Способ спасения летательного аппарата при аварии вблизи посадочной поверхности
Реферат
Изобретение используется в авиации. Оснащают летательный аппарат двумя парашютами. Выводят каждый парашют с помощью ракеты, закрепленной за куполом парашюта связи, разрушаемой от ударной нагрузки, возникающей в момент выборки троса до места его закрепления. Причем сначала выводят парашют в горизонтальном направлении, а после гашения горизонтальной скорости выводят парашют в вертикальном направлении. После отрыва ракет сначала втягивают парашют, выведенный в горизонтальном направлении, а затем втягивают парашют, выведенный в вертикальном направлении. В результате повышается эффективность торможения и улучшается комфортность для пассажиров при посадке. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Способ может быть использован в авиации при аварийной ситуации на взлете или посадке.
Известен способ спасения летательного аппарата, в котором летательный аппарат оснащают двумя парашютами и для гашения скорости сначала выпускают тормозной парашют в горизонтальном направлении, а затем выпускают основной парашют (SU, A1, 1834196, 27.08.96, B 64 D 17/00). Недостатком этого способа является недостаточная эффективность торможения. Известен способ спасения летательного аппарата, с помощью парашюта, в котором для увеличения силы аэродинамического сопротивления парашюта втягивают в летательный аппарат трос, который соединяет парашют с корпусом летательного аппарата (FR, A1, 743990, 10.04.33, B 64 D 17/36). Недостатком этого способа также является недостаточная эффективность торможения. Техническим результатом при применении способа является повышение эффективности торможения летательного аппарата и придания наиболее безопасного положения пассажирам. Технический результат достигается тем, что в способе спасения летательного аппарата при аварии вблизи посадочной поверхности, включающем вывод с летательного аппарата в вертикальном направлении парашюта, закрепленного на тросе, и втягивание раскрывшегося парашюта в летательный аппарат с помощью привода со шкивом, летательный аппарат дополнительно оснащен вторым парашютом, вывод каждого парашюта осуществляют с помощью ракеты, закрепленной за куполом парашюта с помощью связи, разрушаемой от ударной нагрузки, возникающей в момент выборки троса до места его закрепления, причем сначала выводят парашют в горизонтальном направлении, а после гашения горизонтальной скорости выводят парашют в вертикальном направлении, после отрыва ракет сначала втягивают парашют, выведенный в горизонтальном направлении, а затем втягивают парашют, выведенный в вертикальном направлении. На чертеже представлен качественный график развития процесса. В верхней части графика представлены кривые изменения горизонтальной скорости летательного аппарата, в нижнем - вертикальной. Пунктиром представлено изменение скорости парашюта, сплошной - изменение скорости летательного аппарата. Параметры указаны примерно, скорость указана относительно земли. Сначала парашюты двигаются совместно с аппаратом, затем производят вывод парашютов со сдвигом времени Т1, скорость относительно земли падает. В конце Т1 ракеты отрываются при разрушении связей, и парашюты начинают втягиваться в летательный аппарат, скорость парашютов относительно земли возрастает, причем плавно, так как привод не способен сразу набрать номинальную скорость вращения. Это обстоятельство снижает динамическую нагрузку. Аэродинамическое сопротивление пропорционально квадрату скорости движения парашюта, поэтому при увеличении скорости втягивания, допустим, в три раза тормозное усилие возрастает в 9 раз. Сдвиг запуска ракет позволяет снизить горизонтальную скорость перед гашением вертикальной составляющей скорости, что не позволит отклоняться вертикально выпускаемому парашюту к хвостовой части. Выполнение последовательности действий начинают по команде оператора. Последующие операции могут выполняться по сигналам от датчиков натяжения троса (тензометрические датчики) при отрыве ракеты при разрушении связи ее с куполом парашюта. Торможение займет не более 5 секунд при скорости 200 км/час. Закрепление парашютов с ракетами в направляющих осуществляется между центром масс летательного аппарата и носовой частью его, чтобы при торможении летательный аппарат испытывал усилия, которые приподнимают носовую часть. Это положение наиболее безопасно для пассажиров и членов экипажа, так как оно близко к горизонтальному положению в кресле, что широко используется для снижения перегрузок в космонавтике. Указанное крепление парашютов с ракетами в направляющих предпочтительно для обоих парашютов, но обязательно для парашюта вертикального вывода. Это тем более важно при крутом спуске летательного аппарата.Формула изобретения
1. Способ спасения летательного аппарата при аварии вблизи посадочной поверхности, включающий вывод с летательного аппарата в вертикальном направлении парашюта, закрепленного на тросе, и втягивание раскрывшегося парашюта в летательный аппарат с помощью привода со шкивом, отличающийся тем, что дополнительно оснащают летательный аппарат вторым парашютом, вывод каждого парашюта осуществляют с помощью ракеты, закрепленной за куполом парашюта с помощью связи, разрушаемой от ударной нагрузки, возникающей в момент выборки троса до места его закрепления, причем сначала выводят парашют в горизонтальном направлении, а после гашения горизонтальной скорости выводят парашют в вертикальном направлении, после отрыва ракет сначала втягивают парашют, выведенный в горизонтальном направлении, а затем втягивают парашют, выведенный в вертикальном направлении. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что по крайней мере парашют, выводимый в вертикальном направлении, закрепляют между центром масс летательного аппарата и его носовой частью.РИСУНКИ
Рисунок 1