпус, фрикционный, прижимной и нажимной диски, между последним и корпусом установлена прижимная пружина. Муфта снабжена средствами для сцепления и расцепления муфты, регулировочным устройством для компенсации износа фрикционного диска и обеспечения по меньшей мере приблизительно неизменного прижатия нажимного диска прижимной пружиной. Автомобиль с упомянутой фрикционной муфтой снабжен системой расцепления муфты с приводом от педали. Сцепной агрегат в первом варианте реализации включает в себя фрикционную муфту и пружинное средство для постепенного снижения передаваемого муфтой момента на одном из участков рабочего хода расцепления муфты. Сцепной агрегат во втором варианте реализации включает в себя также демпфер крутильных колебаний, при этом прижимной диск представляет собой одну из двух частей махового колеса, имеющих возможность поворачиваться относительно друг друга, преодолевая действие демпфера крутильных колебаний. Сцепной агрегат для двигателя внутреннего сгорания содержит фрикционную муфту, соединенную через аксиально-упругий элемент с выходным валом двигателя внутреннего сгорания. Узел привода включает в себя коробку передач и расположенную между приводным двигателем и коробкой передач фрикционную муфту. Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в понижении усилия, необходимого для срабатывания муфты, обеспечении неизменной эпюры распределения усилия выключения муфты, а также упрощении ее конструкции и снижении себестоимости изготовления. 6 с. и 18 з.п. ф-лы, 38 ил.

Изобретение касается фрикционной муфты, в частности для автомобилей, с нажимным диском (прижимной пластиной), которая без вращения, однако с возможностью ограниченного осевого смещения соединена с корпусом, причем между корпусом и прижимной пластиной действует по крайней мере одна сжимаемая прижимная пружина, которая нагружает прижимную пластину в направлении зажимаемого между последней и прижимным диском (пластиной противодавления), как маховым колесом, диска сцепления.

Такого рода муфты стали известны, например, из выложенной заявки ФРГ N 2460963, патента ФРГ N 2441141 и 898531, а также опубликованной заявки ФРГ N 1267916.

В основу данного изобретения положена задача улучшения таких фрикционных муфт относительно функционирования и срока службы. В частности, должны быть понижены необходимые для срабатывания такого рода фрикционных муфт силы и гарантироваться практически неизменная эпюра сил выключения на протяжении всего срока службы. Задачей является также упрощение изготовления и снижение его стоимости.

Согласно изобретению это достигается тем, что имеется автоматически компенсирующее износ фрикционных обкладок диска муфты регулирующее приспособление, которое производит практически неизменное силовое нагружение прижимной пластины посредством прижимной пружины, а фрикционная муфта имеет исполнительные средства для сцепления и расцепления, а также предохранительное устройство, которое по меньшей мере на части рабочего пути исполнительных средств и/или пути распределения прижимной пластины производит постепенное уменьшение момента, передаваемого фрикционной муфтой соотв. диском муфты. Посредством такого рода предохранительных устройств достигается равным образом то, что во время процесса включения фрикционной муфты и при начале зажима фрикционных обкладок между прижимной пластиной и пластиной противодавления происходит постепенный соотв. прогрессивный рост передаваемого фрикционной муфтой момента.

Посредством определенного изобретением выполнения фрикционной муфты гарантируется то, что прижимная тарельчатая пружина, принимая во внимание срок службы фрикционной муфты, практически всегда имеет одинаковое предварительное натяжение при включенной фрикционной муфте и, таким образом, задана практически неизменная силовая нагрузка прижимной пластины. Кроме того, посредством дополнительного предохранительного приспособления, которое совершает постепенное снижение передаваемого фрикционной муфтой момента во время процесса расцепления, может достигаться понижение или же минимизация хода кривой силы расцепления или максимально необходимой силы расцепления. Это должно объясняться тем, что предохраняющее приспособление поддерживает работу, в частности процесс расцепления, фрикционной муфты. Для этого предохранительное устройство может иметь аксиально подпружиненные упругие средства, которые оказывают на исполнительные средства, и/или на прижимную пластину, и/или на платину противодавления силу реакции, которая направлена противоположно оказываемой на прижимную пластину прижимной пружиной силы и включена последовательно.

