Грузовой парашют
Реферат
Изобретение относится к парашютной технике и предназначено для доставки грузов в трудноступную местность. Парашют содержит основу купола, выполненную из прямых полотнищ, силовой каркас из взаимно-перпендикулярных лент и стропы, которые одними концами закреплены на кромке купола, а другими концами соединены между собой. Предусмотрено средство для снижения динамической нагрузки, выполненное в виде охватывающего купол корсета, состоящего из соединенных между собой радиальных и кольцевых лент. В точках пересечения с лентами силового каркаса купола ленты корсета скреплены с ними. Концы радиальных лент корсета сведены в точку соединения концов строп, а длина участков радиальных лент от упомянутой точки до нижней кромки купола на 8-10 % короче длины строп. Соединение радиальных и кольцевых лент корсета с лентами силового каркаса выполнено не менее чем в пяти точках их пересечения с помощью машинных скрепок или текстильных завязок. Изобретение позволяет увеличить поглощение динамической нагрузки на парашют. 4 з.п, ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к парашютной технике и предназначено для использования в парашютных системах различного назначения, преимущественно в парашютных системах для десантирования грузов, которое производится в чрезвычайных ситуациях, а также при доставке грузов в труднодоступную местность.
Требования к техническим характеристикам парашютных систем подобного назначения особенно высоки в части надежности действия, простоты эксплуатации и технологии изготовления. В известных парашютах основные параметры, к которым относятся площадь купола, вес, прочность, оптимально подобраны с учетом эксплуатационных и технологических характеристик для определенного весового диапазона сбрасываемых грузов. При необходимости существенного увеличения весового диапазона грузов приходится использовать более грузоподъемный парашют. Для обеспечения тяжелому грузу малой скорости приземления нужен купол парашюта площадью в несколько сотен, а в отдельных случаях и в несколько тысяч квадратных метров. При изготовлении куполов такой большой площади возникают значительные технологические трудности, так как просвет между корпусом швейной машины, на которой сшивают полотнища купола, и столом мал, и сквозь него невозможно продвигать при сшивке полотнища площадью 300 - 400 м. Кроме того, купол большой площади имеет такой вес, что для перемещения его под сшивающей частью машины требуется усилие, превышающее мускульную силу человека. Купола большой площади при введении в действие испытывают большие динамические нагрузки, для снижения которых необходимо применять различные средства рифления, такие как кольцевой шнур, стягивающий нижнюю кромку купола [патент США N 3278143 1965 B 64 D 17/36] или более сложное агрегатное решение рифления куполов большой площади типа "купол под куполом" [патент США N 5005785 1991 B 64 D 17/62]. Разрифление куполов производится с помощью различных механизмов, снабженных системой автоматики. Такая сложная оснастка парашютов вызывает затруднения в эксплуатации, снижает надежность их действия. Отмеченные недостатки частично устраняются при применении многокупольной парашютной системы, в которой количество базовых парашютов в общей связке подбирается из расчета соответствия суммарной площади куполов весу груза [патент Англии N 957849, кл. B 7 G, 1962]. К недостаткам многокупольных парашютных систем нужно отнести возможность неодновременного наполнения всех куполов системы, при котором на купол (купола), наполнившийся первым приходится большая нагрузка, чем на остальные, что приводит к их частичному или полному разрушению, в результате чего могут ухудшиться условия наполнения для остальных куполов. Наиболее близким аналогом изобретения является используемый в настоящее время отечественный грузовой парашют, конструкция которого достаточно проста и технологична. Основа купола указанного парашюта имеет плоскую форму, т.к. собрана из прямых полотнищ фабричной ткани, по линии соединения которых закреплены ленты силового каркаса, взаимноперпендикулярные относительно друг друга. Стропы парашюта закреплены одними концами на кромке купола, а другими сведены в коуш. Производство таких парашютов приближено к безотходному, они просты в эксплуатации. [Н. А. Лобанов "Основы расчета и конструирования парашютов" Изд. "Машиностроение", 1965, с. 74, фиг. 3.15] Но как уже отмечалось, парашюты с таким простым и технологичным конструктивным решением надежно работают только при условии соответствия площади их куполов и прочности весовому диапазону сбрасываемого груза. При его увеличении необходимо использовать для десантирования более грузоподъемный и упрочненный парашют, либо увеличить число куполов в связке, либо ввести в систему дополнительные, более энергоемкие средства амортизации груза, что экономически нецелесообразно, а также влечет за собой ухудшение таких характеристик парашюта, как раскрываемость, наполняемость и т. д. , которое в свою очередь приводит к снижению надежности парашюта в целом. Задача, решаемая с помощью заявляемого изобретения, направлена на расширение диапазона применения парашюта при увеличении весового диапазона сбрасывания. Указанная задача решается за счет того, что парашют, основа купола которого выполнена из прямых полотнищ и имеет силовой каркас из взаимно перпендикулярных лент, а его стропы одними концами закреплены на кромке купола, а другими концами соединены между собой, снабжен средством для снижения динамической нагрузки, выполненным в виде охватывающего купол корсета, состоящего из соединенных между собой радиальных и кольцевых лент, причем в точках пересечения с лентами силового