Паросиловой двигатель (варианты)

Реферат

 

Двигатель предназначен для преобразования теплой энергии в механическую. Двигатель поршневого типа с паровым приводом, имеющий несколько ступеней, который можно сконструировать в виде единого блока или узла. Каждая ступень имеет свой собственный отдельный источник паровой энергии, и текучие среды на каждой ступени различны и имеют разные характеристики нагрева/температуры, так что рассеиваемое тепло из одного двигателя можно использовать для привода последующего двигателя. Такое выполнение двигателя позволит использовать источники тепла при относительно низких температурах, позволяя таким образом использовать недорогое топливо. 2 с. и 8 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к паросиловому двигателю, содержащему по меньшей мере два двигателя поршневого типа с паровым приводом, каждый из которых имеет впускное отверстие для парообразной текучей среды и выпускное отверстие для текучей среды, теплообменник или котел, представляющий собой испаритель и подсоединенный к впускному отверстию для пара и выпускному отверстию первого из двигателей поршневого типа с первым приводом для приема текучей среды из выпускного отверстия для текучей среды первого из двигателей поршневого типа с паровым приводом; внешний источник тепла для избирательного подсоединения к теплообменнику или котлу для испарения текучей среды в нем с целью сообщения энергии первому из двигателей поршневого типа с паровым приводом; причем двигатель поршневого типа с паровым приводом соединены друг с другом так, что текучая среда предшествующего двигателя поршневого типа с паровым приводом либо становится текучей средой последующего двигателя поршневого типа с паровым приводом, либо нагревает посредством теплообменника отличающуюся текучую среду последующего двигателя поршневого типа с паровым приводом.

Обычный поршневой паросиловой агрегат содержит испаряемую текучую среду, испаритель для испарения текучей среды, поршневую паровую машину и замкнутый контур, в котором установлены испаритель и поршневая паровая машина для перемещения текучей среды. Такой обычный паросиловой агрегат этого вида может быть паросиловой установкой, в которой в качестве текучей среды используется вода. Испаритель представляет собой парогенератор, а паровая машина представляет собой двигатель с поршнями или паровую турбину, приводящую в действие генератор тока.

Однако вода испаряется при 100oC при атмосферном давлении. Чтобы получить хороший КПД, требуется подогретый или перегретый пар при еще более высокой температуре. Это означает, что агрегат не может работать только на тепле, даже если его можно получать в больших количествах. Энергия, подаваемая таким образом, относительно дорога.

В патент США N 3218802, выданном на имя Д.Р.Савье (D.R. Sawie), бинарная паросиловая установка включает цикл серы, состоящий из источника тепла 10, который нагревает и испаряет серу, теплового двигателя 12 первой ступени цикла серы, который преобразует цикл пара в кинетическую энергию, и теплообменник 14, который принимает частично охлажденную серу и отводит остаток тепла. Теплообменник 14 нагревает текучую среду в трубопроводах 37, 41 и 43, чтобы подвести водяной пар к тепловому двигателю 16 второй ступени. Аналогичные системы применялись на нефтехимических заводах, где используются реакторы с этиленоксидом. Эти реакторы охлаждают текучей средой, имеющей высокую температуру и находящейся под низким давлением (текучей средой типа дифила). Эту текучую среду направляют в теплообменник для получения перегретого водяного пара. Водяной пар использовали в паровой турбине для сжатия газообразного этилена. При эксплуатации такой системы возникают проблемы, которые очень трудно решить, поскольку применение сульфида, серы, фосфора или даже натрия исключается, так как сталь проницаема для водорода, а наличие водорода в вышеупомянутых материалах вызовет очень серьезные проблемы. Этот агрегат работает при очень высокой температуре с насыщенными парами серы при 682oC (1260oF).

В патенте США N 4070862, выданному Дернеру (Doerner) и др., предлагается турбина для использования в установках электростанций, в которой присутствуют две текучие среды, такие как вода и H2. Одной из проблем является утечка из одного местоположения турбины к другому. Изобретение представляет возможность выбора из двух жидкостей, когда вторая жидкость имеет более низкую температуру кипения, чем первая жидкость, и пароконденсат (по трубам) возвращается в котел. Обе эти жидкости имеют низкие давление применительно к их температурам, при 800oC - абсолютное давление 234 кПа (34 фунт-сил/кв. дюйм) и при 450oC - абсолютное давление 352 кПа (51 фунт-сил/кв.дюйм). Несмотря на то, что в этом патенте не указаны цифровые показатели КПД, использование таких высоких температур и низких давлений должны оказать негативное влияние на общий КПД турбины.