Особенно предпочтительным является расположение предохранительного устройства фрикционной муфты таким образом, что оно во время процесса расцепления на частичном участке пути осевого смещения нагружаемых прижимной пружиной областей прижимной пластины производит постепенный рост передаваемого фрикционной муфтой соотв. диском сцепления момента.

Для некоторых случаев применения предохраняющее устройство предпочтительным образом может предусматриваться в силовом потоке между поворотной опорой исполнительных средств или же между пружиной прижима и местами крепления, такими, как резьбовые соединения, корпуса на плите противодавления.

Однако для других случаев применения предпочтительным может быть случай, когда предохранительное устройство предусмотрено в силовом потоке между поворотной опорой рабочих средств или же между пружиной прижима и поверхностью трения прижимной пластины. Такого рода расположение было предложено, например, выложенной заявкой ФРГ N 3742354 и выложенной заявкой ФРГ N 1450201.

Для других случаев применения особенно предпочтительным может быть то, когда предохранительное устройство предусматривается аксиально между двумя задними сторонами расположенных на задних сторонах фрикционных обкладок диска муфты, следовательно, образовано посредством так называемого "обкладочного пружинения", например, посредством предусмотренных между обкладками обкладочных пружинящих сегментов. Такого рода предохранительные устройства стали известны, например, посредством выложенной заявки ФРГ N 3631863.

Дальнейшая возможность достижения прогрессивного роста или же снижения момента была предложена выложенной заявкой ФРГ N 2164297, при которой маховое колесо выполнено состоящим из двух частей, а образующая пластину противодавления деталь с осевым подпружиниванием поддерживается по отношению к конструктивной детали, соединенной с выходным валом двигателя внутреннего сгорания.

Для функционирования и конструирования определенной изобретением фрикционной муфты особенно целесообразным может быть то, когда регулировочное предохранительное устройство позволяет осевую, пружинящую упругость между деталями муфты, причем предохранительное устройство расположено и выполнено таким образом, что при открытой муфте сила, действующая на предохранительное устройство, является самой незначительной, а в процессе замыкания муфты, следовательно, по пути сцепления (включения) муфты, сила, воздействующая на предохранительное устройство, постепенно поднимается до максимума, причем этот подъем происходит целесообразно лишь на части пути замыкания или же пути сцепления исполнительных средств или прижимной пластины. Особенно предпочтительно, когда предохранительное устройство выполнено таким образом, что постепенное уменьшение (соотв. постепенное увеличение) передаваемого фрикционной муфтой момента происходит по меньшей мере приблизительно на 40-70% от рабочего пути исполнительных средств и/или максимального осевого пути прижимной пластины. Остаточный участок соответствующего пути необходим для безупречного разделения силового потока и для выравнивания, возможно, имеющихся деформаций деталей муфты, в частности таких, как диск сцепления, прижимная пластина, а также пластина противодавления.

Для того чтобы минимизировать необходимые для работы определенной изобретением фрикционной муфты силы, особенно предпочтительно, когда пружина прижима, по крайней мере на одной части пути расцепления фрикционной муфты, обладает дигрессивной характеристикой зависимости "нагрузка-путь", что, таким образом, означает, что пружина прижима, по крайней мере на одной части своего хода сжатия или деформации, обладает падающей силовой характеристикой. Тем самым достигается то, что при процессе расцепления фрикционной муфты сила пружины предохранительного устройства противодействует силе прижимной пружины, так что на части пути расцепления сжатие или же деформация прижимной пружины поддерживается пружинящим усилием предохранительного устройства, причем одновременно, вследствие имеющейся в области расцепления дигрессивной или же падающей характеристики зависимости сила - путь прижимной пружины, уменьшается сила, оказываемая последней на прижимную пластину или на фрикционную обкладку. Эффективно необходимый для расцепления фрикционной муфты ход кривой силы получается, поскольку нет дополнительных, накладывающихся пружинящих действий, из разности между наносимой предохранительным устройством характеристикой силы и силовой характеристикой прижимной пружины. При подъеме прижимной плиты от фрикционных обкладок или же освобождении фрикционного диска посредством прижимной плиты необходимая остающаяся характеристика силы расцепления или необходимая сила расцепления определяется главным образом пружиной прижима. Характеристика зависимости сила - путь предохранительного устройства и характеристика зависимости сила - путь прижимной пружины могут быть таким образом настроены друг на друга, что при размыкании диска муфты прижимной пластиной сила, необходимая для срабатывания прижимной пружины, находится на сравнительно низком уровне. Таким образом, путем приближения или же приравнивания характеристики пружины или же характеристики силы предохранительного устройства к характеристике прижимной пружины до разъединения диска муфты прижимной пластиной может быть необходима лишь очень незначительная, а в крайнем случае практически вовсе не нужна сила срабатывания прижимной пружины.

