Способ ремонта элементов остекления летательного аппарата

Реферат

 

Используется в авиации. В процессе ремонта остекления летательного аппарата осуществляют снятие с поврежденного места части материала путем последовательного проведения операций циклевания, шлифования и полирования, при этом за центр зоны циклевания принимают центр повреждения, а радиус зоны циклевания определяют из условия R > 500 Н, где Н - максимальная глубина циклевания. При проведении шлифования осуществляют охлаждение обрабатываемой поверхности растительным маслом. Способ позволяет устранить механические повреждения без демонтажа органического стекла из металлического каркаса агрегата.

Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов.

Проведенные патентные исследования не позволили выявить изобретения, описывающие способы ремонта остекления летательных аппаратов.

К аналогу предлагаемого изобретения можно отнести способ обработки волокнистых композиций, по которому при ремонте изделия осуществляют снятие с поврежденного места часть материала и выравнивают его смолой (см. патент ФРГ 4019744 от 07.01.92).

В авиации такой способ не приемлем, т.к. изделие после такого ремонта имеет искажающие оптические характеристики, что снижает безопасность полетов, поэтому в настоящее время при ремонте и обслуживании летательных аппаратов поврежденные элементы остекления заменяются новыми, однако это экономически не выгодно.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в продлении срока службы остекления летательных аппаратов путем проведения предупредительного ремонта.

Решение указанной задачи осуществляется за счет снятия с поврежденного места части материала, что производится путем последовательного проведения операций циклевания, шлифования и полирования, при этом за центр зоны циклевания принимают центр повреждения или центр группы повреждений, a R - радиус зоны циклевания определяют из условия R > 500 H, где H - максимальная глубина циклевания; при проведении шлифования осуществляют охлаждение обрабатываемой поверхности растительным маслом. Кроме того, при полировании может быть использована полировочная паста с добавлением воды в зону полирования.

В процессе эксплуатации на элементах остекления летательных аппаратов из органического акрилового стекла (полиакрилаты линейного строения) могут появляться следующие дефекты, а именно: - поверхностное растрескивание ("серебро")- поверхностные микротрещины глубиной до 0,1 мм, обнаруживаемые невооруженным глазом в отраженном свете по характерному серебристому блеску. При глубине более 0,1 мм такие дефекты квалифицируются как поверхностные трещины; - скол (забоина) - местное повреждение поверхности стекла, образовавшееся в результате отрыва части стекла чешуйчатой формы; - выколка - точечное повреждение поверхности стекла в виде впадины; - царапина - повреждение поверхности стекла, представляющее собой вытянутую систему непрерывно переходящих одна в другую выколок. Различают волосяные царапины, ширина которых не превышает 0,05 мм, а глубина практически не поддается измерению, и грубые царапины - шириной более 0,05 мм и различные по глубине.

Механические повреждения элементов остекления летательных аппаратов возникают на поверхностях стекол в результате воздействия песка, мелких камней при взлетах и посадках, града в полете, ультрафиолетового облучения, а также при нарушении правил ухода за деталями при техническом обслуживании.

В связи с большой стоимостью элементов остекления, трудоемкостью работ по формованию и изготовлению деталей остекления, а также для сокращения сроков ремонта разработан способ устранения механических повреждений элементов остекления без демонтажа органического стекла из металлического каркаса агрегата.

Способ ремонта элементов остекления летательных аппаратов заключается в следующем: 1. Операция циклевания - с участков органического стекла, имеющих механические повреждения ("серебро", сколы, забоины, грубые царапины), путем циклевания удаляется поверхностный слой. Операция производится вручную при помощи цикли.

Циклевание производится ровными продольно-поперечными проходами в зоне, центром которой является механическое повреждение или центр группы повреждений.

Радиус зоны циклевания должен быть выбран таким образом, чтобы исключить возможность появления грубого углубления в зоне дефекта, но не менее 500 H, где H - максимальная глубина циклевания.

Наибольшая глубина циклевания должна быть в центре зоны дефектов с постепенным уменьшением к краям зоны циклевания.

Циклевание осуществляется ровными по нажиму проходами, различная глубина снимаемой толщины стекла достигается увеличением или уменьшением числа проходов цикли в данной зоне. Циклевание поверхности детали осуществляется до получения ровной поверхности без явных провалов с постепенным выравниванием зоны циклевания к краям.

2. Операция шлифования - осуществляется листовыми шлифовальными шкурками.

При выполнении грубой шлифовки шкуркой зернистостью 50-40 необходимо удалить все оставшиеся следы от проходов цикли.

Шлифовать необходимо с охлаждением растительным маслом (подсолнечное, кукурузное, оливковое), которое является нейтральным в химическом отношении к органическому стеклу, и обеспечивает наличие на поверхности стекла жидкой, легко сдвигаемой смеси в соединении с абразивом от шлифовальной шкурки. Шлифование зациклеванной зоны необходимо проводить, сменяя зернистость шкурки на более мелкую, до получения полупрозрачности стекла, выполняя постепенный переход от шкурки с зернистостью 25 к 10.

3. Операция полирования - окончательную обработку зашлифованной зоны осуществлять шлифовальными шкурками с зернистостью абразива М40-М28.

Зеркальную полировку проводить шкурками М10-М5 и полировочной пастой для органического стекла.

Полирование пастой с добавлением воды в зону полировки производится до получения совершенно прозрачной поверхности, не отличающейся от остальных участков органического стекла.

Формула изобретения

Способ ремонта элементов остекления летательного аппарата, включающий снятие с поврежденного места части материала, отличающийся тем, что снятие с поврежденного места части материала осуществляют путем последовательного проведения операций циклевания, шлифования и полирования, при этом за центр зоны циклевания принимают центр повреждения или центр группы повреждений, а R - радиус зоны циклевания определяют из условия R > 500 Н, где Н - максимальная глубина циклевания, при проведении шлифования осуществляют охлаждение обрабатываемой поверхности растительным маслом, а при полировании используют полировочную пасту с добавлением воды в зону полирования.