В патенте США N 4700543, выданном Кригеру (Krieger) и др., раскрыто множество независимых энергоустановок с замкнутым циклом Ренкина (Rankine), каждая из которых имеет испаритель и задействуется путем последовательного приложения воздействия вещества или текучей среды, являющейся низкотемпературным источником тепла, к энергоустановкам для образования текучей среды, являющейся обедненным источником тепла. Эту являющуюся обедненным источником тепла текучую среду прикладывают ко всем подогревателям параллельно. Показано, что энергоустановки являются турбинными.

Таким образом, в технике существует серьезная потребность в двигателе поршневого типа с паровым приводом, обладающим высоким КПД и работающим при относительно низких температурах.

В заявке на патент Франции N FR-A-903.448 раскрыт паросиловой двигатель, соответствующий определению, приведенному выше в первом абзаце описания. Он содержит два двигателя поршневого типа, строение которых не конкретизировано и которые в предложенном двигателе могут быть заменены, например, турбинами.

Задачей настоящего изобретения является избавление от указанных недостатков и создание высокоэффективного поршневого паросилового агрегата, эксплуатация которого относительно дешева, и который в конкретном варианте воплощения дает возможность практического использования источника тепла при относительно низких температурах, позволяя таким образом использовать недорогие топлива.

Эта задача решается при воплощении настоящего изобретения за счет того, что каждый из двигателей поршневого типа с паровым двигателем содержит: выходной вал; поршни, приводимые в движение паром, подсоединенные к выходному валу; впускное отверстие для парообразной текучей среды, принимающее первую испарительную текучую среду из внешнего источника тепла от предшествующего двигателя поршневого типа с паровым приводом или от теплообменника, соединенного с этим предшествующим двигателем поршневого типа с паровым приводом, для привода в движение поршней, приводимых в движение паром, и вращения выходного вала; первый контур пара/текучей среды для приема первой испарившейся текучей среды от поршней; внутренний насос в первом контуре пара/текучей среды для обеспечения циркуляции пара/текучей среды обратно к внешнему источнику тепла для повторного нагрева; внутренний теплообменник в первом контуре пара/текучей среды, стоящий перед внешним источником тепла; второй замкнутый контур текучей среды/пара, в котором заключена (заключен) вторая (второй) текучая среда/пар, имеющая (имеющий) более низкую температуру испарения (парообразования), чем первая (первый) текучая среда/пар, причем второй замкнутый контур текучей среды/пара проходит через внутренний теплообменник для обеспечения испарения; внутренний компрессор во втором контуре текучей среды/пара, приводимый в действие выходным валом с целью сжатия второй (второго) текучей среды/пара и повышает ее/его температуры для перемещения в теплообменник; и турбину во втором замкнутом контуре текучей среды/пара, подсоединенную к выходному валу и принимающую вторую (второй) текущую среду/пар и обеспечивающую подвод мощности к выходному валу.

В заявке на патент Франции N FR-A-2.265.206 раскрыт паросиловой двигатель, содержащий испаритель и турбину, приводящую в действие электрический генератор, причем внутренним источником тепла для испарителя является двигатель внутреннего сгорания. Этот паросиловой двигатель содержит, однако всего один замкнутый контур, в котором установлены турбина, испаритель и конденсатор.

Изобретение также касается паросилового двигателя того типа, который определен в первом абзаце описания, дополнительно содержащего второй теплообменник для приема текучей среды, выходящий из первого двигателя поршневого типа с паровым приводом, для испарения этой текучей среды с целью привода второго из двигателей поршневого типа с поршневым приводом, причем впускное отверстие для парообразной текучей среды второго двигателя поршневого типа с паровым приводом связано со вторым теплообменником, за счет чего текучие среды в каждом двигателе поршневого типа с паровым приводом различны, и температура испарения текучей среды во втором двигателе поршневого типа с паровым приводом меньше, чем температура текучей среды первого двигателя поршневого типа с паровым приводом на выходе этого двигателя.