В качестве прижимной пружины особенно пригодна тарельчатая пружина, которая, с одной стороны, может быть отклоняемой вокруг весовой корпусом кольцеобразной поворотной опоры и, с другой стороны, нагружает прижимную пластину. При этом тарельчатая пружина может иметь кольцевой корпус, от которого выходят радиально внутрь направленные язычки, образующие исполнительные средства. Исполнительные средства могут быть образованы также рычагами, которые, например, с возможностью поворота установлены на корпусе. Сила прижима прижимной пластины может наноситься, однако, и другими видами пружин, такими, как винтовые пружины, которые таким образом расположены во фрикционной муфте, что оказываемая ими на прижимную пластину осевая сила в сцепленном состоянии является наибольшей, и эта сила уменьшается во время процесса расцепления. Это может осуществляться, например, посредством наклонного положения винтовых пружин по отношению к оси вращения фрикционной муфты.

Особенно предпочтительно, когда тарельчатая пружина с возможностью отклонения поддерживается на корпусе между двумя накладками для образования так называемой муфты сжатой конструкции. При такого рода муфтах исполнительные средства для выключения фрикционной муфты нагружаются обычно в направлении прижимной пластины. Однако изобретение не ограничено муфтами сжатой конструкции, а охватывает также муфты растянутой конструкции, при которых средства управления нагружаются для выключения фрикционной муфты обычно в направлении от прижимной плиты.

Особенно предпочтительной для определенной изобретением фрикционной муфты является тарельчатая пружина, которая выполнена таким образом, что она имеет синусоидальную характеристику зависимости сила - путь и которая установлена таким образом, что в сжатом состоянии фрикционной муфты ее рабочая точка предусмотрена на следующем за первым силовым максимумом дигрессивном участке характеристики. При этом предпочтительно, когда тарельчатая пружина имеет силовое соотношение 1:0,4 - 1:0,7 между первым силовым максимумом и последующим за ним минимумом.

Кроме того, предпочтительно, когда фрикционная муфта приводима в действие через систему выключения, воздействующую на исполнительные средства, как например, на вершины язычков тарельчатой пружины, причем система выключения может иметь педаль сцепления, выполненную аналогично педали акселератора и расположенную в автомобильной камере. Такого рода выполнение педали сцепления особенно предпочтительно, так как вследствие определенного изобретением выполнения необходимая для выключения фрикционной муфты сила или же силовая характеристика может достигать очень низкого уровня, так что через выполненную аналогично педали акселератора педаль сцепления возможна лучшая регулировка рабочей силы.

Посредством определенного изобретением выполнения фрикционной муфты и посредством связанной с этим возможность снижения сил прижимной пружины, максимально появляющихся за время срока службы фрикционной муфты, детали могут соответственно уменьшаться или же понижаться в своей прочности, вследствие чего может произойти значительное удешевление в изготовлении. Кроме того, посредством снижения сил расцепления уменьшаются потери на трение и упругость в муфте и системе выключения и тем самым значительно улучшается коэффициент полезного действия системы фрикционная муфта/система выключения. При этом может быть оптимальна рассчитана вся система и благодаря этому значительно улучшиться комфорт сцепления.