каркаса купола ленты корсета скреплены с ними. Концы радиальных лент корсета сведены в точку соединения строп, а длина участков радиальных лент от упомянутой точки до нижней кромки купола на 8-10% короче длины строп. Если разность длин упомянутых участков радиальных лент и строп будет меньше, чем 8%, своевременное вступление в работу радиальных лент не будет обеспечено, а если разность длин упомянутых участков радиальных лент и строп будет больше, чем 10%, может произойти разрыв радиальных лент при нагружении. Радиальные ленты корсета распределены равномерно по периметру купола. Соединение лент корсета с лентами силового каркаса может быть выполнено с помощью машинных скрепок или текстильных завязок не менее чем в пяти точках пересечения упомянутых лент. Такое конструктивное решение обеспечивает создание дополнительной опорной поверхности для основы купола, первой воспринимающей динамическую нагрузку на него при раскрытии. Кроме того, посредством своих радиальных лент, первыми вступающих в работу, корсет частично поглощает нагрузку на стропы от грузового объекта, за счет удлинения, причем радиальные ленты корсета совместно со стропами парашюта воспринимают увеличенную динамическую нагрузку на купол весь период работы парашюта в воздухе. Изобретение поясняется чертежами: на фиг. 1 - вид парашюта спереди; на фиг. 2 - вид в плане, в разложенном на плоскости состоянии. Парашют, выполненный в соответствии с изобретением, имеет купол 1 и стропы 2. Основа купола 1 собрана из прямых полотнищ 3, выполненных из отрезков рулона фабричной ткани. Полотнища 3 соединены по боковым кромкам швами 4. Таким образом, основа купола 1 имеет плоскую, приближенную к кругу, форму. На основе купола 1 закреплен силовой каркас из взаимно перпендикулярных лент 5, 6, ленты 5 которого закреплены по линиям соединения полотнищ 3. Стропы 2 парашюта одними концами закреплены на нижней кромке 7 купола 1 и связаны с лентами 5 силового каркаса, а другими концами соединены друг с другом в точке 8, в которой к стропам 2 подвешивается груз 9. Парашют снабжен корсетом 10, являющимся средством снижения динамической нагрузки на парашют, охватывающим его купол 1 с наружной стороны, состоящим из радиальных 11 и кольцевых 12 лент. В точках пересечения 13 радиальные 11 и кольцевые 12 ленты корсета 10 скреплены между собой машинной скрепкой. Корсет 10 установлен на куполе 1 парашюта таким образом, что его радиальные ленты 11 равномерно распределены по периметру купола 1. Ленты 11 и 12 корсета 10 скреплены с лентами 5, 6 силового каркаса купола 1 в точках 14 пересечения с ними. Скрепление лент 11, 12 с лентами 5, 6 выполнено с помощью машинных скрепок. Концы 15 радиальных лент 11 корсета 10 сведены в точку 8 соединения строп 2 (фиг. 1). Длина участка "а" радиальных лент 11 от точки 15 до нижней кромки 7 купола 1 на 8-10% короче длины строп 2. Парашют может иметь набор взаимозаменяемых корсетов 10, имеющих различные прочностные характеристики, соответствующие выполнению конкретной задачи, связанной с изменением весового диапазона парашюта. Перемонтаж парашюта не требует специальных навыков и может быть произведен даже в полевых условиях. Способ укладки парашюта с корсетом производится по стандартной методике. Работа парашюта в воздухе происходит также по стандартной схеме: при попадании парашюта в воздушный поток после выхода из укладочной камеры купол 1 парашюта, занимающий в сложенном виде относительно небольшой объем, под действием силы тяжести груза вытягивается на всю длину, нижняя кромка 7 купола 1 под воздействием встречного потока воздуха постепенно расправляется, купол 1 разворачивается за несколько секунд, при этом в момент раскрытия происходит резкий скачок нагрузки на него, называемый динамическим ударом, который частично поглощается первыми вступающими в работу радиальными лентами 11 корсета 10, его лентами 12, а затем нагрузка передается на стропы 2 и ленты 5, 6 силового каркаса купола 1. Опытные летные испытания грузовой парашютной системы на базе современного десантного людского парашюта Д-5, в которой было использовано изобретение, подтвердили возможность эффективного применения парашюта в весовом диапазоне, значительно превышающем расчетный, с сохранением при этом оптимальных эксплуатационных характеристик парашюта.Формула изобретения
1. Грузовой парашют, содержащий купол, основа которого выполнена из прямых полотнищ с силовым каркасом из взаимно перпендикулярных лент, и стропы, одними концами связанные с нижней кромкой купола, а другими концами соединенные между собой, отличающийся тем, что он снабжен средством для снижения динамической нагрузки, выполненным в виде охватывающего купол корсета из соединенных между собой радиальных лент и кольцевых лент, скрепленных с упомянутыми лентами силового каркаса в точках их пересечения, а концы радиальных лент корсета сведены в точку соединения строп, при этом длина участков радиальных лент от упомянутой точки до нижней кромки купола на 8 - 10% короче длины строп. 2. Парашют по п.1, отличающийся тем, что радиальные ленты корсета равномерно распределены по периметру купола. 3. Парашют по пп.1 и 2, отличающийся тем, что каждая радиальная лента и каждая кольцевая лента корсета скреплены с лентами силового каркаса не менее чем в пяти точках их пересечения. 4. Парашют по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что радиальные и кольцевые ленты корсета скреплены с лентами силового каркаса машинными скрепками. 5. Парашют по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что радиальные и кольцевые ленты корсета скреплены с лентами силового каркаса текстильными завязками.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2