Двигатель этого типа раскрыт в вышеупомянутой заявке на патент Франции N FR-A-903.448. Этот двигатель содержит два двигателя поршневого типа и два типа теплообменника. Испаритель представляет собой котел, а внешний источник тепла - горелку.

Чтобы решить вышеизложенную техническую задачу и создать высокоэффективный паросиловой двигатель поршневого типа, внешний источник тепла представляет собой двигатель внутреннего сгорания, а предлагаемый двигатель содержит третий теплообменник для приема текучей среды, выходящий из второго двигателя поршневого типа с паровым приводом и обеспечения наличия третьей текучей среды внутри него, которая будет испаряться при температуре, меньшей, чем температура текучей среды второго двигателя поршневого типа с паровым приводом.

В заявке на патент США N 4.347.702 также раскрыт паросиловой двигатель, содержащий двигатель поршневого типа, который установлен в замкнутом контуре, где также установлен испаритель, причем внешним источником тепла, испаряющего текучую среду для двигателя поршневого типа, является двигатель внутреннего сгорания. Однако этот паросиловой двигатель содержит только один двигатель поршневого типа.

В конкретном варианте воплощения текучая среда в испарителе испаряется при температуре менее 180oC (350oF); температура текучей среды на выходе первого двигателя поршневого типа с паровым приводом меньше 120oC (248oF); парообразная текучая среда второго двигателя (22, 54) поршневого типа с паровым приводом испаряется при температуре менее 120oC (248oF); текучая среда, выходящая из второго двигателя (22) поршневого типа с паровым приводом, имеет температуру менее 80oC (140oF), и внутри имеется третья текучая среда, которая будет испаряться при температуре менее 80oC (140oF).

Эти и другие задачи настоящего изобретения станут более понятны при рассмотрении вместе с нижеследующим "Подробным описанием чертежей", в числе которых: фиг. 1 - блок-схема известного паросилового агрегата; фиг. 2 - блок-схема, аналогичная блок-схеме, показанной на фиг. 1, но со ссылками на другой вариант воплощения агрегата, в котором источником тепла является двигатель внутреннего сгорания, заключенный в одном корпусе с паровым двигателем; фиг. 3 - блок-схема, аналогичная блок-схеме, показанной на фиг. 1 и 2, но со ссылкой на еще один вариант воплощения, в котором текучая среда, которая испаряется и приводит в действие паровой двигатель поршневого типа, представляет собой охлаждающую текучую среду для двигателя внутреннего сгорания, который заключен в общем корпусе с двигателем поршневого типа с паровым приводом; фиг. 4 - блок-схема варианта воплощения настоящего изобретения, в котором текучая среда, обеспечивающая наличие источников тепла для множества каскадированных паровых двигателей, проходит через все каскадированные двигатели, входя в каждый двигатель при одной температуре, достаточной для испарения находящейся внутри него текучей среды, выходя из первого двигателя при температуре, достаточной для испарения второй текучей среды во втором двигателе, выходя из второго двигателя при более низкой температуре, достаточной для испарения третьей текучей среды в третьем паровом двигателе, и текучая среда возвращается обратно в нагреватель для испарения текучей среды и завершения цикла; фиг. 5 - блок-схема еще одного варианта воплощения изобретения, в котором каждая паровая машина имеет свой собственный замкнутый контур текучей среды, причем температура выходящей текучей среды в одном двигателе достаточна для испарения текучей среды в последующем двигателе, а все двигатели подсоединены к общему валу для получения выходной мощности; фиг. 6 - принципиальная схема двигателя поршневого типа с паровым приводом, называемого двигателем Баудино (Baudino), который имеет два замкнутых контура и обеспечивает получение высокого КПД; фиг. 7A и 7B - изображения блок-схемы конструкции с использованием паросилового двигателя поршневого типа, аналогичной блок-схеме, показанной на фиг. 5, за исключением того, что показаны подробности подсоединения и парового двигателя, и двигателя Баудино к общему валу; фиг. 7, 9, 10 и 11 - связаны каждый с фиг. 7 для пояснения изображенных средств управления давлением и температурой.