Заявленное устройство применимо вообще при фрикционных муфтах и, в частности при таких, которые были предложены, например, патентом ФРГ N 2916755, патентом ФРГ N 2920932, выложенной заявкой ФРГ N 3518781, выложенной заявкой ФРГ N 4092382, выложенной заявкой Франции N 2605692, выложенной заявкой Франции N 2606477, выложенной заявкой Франции N 2599444, выложенной заявкой Франции N 1599446, патентом Великобритании N 1567019, патентом США N 4924991, патентом США N 4191285, патентом США N 4057131, IP-CM 3-123, IP-CM 2-124326, IP-CM 1-163218, IP-03 51-126452, IP-CM 3-19131, IP-CM 3-53628.

Данное изобретение ссылается, кроме того, на более ранние заявки ФРГ P4207528.9 и ФРГ P4206904.1, содержание которых относится явно к содержанию раскрытия данного изобретения.

Применение фрикционной муфты с само- или же автоматическим выравниванием по меньшей мере износа обкладок - вследствие чего гарантирована почти неизменная по меньшей мере на срок службы фрикционной муфты сила зажима диска сцепления - особенно предпочтительно в связи со сцепными агрегатами, при которых фрикционная муфта, диск сцепления и пластина противодавления, как, например, в маховом колесе, образуют монтажный узел или же модуль. В такого рода монтажном узле по экономическим причинам предпочтительно, когда корпус муфты соединен с плитой противодавления через неразъемное соединение, как, например, сварное соединение или соединение с геометрическим замыканием, например, путем пластической деформации материала. При такого рода соединениях могут отпасть обычно применяемые крепежные средства, такие, как болты. В таких монтажных узлах практически не возможна замена диска муфты или же обкладок муфты из-за превышения границ износа без разрушения конструкционных деталей, как, например, в корпусе муфты. Посредством использования регулирующей износ муфты монтажный узел может выполняться таким образом, что он гарантирует безукоризненное функционирование на всем сроке службы транспортного средства. Таким образом, на основании определенного изобретением выполнения величина резерва на износ диска муфты и резерва на регулировку фрикционной муфты или же сцепного модуля может быть выбрана такой, что срок службы муфты и тем самым срок службы монтажного узла надежно достигают по меньшей мере срока службы транспортного средства.

Согласно дальнейшему развитию изобретения особенно предпочтительным может быть то, когда имеющая износорегулирующее предохранительное устройство фрикционная муфта комбинируется с так называемым двухмассовым маховым колесом, причем фрикционная муфта при промежуточной прокладке диска сцепления монтируема на одной соединяемой с передачей маховой массе, а вторая маховая масса соединяема с выходным валом двигателя внутреннего сгорания. Двухмассовые маховые колеса, в которых может найти применение определенная изобретением фрикционная муфта, стали известны, например, из выложенных заявок ФРГ 3721712, 3721711, 4117571, 4117582 и 4117579. Все содержание этих заявок относится к содержанию раскрытия данного изобретения, так что описанные в этих заявках признаки любым образом могут комбинироваться с признаками, описанными в данном изобретении. В частности, корпус муфты или же крышка муфты через не разъемное без разрушения соединение может быть соединен с несущей его маховой массой, как это описано и показано, например, для различных вариантов выполнения в выложенной заявке ФРГ 4117579.

