Транспортное средство для передвижения по автомобильным и железным дорогам

Реферат

 

Транспортное средство содержит пневмоколеса, имеющие колею, не совпадающую с железнодорожной, переднюю и заднюю откидывающиеся рамы и оси с железнодорожными катками и приводными при прижатии к пневмоколесам роликами. Приводные ролики связаны с катками через планетарные редукторы. Ведущие шестерни редукторов связаны с приводными роликами, а ведомые - с катками. Водила закреплены на осях катков, закрепленных через резиновые втулки в шарнирно установленных на цапфах рам балансирах, связанных с рамами упругими элементами. Обеспечивается безопасное и комфортное движение транспортного средства по железным дорогам, упрощение конструкции и повышение надежности транспортного средства. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и касается транспортных средств, преобразуемых для движения по рельсам и автомобильным дорогам, имеющим колею пневмоколес, не совпадающую с железнодорожной.

Известно транспортное средство для передвижения по автомобильным и железным дорогам, содержащее пневмоколеса, колея которых не совпадает с железнодорожной, установленные на раме через подвеску, и железнодорожные тележки [1].

Недостатками этого транспортного средства являются большая длительность подготовки машины к движению по железной дороге из-за необходимости монтажа железнодорожных катков на тележки непосредственно перед постановкой на рельсы, снижение дорожного просвета, что существенно ограничивает проходимость транспортного средства, сравнительно большой вес элементов конструкции, необходимых для преобразования транспортного средства для движения по рельсам, сложность привода к оси железнодорожных катков, небольшое тяговое усилие транспортного средства из-за того, что привод осуществляется от одной из четырех железнодорожных осей, необходимость дополнительных тормозных механизмов для движения по железнодорожному пути, к тому же это устройство приемлемо только для транспортных средств, имеющих гидропневматическую подвеску пневмоколес.

Наиболее близким из известных является пневмоколесный погрузчик "Спид Свинг 441" фирмы "Петтибоун Малликен", США [2], содержащий пневмоколеса, колея которых не совпадает с железнодорожной, переднюю и заднюю откидывающиеся с помощью гидроцилиндров рамы и оси с железнодорожными катками и приводными роликами.

Недостатками этого транспортного средства являются отсутствие подрессоривания железнодорожных катков, что необходимо для безопасности и комфортабельности при движении по железнодорожному пути со скоростью до 100 км/ч, и несоответствие направления вращения пневмоколес направлению движения транспортного средства по рельсам, что может создать аварийную ситуацию при случайном сходе транспортного средства с рельс. К тому же, движение вперед на рельсах осуществляется на передачах заднего хода, что для транспортных средств, имеющих одну передачу заднего хода, например, автомобилей, существенно ограничивает их скорость.

Кроме того, общим недостатком указанных, а также других известных транспортных средств является необходимость в дополнительных элементах конструкции для фиксации железнодорожных катков в положении для движения по рельсам, например, механические стопоры [3] или запорные гидравлическое устройства [1], [4], причем в последнем случае для обеспечения безопасности движения транспортного средства по рельсам должно быть обеспечено отсутствие утечек рабочей жидкости из полостей гидроцилиндров, находящихся под давлением, которое создается весом транспортного средства.

Цель изобретения - обеспечение безопасного и комфортабельного движения по рельсам транспортного средства, имеющего колею пневмоколес, не совпадающую с железнодорожной, со скоростью до 100 км/ч, упрощение конструкции и повышение надежности транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что приводные при прижатии к пневмоколесам ролики связаны с катками через планетарные редукторы, ведущие шестерни которых связаны с приводными роликами, ведомые - с катками, а водила закреплены на осях катков, которые через резиновые втулки закреплены в шарнирно установленных на цапфах рам балансирах, связанных с рамами упругими элементами, например, торсионами, причем в положении для движения по рельсам рамы поджаты к упорам, которые установлены на раме транспортного средства, силами реакции на катках от веса транспортного средства, чем обеспечивается фиксация рам без использования дополнительных фиксирующих элементов конструкции, кроме того, оси приводных роликов, цапф и пневмоколес расположены в одной плоскости для обеспечения постоянного усилия поджатия приводных роликов к пневмоколесам.

Заявляемое техническое решение иллюстрируется чертежами, где: фиг. 1 - вид слева на транспортное средство; фиг. 2 - вид А; фиг. 3 - выносной элемент Б.

Фиг. 4 - выносной элемент В.