Известный паросиловой агрегат, показанный на фиг. 1, включает в себя испаряемую текучую среду 1, испаритель 2 для испарения текучей среды, приводимую в действие паром машину 3, которая имеет поршни, приводимые в движение паром, замкнутый контур 4 текучей среды, в котором установлены испаритель 2 и паровая машина 3 для перемещения текучей среды 1. В замкнутом контуре 4 текучей среды перед испарителем 2 выше по течению установлен насос 5. На практике испаритель 2 может быть радиатором обычного двигателя внутреннего сгорания 6, такого как автомобильный двигатель, в котором текучая среда, такая как вода, протекает в замкнутом контуре 7 через теплообменник или радиатор 2 и перекачивается посредством насоса 8 обратно в двигатель внутреннего сгорания 6 с целью непрерывного охлаждения этого двигателя. Нагрев текучей среды в замкнутом контуре 7, когда она выходит из двигателя внутреннего сгорания 6 в испаритель 2, может соответствовать температуре примерно 240oC. Текучая среда в двигателе 3 поршневого типа с паровым приводом может быть текучей средой того типа, который испаряется при температурах ниже 240oC, так что она будет испаряться под действием тепла жидкости в замкнутом контуре 7 из двигателя внутреннего сгорания 6. Такой агрегат отличается тем, что текучая среда 1 является не водой, а веществом, которое может легко испаряться и у которого температура испарения при атмосферном давлении или температура кипения ниже 240oC, предпочтительно - ниже 30oC в обстоятельствах, рассматриваемых ниже, и которое имеет такие характеристики испарения, что даже при низкой температуре позволит получить пар под высоким давлением. Следует понять, что термин "низкая температура" относится к таким низким температурам, величина которых менее 240oC, например, 240oC, 180oC, 120oC или 60oC, соответственно, а термин "высокое давление" означает давление, равное или превышающее 1 МПа (10 бар), например, превышающее 2 МПа (20 бар) при 120oC, где 1 бар равен 1 атмосфере.

Текучими жидкостями, которые удовлетворяют этим условиям и, следовательно, пригодны для использования в рассматриваемом агрегате, являются те текучие среды, которые используются в холодильных установках, таких как фторсодержащие углеводороды. Подходящими текучими средами являются, например, фторсодержащие углеводороды из ряда: трихлорфторметан, дихлорфторметан, хлорфторметан, 1,1-дихлор-2,2,2-трифторэтан, 1,1-дихлор-1-фторэтилен, 1-хлор-1,1-дифторэтилен, 1,1,1,2-тетрафторэтилен и дифторметан. Кроме того, интересны в этом смысле такие заменители, как дихлортрифторметан (например, KLEA F123; поставляемый ICI) и тетрафторэтилен (например, KLEA 134a, поставляемый ICI). Первое упомянутое вещество имеет температуру кипения при атмосферном давлении, равную 27oC, и критическую температуру 183oC при давлении 3,6 МПа (36 бар), тогда как последнее упомянутое вещество имеет температуру кипения при атмосферном давлении, равную 26oC, но испаряется при 80oC при давлении 2,63 МПа (26,3 бар) и при 100oC даже при давлении 3,97 МПа (3,7 бар). Критическая температура этого вещества равна 101oC при давлении 4,05 МПа (40,5 бар).

Пар подается способом, аналогичным способу подачи водяного пара в паровую машину с поршнями, приводимыми в движение паром. В паровой машине 3 имеет место падение давления. Текучая среда при этом пониженном давлении может иметь форму жидкости и тоже перекачивается в испаритель 2 посредством насоса 5, как пояснялось ранее. Когда температура в испарителе 2 выше, чем температура испарения при заданном давлении для текучей среды паровой машины, получается перегретый пар, и предпочтительно в испарителе получается незначительно перегретый пар, чтобы избежать конденсации в паровой машине 3. Такой насыщенный или перегретый пар уже получен, благодаря специально подобранной текучей среде, при относительно низких температурах, так что можно с выгодой использовать низкотемпературные источники тепла, которые имеются в изобилии, но их нелегко использовать эффективным способом. Таким образом, можно использовать тепло двигателя внутреннего сгорания 6, которое в противном случае большей частью теряется в атмосферу.