Путем использования фрикционной муфты с предохранительным устройством, которое компенсирует по меньшей мере износ обкладок, кроме того, может осуществляться оптимизация параметров фрикционной муфты, в частности создающего зажимное усилие для диска сцепления аккумулятора силы. Этот силовой аккумулятор может выполняться, следовательно, таким образом, что он создает практически лишь силу зажима диска сцепления, необходимую для передачи желаемого вращающегося момента. Силовой аккумулятор может быть образован по меньшей мере одной тарельчатой пружиной или множеством винтовых пружин. Кроме того, предпочтительно применение одной саморегулирующей фрикционной муфты в соединении с двухмассовыми маховыми колесами, в которых расположенный между обеими маховыми массами крутильно-упругий демпфер предусмотрен радиально снаружи диска сцепления или же наружного диаметра поверхности трения маховой массы, соединяемой с передачей. При такого рода двухмассовых маховых колесах трущийся диаметр диска сцепления должен быть меньше, чем при условных муфтах, так что сила прижима должна повышаться в соответствии с соотношением средних радиусов трения для возможности передачи определенного вращающего момента двигателя. При применении условной муфты это привело бы к повышению силы расцепления. Однако посредством использования износорегулирующей муфты с прогрессивным на пути выключения снижением передаваемого диском сцепления вращающего момента согласно пункту 1 формулы изобретения может достигаться опускание силы расцепления, вследствие чего может устраняться повышение силы расцепления или посредством соответствующего выполнения фрикционной муфты может даже достигаться снижение силы расцепления по отношению к условной муфте.

Таким образом, посредством определенного изобретением выполнения фрикционной муфты может гарантироваться то, что, несмотря на уменьшенный наружный диаметр фрикционных обкладок и вследствие этого необходимую большую силу прижима, сила расцепления может оставаться низкой. Посредством более низкой силы расцепления уменьшается также нагрузка на подшипник качения, через которую обе маховые массы поворачиваемы друг относительно друга. Кроме того, посредством регулирования износа повышается срок службы, так что больше не нужна замена деталей, в частности диска сцепления в течение срока службы автомобиля. Таким образом, крышка муфты может быть жестко соединена с соединяемой с передачей маховой массой, например, посредством клепки или сварки. Это особенно предпочтительно тогда, когда имеются ограниченное пространство для установки или же ограниченные контуры колпака муфты, которые больше не позволяют соединение крышки муфты с расположенным со стороны редуктора (передачи) маховым колесом обычным образом путем привинчивания.

При фрикционной муфте с интегрированным регулировочным предохранительным устройством для износа обкладок при условном закреплении сцепного узла, состоящего из фрикционной муфты и махового колеса, на выходном валу двигателя внутреннего сгорания на сцепной узел передаются осевые, вращательные и качательные колебания, которые возбуждаются выходным валом двигателя внутреннего сгорания, как, в частности, коренным валом. Для того чтобы узлу сцепления или же регулировочному предохранительному устройству в их функционировании не причиняли вред такие колебания и, в частности, подавлялось нежелательное регулирование износкомпенсирующего предохранительного устройства, при выполнении регулировочного предохранительного устройства должны учитываться силы инерции тех конструкционных деталей, которые воздействуют на это предохранительное устройство. Чтобы не возникли эти вызванные в частности осевыми и качательными колебаниями нежелательные побочные эффекты или же связанные с ними более высокие издержки по расчету параметров регулировочного предохранительного устройства для компенсации износа обкладок, согласно другой идее изобретения в значительной степени разъединяется узел сцепления, содержащий регулировочное предохранительное устройство, по отношению к возбуждаемым посредством выходного вала двигателя внутреннего сгорания осевым и изгибным колебаниям. Вследствие этого может произойти то, что сцепной узел через аксиально упругую или же пружинно-податливую конструкционную деталь соединяем с выходным валом двигателя внутреннего сгорания. Жесткость этой конструкционной детали выбрана таким образом, что генерируемые ведомым валом двигателя внутреннего сгорания на узле сцепления осевые и качательные или же изгибные колебания посредством этой упругой конструкционной детали гасятся или же подавляются по меньшей мере до такой степени, что гарантировано безупречное функционирование фрикционной муфты, в частности ее регулировочного предохранительного устройства. Такие упругие конструкционные детали стали известны, например, из выложенной европейской заявки 0385752 и 0464997, а также из САЕ Техникаль Папер 900391. Содержание этих публикаций тоже должно относиться к содержанию раскрытия данного изобретения. Посредством применения одной упругой конструкционной детали можно устранить нежелательное регулирование износа, вызванное осевыми колебаниями нажимной пластины относительно крышки муфты - в частности при выключенной фрикционной муфте - посредством колебаний махового колеса и/или колебаний тарельчатой пружины. Такого рода колебания в сцепных агрегатах или же сцепных узлах без подавляющего эти колебания, по меньшей мере в основном, предохранительного приспособления, в частности такого, как аксиально-упругий диск, могут привести к изменяемой регулировке независимо от состояния износа диска сцепления, причем тарельчатая пружина фрикционной муфты могла бы регулироваться в силе прижима вниз к силовому минимуму, вследствие чего больше не была бы гарантирована передача желаемого момента.