Транспортное средство содержит пневмоколеса 1, переднюю и заднюю рамы 2, откидывающиеся с помощью гидроцилиндров 3 вокруг пальцев 4, оси 5 с железнодорожными катками 6 и приводными при прижатии к пневмоколесам роликами 7, связанными с катками 6 через планетарные редукторы. Ведущие шестерни 8 планетарных редукторов связаны с приводными роликами 7, ведомые шестерни 9 - с катками 6, а водила 10 закреплены на осях 5, которые через резиновые втулки 11 закреплены в шарнирно установленных на цапфах 12 рам 2 балансирах 13, связанных с рамами 2 торсионами 14. На раме транспортного средства установлены упоры 15, ограничивающие перемещение рам 2 в положении для движения по рельсам.

При движении по автомобильным дорогам передняя и задняя рамы 2 прижаты к раме транспортного средства и зафиксированы, причем все элементы конструкции, необходимые для преобразования транспортного средства для движения по рельсам, расположены выше дорожного просвета и не ухудшают проходимости транспортного средства.

При постановке на железнодорожный путь транспортное средство заезжает на него так, чтобы пневмоколеса 1 были расположены по обе стороны от рельс с одинаковым зазором. Затем передняя и задняя рамы 2 при помощи гидроцилиндров 3 отходят вниз, поворачиваясь на пальцах 4, и, упираясь катками 6 в рельсы, поднимают транспортное средство над рельсами. При этом приводные ролики 7 прижимаются к пневмоколесам 1. При повороте рам 2 траектория движения катков 6 пересекает вертикальные плоскости, проходящие через оси пальцев 4, таким образом силы реакции R на катках от веса транспортного средства поджимают рамы 2 к упорам 15, установленным на раме транспортного средства, чем обеспечивается фиксация рам 2 в положении для движения по рельсам без использования дополнительных фиксирующих элементов конструкции. При этом гидроцилиндры 3 полностью разгружаются от действия нагрузок, связанных с движением транспортного средства по рельсам. Постоянное усилие прижатия приводных роликов 7 к пневмоколесам 1 обеспечивается за счет того, что оси приводных роликов 7, цапф 12 и пневмоколес 1 расположены в одной плоскости. При движении по рельсам пневмоколеса 1 находятся на высоте 8 - 10 см от верхнего уровня головок рельс для беспрепятственного прохождения транспортным средством стрелок и переездов.

Движение по железнодорожному пути осуществляется за счет пневмоколес 1, передающих вращение на приводные ролики 7 и далее через планетарный редуктор на катки 6, при этом направление вращения пневмоколес 1 и катков 6 совпадает. Торможение осуществляется через пневмоколеса 1 при помощи рабочей тормозной системы транспортного средства. При движении балансиры 13, в которых закреплены через резиновые втулки 11 оси 5 катков 6, имеют возможность качания на цапфах 12, закручивая торсионы 14, чем обеспечивается подрессоривание транспортного средства на рельсах. Резиновые втулки 11 способствуют снижению вибрационных нагрузок.

При снятии транспортного средства с железнодорожного пути передняя и задняя рамы 2 при помощи гидроцилиндров 3 поворачиваются на пальцах 4 и фиксируются в крайнем верхнем положении. При этом транспортное средство опускается и устанавливается на пневмоколеса 1.

Предлагаемое транспортное средство имеет возможность заезда на железнодорожный путь как на переездах, так и вне их, быстрого, в течение 2 минут, преобразования автомобильного хода на железнодорожный и безопасного комфортабельного движения вперед на передачах переднего хода со скоростью до 100 км/ч, и может эффективно использоваться для доставки ремонтных бригад с необходимым оборудованием в зону аварий на железнодорожном транспорте для проведения необходимых работ.

Источники информации 1. Патент N 2005085 C1, RU.

2. Бардышев О. А. и др. Машины на комбинированном ходу. М., Транспорт, 1975, с.36, рис. 21 - ближайший аналог.

3. Бардышев О. А. и др. Машины на комбинированном ходу. М., Транспорт, 1975, с.30, рис. 16; с.32, рис. 17; с.33, рис. 19; с.61; рис.39.

4. Бардышев О. А. и др. Машины на комбинированном ходу. М., Транспорт, 1975, с.32; с.70, рис.46.

Формула изобретения

1. Транспортное средство для передвижения по автомобильным и железным дорогам, содержащее пневмоколеса, имеющие колею, не совпадающую с железнодорожной, переднюю и заднюю откидывающиеся рамы и оси с железнодорожными катками и приводными при прижатии к пневмоколесам роликами, отличающееся тем, что упомянутые приводные ролики связаны с катками через планетарные редукторы, ведущие шестерни которых связаны с приводными роликами, ведомые - с катками, а водила закреплены на осях катков, закрепленных через резиновые втулки в шарнирно установленных на цапфах рам балансирах, связанных с рамами упругими элементами.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что в положении для движения по рельсам рамы поджаты к упорам, которые установлены на раме транспортного средства, силами реакции на катках от веса транспортного средства.

3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что в положении для движения по рельсам оси приводных роликов, цапф и пневмоколес расположены в одной плоскости.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4