Как указано выше, в паросиловом агрегате, изображенном на фиг. 1, испаритель 2 представляет собой теплообменник или радиатор двигателя внутреннего сгорания 6, который может быть, например, радиатором автомобиля или иного транспортного средства, который вместо охлаждения воздухом охлаждается посредством текучей среды 1 паросилового двигателя, циркулирующей в замкнутом контуре 4. Охлаждающая вода, которая прокачивается через контур охлаждения 7 двигателя посредством насоса 8 и которая имеет температуру около 80oC, представляет собой первичную текучую среду. Текучая среда, которая прокачивается по замкнутому контуру 4 посредством насоса 5, представляет собой вторичную текучую среду, которая нагревается до тех пор, пока не достигает по существу вышеупомянутой температуры и за счет этого испаряется. После испарителя 2 ниже по потоку установлен расширительный бак 9, в котором собирается испарившаяся вторичная текучая среда и не испарившаяся текучая среда. После бака ниже по потоку установлен клапан 10 регулирования давления в контуре 4. Насыщенный или, предпочтительно, перегретый пар под высоким давлением получают в испарителе 2. Как указано выше, когда в качестве вторичной текучей среды 1 в замкнутом контуре 4 используют тетрафторэтилен, можно получить давление 2,6 МПа (26 бар) на выходе испарителя 2 при температуре 80oC. Давление на выходе паровой машины 3 можно задать посредством клапана 10 регулирования давления, например, в зависимости от давления внутреннего сгорания 6. Таким образом, двигатель внутреннего сгорания 6 и двигатель 3 поршневого типа с паровым приводом можно объединить в одном и том же блоке двигателей, и они могут даже иметь общий вид 18, который можно соединить с каким-либо ведомым блоком 20, как показано пунктирными линиями на фиг. 1.

Как показано на фиг. 2, двигатель внутреннего сгорания 6 и двигатель 3 поршневого типа с паровым приводом можно выполнить в общем корпусе 17. Работа этого агрегата аналогична работе агрегата, показанного на фиг. 1, в котором охлаждающая вода двигателя внутреннего сгорания 6 в замкнутом контуре 7 проходит через испаритель 2, конденсируется и перекачивается обратно в двигатель внутреннего сгорания 6 насосом 8. Тепло, возникающее в испарителе 2, прикладывается к текучей среде 1, которая испаряется в контуре 4 и используется для привода двигателя 3 поршневого типа с паровым приводом. Конденсировавшаяся текучая среда на выходе двигателя 3 с паровым приводом перекачивается обратно в испаритель 2 насосом 5, и процесс в испарителе повторяется. И вновь можно установить в контуре расширительный бак 9.

В варианте, соответствующем фиг. 3, испаритель 2 является не радиатором двигателя внутреннего сгорания 6, а самим двигателем внутреннего сгорания 6, откуда следует, что двигатель внутреннего сгорания 6 установлен в замкнутом контуре 4 текучей среды, а текучая среда 1 представляет собой хладагент двигателя внутреннего сгорания 6. Таким образом, когда текучая среда в замкнутом контуре 4 перекачивается насосом 5 через двигатель внутреннего сгорания 6, она охлаждает двигатель внутреннего сгорания 6, испаряется в процессе охлаждения и пропускается через расширительный бак 9 в клапан 10 регулирования давления, а затем - в паровой двигатель 3 для привода вала 18. И двигатель внутреннего сгорания 6, и двигатель 3 поршневого типа с паровым приводом можно соединить с общим валом 18 для привода вала 18. С двигателем внутреннего сгорания 6 соединен обводной питающий контур 11 с установленными в нем насосом 12 и охладителем 16, чтобы охлаждать среду 1 в замкнутом контуре 4 в случае отказа.