Согласно другому варианту изобретения фрикционная муфта с само- или же автоматической компенсацией, которая (муфта) в частности может быть выполнена в соответствии с данным изобретением, предпочтительным образом может найти применение в узле привода, который состоит из автоматической или полуавтоматической передачи и расположенной между приводным двигателем типа двигателя внутреннего сгорания, и передачей, приводимой в действие с управлением или же регулированием по меньшей мере в зависимости от срабатывания передачи фрикционной муфты. Фрикционная муфта приводима в действие преимущественно полностью автоматически. Автоматизированное или же полностью автоматизированное управление фрикционной муфтой было предложено, например, выложенной заявкой ФРГ 4011850.9, так что в отношении принципа действия и необходимых средств ссылаются на этот печатный материал.

При известных до сих пор узлах привода с автоматической или полуавтоматической передачей и условной фрикционной муфтой доныне существовали значительные проблемы в приведении в действие муфты и в выборе параметров необходимых для этого функциональных элементов, таких, как, например, цилиндро-поршневые узлы и/или электродвигатели. По причине сравнительно высоких необходимых при условных муфтах сил выключения требуются актуаторы (функциональные элементы) с очень сильными или же большими параметрами. Это означает большой конструкционный объем, большой вес и высокие расходы. Также таким образом рассчитанные актуаторы по причине их инерции масс сравнительно медленны во времени срабатывания. При применении сервоцилиндров необходим, кроме того, больший объемный поток рабочей жидкости, так что и питающий насос должен иметь сравнительно большие размеры, чтобы гарантировать желаемое время срабатывания соответствующей фрикционной муфты. Чтобы частично устранить ранее упомянутые недостатки, выложенной заявкой ФРГ 3309427, например, предлагается уменьшить управляющую силу для выключения муфты посредством соответствующих компенсационных пружин, чтобы тем самым смогли использоваться актуаторы с меньшими размерами. Так как сила расцепления при условных муфтах все же очень сильно колеблется в течение срока службы, т.е. сила расцепления в новом состоянии является относительно незначительной и возрастает за срок службы с увеличивающимся износом обкладок, через одну компенсационную пружину может уменьшиться лишь одна часть обычно необходимой силы расцепления. С учетом всех допусков, несмотря на использование компенсационных пружин, будет необходима выключающая мощность актуаторов, которая больше, нежели выключающая мощность новой условной муфты. Посредством использования одной изобретенной фрикционной муфты с компенсаций износа обкладок в связи с одном узлом привода, состоящим из одного двигателя и одной автоматической или полуавтоматической передачи, может довольно значительно снизиться выключающая сила по отношению к ранее упомянутому уровню техники, а именно, в муфте, причем эта величина выключающей силы или же характеристика выключающей силы новой муфты остается практически неизменной в течение всего срока службы последней. Вследствие этого получаются значительные преимущества расчета параметров актуаторов, так как их приводная мощность или управляющая мощность может сохраняться низкой, причем соответственно ниже и появляющиеся во всей выключающей системе силы или же давления. Благодаря этому появляющиеся в выключающей системе потери вследствие трения или упругости конструкционных деталей устраняются или же понижаются до минимума.

Кроме того, из патента DE 2460963A1 известна фрикционная муфта, содержащая нажимной диск, фрикционный диск, прижимной диск, прижимную пружину, корпус, при этом нажимной диск неповоротно, с возможностью ограниченного осевого смещения соединен с корпусом, причем между корпусом и нажимным диском установлена по крайней мере одна прижимная пружина, которая прижимает нажимной диск в направлении зажимаемого между ней и прижимным диском фрикционного диска, а прижимной диск представляет собой маховик.

