Способ исследования функционального состояния мозга

Реферат

 

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для исследования умственного утомления, оценки степени межполушарной асимметрии, для диагностики поражений слухового анализатора. Через головные телефоны предъявляют звуковые щелчки с нарастающей интерауральной задержкой от 1000 мкс до появления двух раздельно слышимых звуковых образов. Способ позволяет получить объективные данные при исследовании функционального состояния головного мозга. 1 табл.

Способ исследования функционального состояния мозга (ФСМ) относится к медицине и может быть использован для исследования умственного утомления, оценки степени межполушарной асимметрии, для диагностики поражений слухового анализатора.

Существует целый ряд способов исследования ФСМ (1).

За прототип предлагаемого изобретения выбран известный способ психофизиологического исследования, включающий в себя воздействие на испытуемого стимулами, регистрацию электроэнцефалограммы, суммацию полученных реакций и выделение вызванных потенциалов (ВП). Способ заключается в том, что испытуемому предъявляют единичный стимул - вспышку света, производят запись реакций ЭЭГ. В результате синхронного пространственного усреднения реакций выделяют ответ на единичный стимул, который свидетельствует о сохранности реакций мозга (2).

Однако в этом способе регистрируется не конечный результат восприятия мозгом действия стимула - возникновение субъективного образа (в данном случае зрительного), а один из возможных электрофизиологических эквивалентов - вызванные потенциалы. То есть регистрируется один из многих физиологических процессов, лежащих в основе психической деятельности.

Поэтому задачей изобретения является повышение степени объективности и точности оценки ФСМ.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе исследования ФСМ, включающем предъявление стимула с регистрацией ответной реакции, в соответствии с нашим изобретением испытуемому предъявляют через головные телефоны на оба уха (дихотически) звуковые щелчки с начальным опережением по времени стимуляции одного уха на 1000 мкс и последующим нарастанием интерауральной задержки (T) до момента появления двух раздельно слышимых звуковых образов.

Авторы считают, что регистрация в качестве ответа субъективного звукового образа более адекватна задаче интегральной оценки функционального состояния мозга, в данном случае, в первую очередь, структура отвечающих за слуховое восприятие.

Новым в способе является также использование интерауральной задержки сигналов со значениями, превышающими 1000 мкс, с дальнейшим увеличением задержки до появления двух раздельно слышимых (т.е. и справа и слева) звуковых образов. Такой временной интервал сопоставим со скоростями элементарных физиологических процессов в нервных клетках и помимо возбудимости позволяет судить о состоянии лабильности центральной нервной системы. А поскольку формирование ощущения - процесс, связанный с работой всего мозга, то оценивается функциональное состояние не только данной сенсорной системы, но и всего мозга.

В источниках научно-технической и патентной информации не выявлены сведения об исследовании ФСМ путем введения дихотического предъявления сигналов с нарастающей интерауральной задержкой от 1000 мкс и более до появления двух раздельно слышимых звуковых образов. Поэтому авторы полагают, что предлагаемый способ исследования является новым и соответствует критерию патентоспособности "изобретательский уровень".

Способ осуществляется следующим образом.

Испытуемому дихотически (через головные телефоны) предъявляют серийные звуковые стимулы с нарастающей интерауральной задержкой (T) между парными импульсами от 1000 мкс до появления двух раздельно слышимых звуковых образов ("момента расщепления звука"). Фиксируют значения T при опережении стимуляции правого и левого уха. Исследования проводят с помощью прибора "Латерометр", который предназначен для исследования бинаурального и пространственного слуха.

Пример на исследование умственного утомления.

Исследуются 2 группы детей 10-15-летнего возраста до и после учебных занятий. Каждому испытуемому через головные телефоны дитохически предъявляют звуковые сигналы с нарастающей интерауральной задержкой (T) от 1000 мкс до появления двух раздельно слышимых звуковых образов. T1 "расщепления" после занятий в обеих группах существенно увеличилась по сравнению с исходной (T), что отражает снижение возбудимости нервных клеток (см. таблицу).

При сравнении результатов обеих групп оказалось, что T "расщепления" в младшей группе и до и после занятий больше, чем в старшей группе, что свидетельствует о меньшей зрелости нервных структур.

Пример на оценку межполушарной асимметрии.

Испытуемый Х (7 лет), которому через головные телефоны дихотически предъявляют звуковые сигналы с нарастающей интерауральной задержкой (T) от 1000 мкс до появления раздельно слышимых звуковых образов. Определяют дельта Т при опережении стимуляции правого и левого уха. При опережении стимуляции левого уха T = 781 мкс, при опережении стимуляции правого уха T = 1677 мкс, что свидетельствует о сенсорной межполушарной асимметрии со снижением функциональных возможностей правого полушария.

Способ апробирован в ходе обследования 150 детей разного возраста (4-7, 15 лет). T момента "расщепления" позволяет дать количественную оценку лабильности нервных центров головного мозга, а также степени сенсорной межполушарной асимметрии.

Источники информации.

1. Функциональные состояния мозга / Под ред. Е.Н. Соколов, Н.Н. Даниловой, Е.Д. Хомской. - М.: изд-во МГУ, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР N 1454389, A 61 B 5/16.

Формула изобретения

Способ исследования функционального состояния мозга, включающий предъявление через головные телефоны звуковых щелчков с изменяющейся интерауральной временной задержкой, отличающийся тем, что используют нарастающую временную интерауральную задержку от 1000 мкс до появления двух раздельно слышимых звуковых образов.

РИСУНКИ

Рисунок 1