На фиг. 4 показан вариант воплощения предлагаемого нового двигателя с паровым приводом. Тепло для испарителя 2 можно подводить с помощью двигателя внутреннего сгорания, радиатор которого или сам двигатель может представлять собой испаритель 2, или с помощью такого источника тепла, как горелка 13, которая нагревает рабочую текучую среду в контуре 4 текучей среды посредством текучей среды 14 в испарителе 2 прямо или косвенно, как показано на фиг. 4. В последнем случае испаритель 2 представляет собой теплообменник с котлом, наполненным текучей средой 14, которая представляет собой первичную текучую среду, и трубу или трубопровод 15 текучей среды, проходящую (проходящей) через котел и являющуюся (являющийся) частью контура 4 текучей среды, через которую протекает рабочая текучая среда в качестве вторичной текучей среды. В этом случае текучая среда в замкнутом контуре 4 попадает в первый двигатель 20 поршневого типа с паровым приводом при температуре, например, 180oC и будет приводить в действие двигатель 20 поршневого типа и испарять первую текучую среду в первом замкнутом контуре в двигателе 20 поршневого типа с паровым приводом так же, как описано применительно к фиг. 1 и 2. Первичная текучая среда в замкнутом контуре 4 текучей среды, которая выходит из первого двигателя 20 поршневого типа с паровым приводом, имеет температуру примерно 120oC и поступает во второй двигатель 22 поршневого типа с паровым приводом, обеспечивая теплопередачу в этот двигатель. В замкнутом контуре текучей среды во втором двигателе 22 поршневого типа с паровым приводом протекает вторая текучая среда, которая испаряется при температуре менее 120oC и за счет этого приводит в действие второй поршневой паровой двигатель 22. Первичная текучая среда в замкнутом контуре 4 текучей среды выходит из двигателя 22 при температуре, например, приблизительно 60oC и поступает в третий двигатель 24 поршневого типа с паровым приводом, обеспечивая теплопередачу третьей текучей среде, которая протекает в замкнутом внутреннем контуре текучей среды и испаряется при температуре менее 60oC, приводя в действие двигатель 24 поршневого типа с паровым приводом. Все три двигателя 20, 22 и 24 соединены с общим выходным валом 18. Текучая среда в замкнутом контуре 4 текучей среды выходит из двигателя 24 поршневого типа с паровым приводом в виде жидкости, которая перекачивается насосом 5 обратно в испаритель 2, где она испаряется, и цикл повторяется.

Изображение на фиг. 5 аналогично тому, что показано на фиг. 4, за исключением того, что по первому замкнутому контуру 4 текучей среды испарившаяся текучая среда подается только в первый двигатель 20 поршневого типа с паровым приводом и выходит из теплообменника 37, показанного пунктирными линиями, при температуре примерно 120oC. Текучая среда отдает по существу все свое тепло второй текучей среде во втором двигателе 22. Так, первая текучая среда затем выходит из теплообменника 37 в виде жидкости и перекачивается насосом 5 обратно в испаритель 2, где процесс повторяется.

Вторая текучая среда во втором двигателе 22 поршневого типа с паровым приводом воспринимает по существу большую часть генерируемого при 120oC тепла от первой ступени, которая поддерживается при температуре, достаточной для испарения второй текучей среды и привода второго двигателя. Однако после затрат энергии на привод второго двигателя 22, текучая среда, поступающая во второй теплообменник 36, имеет температуру примерно 60oC. Это тепло передается третьей текучей среде в третьем двигателе 24 поршневого типа с паровым приводом, где третья текучая среда испаряется и приводит в действие этот третий двигатель 24. Вторая текучая среда, вышедшая из испарителя 36, конденсируется в жидкость и перекачивается насосом 28 через замкнутый контур 26 текучей среды обратно в испаритель 37, где процесс повторяется. Аналогично третья текучая среда в третьем двигателе 24 поршневого типа с паровым приводом выходит из этого двигателя в контуре 30 текучей среды при температуре примерно 15oC в виде жидкости и нагнетается насосом 32 обратно в теплообменник 36, где процесс снова повторяется.

Три двигателя 20, 22 и 24 поршневого типа с паровым приводом объединены в едином корпусе 100 и все соединены с одним и тем же приводным валом 18 для привода какого-либо устройства 38, такого как генератор.

Конечно, следует помнить, что источником тепла 13, показанным на фиг. 4 и 5, может быть солнечная энергия, горячий газ или энергия любого другого желаемого типа.

Текучие среды в трех отдельных контурах текучих сред приспособлены к требуемым температурам. Так, в качестве первой текучей среды можно использовать вышеупомянутый фторсодержащий углеводород F123, и эту текучую среду можно нагревать до 180oC в теплообменнике. В первом паровом двигателе 20 эта текучая среда охлаждается примерно до 120oC после привода в движение поршней внутри этого двигателя. Второй текучей средой во втором двигателе 22 является вышеупомянутый углеводород F134a, который нагревается примерно до 120oC, испаряется за счет этого и используется за счет привода в действие второго двигателя 22 поршневого типа с паровым приводом. Вторая текучая среда охлаждается примерно до 60oC, приводя в действие второй двигатель 22 поршневого типа с паровым приводом. Это тепло можно передавать третьему паровому двигателю 24, который запитывают третьим фторсодержащим углеводородом, или рабочей текучей средой, известной под названием R11 Бис-2-бутилентетрагидрофурфурол. Эта текучая среда испаряется при температуре 60oC или ниже, приводит в действие третий двигатель 24 и выходит из третьего двигателя 24 при температуре примерно 15oC. На фиг. 4 показано, что текучая среда, выходящая из третьего двигателя 24, перемещается обратно в теплообменник 2, где снова нагревается до 180oC, и цикл повторяется. Однако на фиг. 5 каждая из отдельных текучих сред во втором и третьим двигателях 22 и 24 повторно нагревается посредством радиаторов или теплообменных устройств 36 и 37.