Из этого же документа известен сцепной агрегат, содержащий корпус, нажимной диск, фрикционный диск, прижимной диск, нажимную пружину, при этом нажимной диск неповоротно, с возможностью ограниченного осевого смещения, соединен с прижимным диском, при этом, по крайней мере, одна нажимная пружина установлена на корпусе и прижимает нажимной диск к направлению зажимаемому между ним и прижимным диском фрикционному диску.

По сравнению с этим источником фрикционная муфта согласно изобретению отличается тем, что она снабжена регулировочным устройством для компенсации износа фрикционных накладок фрикционного диска и обеспечения по меньшей мере приблизительно неизменного прижатия нажимного диска пружиной, при этом фрикционная муфта снабжена исполнительными средствами для сцепления и расцепления муфты, а также предохранительным устройством, которое предназначено для обеспечения во время расцепления муфты на одном из участков рабочего хода исполнительных средств постепенного снижения передаваемого фрикционной муфтой момента.

При этом предохранительное устройство предназначено для обеспечения во время процесса расцепления муфты на одном из участков осевого смещения нагруженных прижимной пружиной участков нажимного диска постепенного снижения передаваемого фрикционной муфтой момента.

Предохранительное устройство (10) может быть расположено между исполнительными средствами (46) или прижимной пружиной (4) и участками для установки корпуса на прижимном диске.

Предохранительное устройство (10) может быть также расположено между исполнительными средствами или прижимной пружиной и поверхностью трения нажимного диска, а также между фрикционными обкладками диска муфты в осевом направлении.

При этом предохранительное устройство обеспечивает возможность смещения в осевом направлении упомянутых конструктивных элементов муфты, причем предохранительное устройство расположено таким образом, что при отключении муфты сила, действующая на предохранительное устройство, является наименьшей, а при включении муфты сила, действующая на предохранительное устройство, постепенно поднимается до максимума, причем этот подъем происходит по крайней мере на одном участке рабочего хода включения муфты.

Предохранительное устройство имеет возможность осуществлять постепенное снижение или же постепенное увеличение передаваемого фрикционной муфтой (1) момента, по меньшей мере на 40-70% протяженности рабочего хода исполнительных средств.

Согласно предпочтительной форме выполнения прижимная пружина по меньшей мере на одной части рабочего хода отключения фрикционной муфты имеет регрессивную упругую характеристику.

При этом прижимная пружина представляет собой тарельчатую пружину, которая установлена с возможностью поворота вокруг кольцеобразной поворотной опоры, установленной на корпусе, и одной стороной опирается на нажимной диск.

Согласно целесообразной форме выполнения тарельчатая пружина имеет кольцевую часть, от которой отходят радиально внутрь направленные выступы, образующие исполнительные средства, при этом тарельчатая пружина установлена с возможностью поворота между двумя опорами на корпусе.

Согласно еще одной форме выполнения тарельчатая пружина имеет синусоидальную упругую характеристику и при включенной фрикционной муфте на упругой характеристике тарельчатой пружины имеется рабочая точка на следующем за первым максимумом регрессивного участка упругой характеристики, при этом соотношение между первым максимумом и следующим за ним минимумом составляет 1: 04-1:0,7.

Фрикционная муфта для автомобиля, включающая в себя систему расцепления муфты, предназначенную для управления муфтой, содержащая педаль сцепления, выполненную аналогично педали акселератора, отличается тем, что один из элементов системы расцепления входит в зацепление с исполнительными средствами фрикционной муфты.

Сцепной агрегат согласно изобретению отличается от упомянутого в DE 2460963A1 тем, что сцепной агрегат снабжен регулировочным предохранительным устройством для компенсации износа фрикционных обкладок фрикционного диска и обеспечения по меньшей мере приблизительно неизменного прижатия нажимного диска нажимной пружиной, сцепной узел снабжен исполнительными средствами для сцепления и расцепления сцепного узла, а также предохранительным устройством с по меньшей мере одним расположенным последовательно с нажимной пружиной пружинным средством, для осуществления во время процесса расцепления сцепного агрегата на одном из участков рабочего хода исполнительных средств постоянного снижения момента, передаваемого через фрикционный диск.

