Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов
Реферат
Изобретение относится к авиации, в частности к средствам зашиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель, установленную в корпусе воздухозаборника. Подвижная нижняя панель имеет возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении с периодом колебаний Т = 0,5 - 2,0 с. Длина lн нижней панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении =lн/B = 0,1 - 1,0. Ширина bн нижней панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = bн/L=0,6 - 0,8. Такое выполнение нижней панели позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами. 2 ил.
Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.
Известно бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее корпус воздухозаборника, подвижную верхнюю панель, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15 - 20o (Пахомов С. В. , Ланщаков М.В. Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов. Заявка RU 94036260 A1 от 27.05.97, с. 1-2). Недостатками данного бортового устройства является то, что не известны рациональные размеры подвижных панелей и неспособность устройства в полной мере бороться с вихревым жгутом, образующимся у поверхности аэродрома, и засасываемого двигателем на вход в воздухозаборник вместе с посторонними предметами. Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели. Это достигается тем, что длина lн нижней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,05; ширина bн нижней панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении bн/L= 0,6 - 0,8, а возвратно-поступательное перемещение нижней панели соответствует периоду колебания T = 0,5 - 2,0 с. Колебание нижней панели осуществляется при помощи привода, закрепленного на корпусе воздухозаборника. Решаемая техническая задача включает в себя уменьшение вероятности засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами, находящимися на поверхности аэродрома, с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели посредством установки ее в корпусе воздухозаборника и выполнения нижней, причем длина lн нижней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,0; ширина bн нижней панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = bн/L = 0,6 - 0,8, а возвратно-поступательное перемещение нижней панели соответствует периоду колебаний T = 0,5 - 2,0 с на режимах работы двигателя летательного аппарата на земле. На фиг. 1 изображен общий вид описываемого устройства (вид сбоку), на фиг. 2 - то же, вид сверху, разрез А-А. Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель 1, установленную в направляющих 2 корпуса воздухозаборника 3. Нижняя панель 1 шарнирно соединена со штоком привода 4, жестко закрепленного на корпусе воздухозаборника 3. В направляющих 2 расположены фиксаторы 5. Длина lн нижней панели 1 и высота B миделевого сечения воздухозаборника 3 выполнены в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,0; ширина bн нижней панели 1 и ширина L миделевого сечения воздухозаборника 3 выполнены в соотношении = bн/L = 0,6 - 0,8, а возвратно-поступательное перемещение нижней панели 1 соответствует периоду колебаний T = 0,5 - 2,0 с. Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов работает следующим образом. Во время запуска двигателя подаются сигналы на фиксаторы 5 и привод 4. Фиксаторы 5 освобождают от фиксации подвижную нижнюю панель 1, которая осуществляет перемещение горизонтально поступательно вперед в направляющих 2 при помощи штока привода 4 до ее останова. В момент останова подвижной нижней панели 1 подается повторный сигнал на привод 4, шток которого начинает совершать горизонтальное возвратно-поступательное перемещение вместе с подвижной нижней панелью 1 в направляющих 2 корпуса воздухозаборника 3 с периодом колебаний T = 0,5 - 2,0 с. Образующийся на входе в воздухозаборник 3 вихревой жгут устраняется по мере возвратно-поступательного перемещения подвижной нижней панели 1 путем снижения его интенсивности и придания ему неустойчивого поведения. Посторонние предметы с поверхности аэродрома не попадают внутрь двигателя. При рулении летательного аппарата по аэродрому устройство работает аналогично. В процессе взлета летательного аппарата подается сигнал на выключение привода 4. Подвижная нижняя панель 1 фиксируется перед входом в воздухозаборник 3, перекрывая зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома подается сигнал на включение привода 4, который производит уборку устройства в корпус воздухозаборника 3. Повторное включение устройства производится при посадке летательного аппарата в момент касания колеса передней стойки шасси с поверхностью аэродрома. Повторное выключение устройства из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата. Применение предлагаемого устройства позволит уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута на входе в воздухозаборник, а также попадания посторонних предметов в тракт двигателя летательного аппарата.Формула изобретения
Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную панель, установленную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, отличающееся тем, что подвижная панель выполнена нижней, длина lн нижней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении lн/B = 0,1 - 1,0; ширина bн нижней панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении bн/L = 0,6 - 0,8, а возвратно-поступательное перемещение нижней панели соответствует периоду колебаний T = 0,5 - 2,0 с.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2