Если текучей средой, используемой в качестве первой текучей среды, является текучая среда, которую можно нагревать до 240oC и которая охлаждается примерно до 180oC после привода в действие двигателя поршневого типа с паровым приводом, то такой паровой поршневой двигатель можно устанавливать между испарителем 2 и первым поршневым паровым двигателем 20, показанным на фиг. 4 и 5, и получать таким образом агрегат с четырьмя уровнями температуры, который, конечно, обеспечивает высокоэффективное использование тепла. Такие варианты воплощения дают возможность без затруднений повысить выходную мощность двигателя внутреннего сгорания или иного источника тепла.

Если текучей средой, используемой в качестве первой текучей среды, является текучая среда, которую можно нагревать до 180oC после приведения в действие четвертого двигателя поршневого типа с паровым приводом, то такой четвертый поршневой паровой двигатель (не показан) можно устанавливать между испарителем 2 и первым поршневым паровым двигателем 20, показанным на фиг. 4 и 5, и получить таким образом агрегат с четырьмя уровнями температуры, который, конечно, обеспечивает высокоэффективное использование тепла. В примере воплощения изобретения по фиг. 5 теплообменник присоединен между четвертым двигателем и первым двигателем 20 так, чтобы тепло от выхода текучей среды использовалось для испарения первой текучей среды в первом двигателе 20. Такие варианты воплощения дают возможность без затруднений повысить выходную мощность двигателя внутреннего сгорания или иного источника тепла.

Эффективный двигатель, который можно использовать в качестве одного из двигателей поршневого типа с паровым приводом, рассмотренным всвязи с фиг. 1 - 5, схематически изображен на фиг. 6. Он известен как двигатель Баудино и запатентован во Франции, где ему присвоен номер публикации FR 2 588 645-A1 и национальный регистрационный номер 85 15545. (Этот патент был подан во Франции 14 октября 1985 г. и опубликован 17 апреля 1987 г.). Двигатель Баудино представляет собой анаэробный двигатель внутреннего сгорания, в котором используется комбинированный цикл для комбинированного производства тепловой энергии (для охлаждения или нагрева) и электрической или механической энергии, которую можно использовать для любых целей посредством рационального применения любого источника тепла, такого как солнечная энергия, уголь, газ и т. п. , причем эта энергия сначала преобразуется в тепловую энергию привода, а затем - в производительную энергию. Этот двигатель бесшумен и чист экологически, а также работает на любом топливе, в замкнутом цикле, без клапанов или системы зажигания. Следовательно, он может удовлетворять самым жестким требованиям современных рынков, обуславливающих комбинированное применение более одного вида энергии, такой как тепло и электричество, и т. п., за счет использования местных видов топлива, которые существующие двигатели использовать не могут.

Это делает такой двигатель притягательной альтернативой для развивающихся стран, где он может конкурировать с паровыми турбинами и топливными элементами, а также может стать объектом возможного предпочтения многих промышленно развитых стран, желающих завоевать новые рынки. Взаимозаменяемость его элементов делает его простым и неприхотливым двигателем, технологию изготовления которого можно приспособить к удовлетворению таких различных требований, как децентрализованное производство электроэнергии или создание силовых установок для наземных или подводных приложений.

В этой системе движение поршней осуществляется не как в обычных двигателях за счет внутреннего сгорания тепловоздушной смеси, а за счет непрерывной последовательности воздействий, осуществляемых двумя активными текучими средами - рабочей текучей средой и регенерирующей текучей средой. Эти две текучие среды работают при противоположных направлениях протекания в ограниченном объеме между двумя источниками тепла при разных температурах, разделенными адиабатическим теплообменником. Система получает тепло из внешней атмосферы или от внешнего источника, генерирует мощность, которую можно использовать в механической, электрической или тепловой форме, и отводит остаточное тепло в источник холода.