Согласно второму варианту выполнения сцепного агрегата, содержащего корпус, нажимной диск, фрикционный диск, прижимной диск, нажимную пружину, демпфер крутильных колебаний, при этом нажимной диск неповоротно с возможностью ограниченного осевого смещения соединен с прижимным диском, при этом нажимная пружина прижимает нажимной диск в направлении к зажимаемому между ним и прижимным диском фрикционному диску, а также снабженный регулировочным предохранительным устройством для компенсации износа фрикционных обкладок фрикционного диска и обеспечения по меньшей мере приблизительно неизменного прижатия нажимного диска нажимной пружиной, отличается тем, что сцепной агрегат снабжен исполнительными средствами для сцепления и расцепления сцепного агрегата и предохранительным устройством, которое имеет возможность во время расцепления сцепного агрегата на одном из участков рабочего хода исполнительных средств осуществлять постепенное снижение момента, передаваемого через фрикционный диск, кроме того прижимной диск является первой частью махового колеса, две части которого имеют возможность поворачиваться друг относительно друга против действия демпфера крутильных колебаний, установленного между двумя частями махового колеса, причем вторая часть маховика соединена с выходным валом двигателя внутреннего сгорания.

Является целесообразным, что корпус соединен с частью махового колеса, образуемой прижимным диском, через неразрушаемое разъемное соединение, а демпфер крутильных колебаний расположен радиально вне наружного диаметра трения фрикционного диска муфты.

Согласно еще одному варианту выполнения сцепной агрегат для двигателя внутреннего сгорания, содержащий фрикционную муфту, включающую в себя нажимной диск, который неповоротно, с возможностью ограниченного осевого смещения, соединен с прижимным диском, и по меньшей мере одну нажимную пружину, которая прижимает нажимной диск к зажимаемому между ним и прижимным диском, выполняющим функцию махового колеса, фрикционному диску, отличается тем, что фрикционная муфта снабжена как регулировочным устройством для компенсации износа фрикционных обкладок фрикционного диска муфты и обеспечения по меньшей мере приблизительно неизменного прижатия нажимного диска посредством нажимной пружины, муфта, так и снабжена также исполнительными средствами для сцепления и расцепления муфты и предохранительным устройством, которое имеет возможность во время расцепления муфты на одном из участков рабочего хода исполнительных средств осуществлять постепенное снижение передаваемого через фрикционную муфту момента, причем фрикционная муфта через аксиально упругий элемент соединена с выходным валом двигателя внутреннего сгорания, при этом жесткость детали выбрана таким образом, что возбуждаемые под действием выходного вала двигателя на фрикционной муфте осевые, качательные или изгибные колебания демпфируются или погашаются упомянутым упругим элементом до уровня, гарантирующего наилучшее функционирование фрикционной муфты, в частности ее регулировочного устройства.

При этом жесткость аксиально-упругого элемента выбрана такой, что необходимые для расцепления муфты управляющие усилия без значительного осевого смещения сцепного агрегата передаются упругим элементом; предохранительное устройство снабжено пружинным средством, которое расположено последовательно с нажимной пружиной; а прижимной диск через демпфер крутильных колебаний соединен с выходным валом двигателя внутреннего сгорания.

Кроме того, из патента DE 3828128 известен узел привода, содержащий коробку передач и расположенную между приводными двигателем и коробкой передач фрикционную муфту, включающую в себя нажимной диск, который неповоротно, с возможностью ограниченного осевого смещения, соединен с прижимным диском, связанным с выходным валом приводного двигателя, по меньшей мере одну нажимную пружину, которая прижимает нажимной диск к зажимаемому между ним и прижимным диском, выполняющим функцию махового колеса фрикционному диску муфты.

Узел передач согласно изобретению отличается тем, что кор