Система состоит из двух отдельных агрегатов, энергопреобразующего агрегата, предназначенного для преобразования используемой энергии в тепловую энергию, и непроницаемого для текучей среды конденсационного силового агрегата привода, предназначенного для преобразования тепловой энергии в термомеханическую или термоэлектрическую энергию. Камеры преобразования тепловой энергии приспособлены к использованию таких источников энергии, как солнечная энергия, нефтепродукты, отходы, газ и т.п. Такой источник энергии можно использовать непрерывно, поскольку движение поршней не связано со впрыскиванием и выбросом газообразных продуктов сгорания, и это существенно снижает количество вредных газов, таких как оксиды азота, монооксид углерода и т. п. , выбрасываемых в окружающую атмосферу обычными двигателями. Камера конденсации содержит блок цилиндров двигателя и приводимые в действие системы, включая компрессоры, насосы, генераторы переменного тока, непроницаемые для текучей среды замкнутые системы циркуляции текучей среды/пара и контуры тепловой регенерации. Блок цилиндров двигателя состоит из некоторого количества рядом расположенных цилиндров, например трех, каждый из которых содержит поршень для передачи механической мощности приводному валу. Узел сжатия состоит из нескольких радиально расположенных цилиндров, например трех, каждый из которых содержит поршень, который термодинамически согласован с адиабатическим теплообменником и выполнен как единое целое со змеевиками терморегуляции. Это гарантирует оптимальное сопряжение узла двигатель/компрессор и работу при постоянном крутящем моменте, соответствующем нагрузке. Назначение турбонасоса состоит в том, чтобы гарантировать циркуляцию с постоянным расходом и рекомбинацию рабочей текучей среды.

Рассматривая теперь фиг. 6, отмечаем, что под взаимодействием получаемого тепла рабочая текучая среда в испарителе 41 высокого давления испаряется, повышая таким образом свое давление, и испарившуюся текучую среду можно затем использовать для циклического привода в движение поршней 42 двигателя известным способом. Внешний источник тепла 40 может обеспечить подвод тепла к рабочей текучей среде в контейнере или испарителе 41 высокого давления. Испарившаяся текучая среда или газ, отходящая (отходящий) от поршней 42, выпускается в осевой насос 49 и теплообменник 39, где передает часть своего тепла в процессе замкнутой циркуляции регенерирующей текучей среде в контуре 44 текучей среды. Теплообменники 39 и 46 выполнены в виде одного блока. Таким образом, газ, отходящий от поршней 42, протекает через одну часть 39 в одном направлении, а через другую часть 46 - в другом направлении. После этого газ выпускается в источник холода 43, где он конденсируется, а потом проходит через турбонасос 51 в теплообменник 46 (в направлении, противоположном направлению протекания в теплообменник 39) и возвращается в свою исходную точку в замкнутом контейнере 41 для начала нового цикла. Таким образом, следует понимать что теплообменники 39 и 46 являются частью общего блока, через который газ от поршней 42 проходит в первом направлении, а потом возвращается обратно в противоположном направлении в виде текучей среды через тот же самый блок теплообменников. Поэтому текучая среда в резервуаре 41 высокого давления при равной массе занимает больший объем в своей паровой фазе, чем в своей жидкой фазе. Разница в объеме преобразуется в мощность, которую потом использует приводной вал 48, а скрытое тепло текучей среды используется по меньшей мере частично замкнутым контуром 44 теплорегенерирующей текучей среды. Из теплообменника 39 теплорегенерирующая текучая среда поступает в контуре 44 текучей среды в ряд компрессоров 45 и по мере повышения температуры в адиабатический теплообменник 46.

Выпуск активной текучей среды под пониженным давлением из цилиндров 42 (понижение давления не прерывается, а происходит в текучей среде до достижения равномерного состояния) и принудительное повторное сжатие текучей среды в части теплообменника 46, через который проходит контур 44 регенерирующей текучей среды, находящейся под низким давлением, осуществляет осевой насос 49, который выполнен как единое целое с турбиной 50. Турбина 50, механически подсоединенная к приводному валу 48, частично приводится в движение за счет понижения давления сжатой реге