Гусеничное транспортное средство для перевозки грузов

Реферат

 

Предлагается малогабаритное гусеничное транспортное средство многоцелевого назначения в условиях бездорожья с различными видами прицепного, навесного и стационарного оборудования. Основная область использования транспортного средства - лесное и сельское хозяйство. Сущность изобретения заключается в том, что дышло системы управления выполнено в виде шарнирного многозвенника, складывающимся в вертикальной плоскости в направлении сиденья для оператора. Это позволило разместить оператора во время перегона машины к месту работы или транспортировки груза на сиденье на корпусе машины, что позволило коробку передач трансмиссии выполнить двухдиапазонной. Технический эффект заключается в том, что конструктивное исполнение системы управления позволило увеличить скорость передвижения машины с 5 до 15 км/ч. 3 ил.

Предлагаемое изобретение относится к гусеничным транспортным средствам многоцелевого использования в условиях бездорожья с различными видами прицепного, навесного и стационарного оборудования.

Данная машина может быть использована для обеспечения механизации основных технологических процессов при рубках, ухода за лесом, посадки саженцев, охраны и защиты лесов от пожаров, а также в сельском хозяйстве для пахоты земли, покоса травы, уборки сена и многого другого.

Известна машина на гусеничном ходу для перевозки грузов по патенту Великобритании N 2172862 A от 01.10.66, приоритет Японии, фирма Хонда.

Она имеет корпус, гусеничную ходовую часть, двигатель, трансмиссию. На корпусе установлена опрокидывающаяся грузовая платформа. Управление машиной производится стоя рядом с помощью выносных рычагов.

Основными недостатками этой машины являются ее укзоцелевое назначение и то, что оператор управляет все время стоя рядом, поэтому скорость передвижения ограничена возможностями оператора.

Известна гусеничная машина для перевозки грузов шведской фирмы "Хускварна", опубликованная в журнале: Изобретатель и рационализатор. 1990, N 1 на последней странице обложки. Она также является многоцелевой машиной как и предлагаемое изобретение. Недостатком ее является то, что оператор управляет ею стоя рядом. Поэтому скорость передвижения машины к месту работы мала.

Известна гусеничная машина для перевозки грузов (патент США N 4645022 по классу МКИ4 B 62 D 51/04). Она содержит наибольшее количество общих конструктивных признаков и имеет аналогичное целевое назначение, поэтому и выбрана в качестве прототипа.

Эта машина имеет общие признаки, сходные с предлагаемой машиной. Она содержит корпус, двигатель, трансмиссию. Ходовая система выполнена с обрезиненными опорными катками и резинотканевыми гусеницами. На корпусе установлены лебедка и коник. Система управления выполнена выносной в виде дышла.

Основным недостатком данной машины является низкая скорость ее передвижения, так как оператор управляет машиной стоя рядом.

Целью данного изобретения является увеличение скорости передвижения машины.

Сущность изобретения заключается в том, что дышло выполнено в виде шарнирного многозвенника, например трехзвенника, складывающегося в вертикальной плоскости. Это позволяет оператору управлять машиной сидя на корпусе. Трансмиссия выполнена двухдиапазонной, что позволяет увеличить скорость передвижения машины передним и задним ходом с 5 км/ч до 15 км/ч.

Данное изобретение представлено на чертеже, где на фиг. 1 изображена машина, управляемая стоящим оператором, на фиг. 2 изображена машина, управляемая сидящим оператором, на фиг. 3 - кинематическая схема управления поворотом и торможением.

Машина состоит из корпуса 1. На ней установлен двигатель 2. Трансмиссия состоит из механизмов бесступенчатого регулирования скорости 3 и ступенчатого - коробки передач 4. Механизм бесступенчатого регулирования скорости соединяет между собой выходной вал двигателя с входным валом коробки передач и может быть выполнен в виде вариатора, гидротрансформатора или гидромуфты.

Коробка передач выполнена двухдиапазонной, имеет две скорости передвижения вперед и назад. Коробка передач имеет также вал отбора мощности для навесного оборудования и привод лебедки. Ходовая система состоит из двух резинотканевых гусеничных обводов 5 и обрезиненных опорных катков 6. Ведущие колеса 7 соединены с выходным валом коробки передач через дифференциал 8, распределяющий крутящий момент двигателя между ведущими колесами. На ведущих валах правой и левой гусениц установлены тормозные элементы 9, 10. Это могут быть тормозные конуса или диски. Управление движением машиной осуществляется с помощью выносного дышла 11. Дышло выполнено в виде шарнирного многозвенника, складывающегося в вертикальной плоскости. Это позволяет сложить его таким образом, что оператор имеет возможность управлять машиной с сиденья 12, установленного на машине. Сиденье выполнено откидным. Каркас сиденья закреплен на ограждении 13.

Для осуществления поворота машины дышло связано с ее корпусом вертикальной осью 14 с возможностью вращения вокруг нее. С осью 14 соединена тяга 15, которая через поводок 16 воздействует на тормозные элементы 9 и 10. При повороте дышла вокруг оси 14 в ту или другую стороны происходит подтормаживание гусеницы соответствующего борта. В зависимости от усилия поджатия тормозных элементов поворот машины осуществляется с различными радиусами поворота. На дышле размещены: рычаг газа 17, который тросом 18 соединен с карбюратором 19 и рычаг включения экстренной остановки машины 20, который тросом 21 соединен с тягой 15 и далее через поводок 16 воздействует на тормозные элементы 9 и 10 обеих гусениц одновременно.

Для трелевки бревен предусмотрен поворотный коник 22. Погрузка лесоматериала может осуществляться с помощью лебедки 23. Прицепное оборудование 24 соединяется с машиной сцепкой, установленной на поворотном конике 22, а навесное (плуг, культиватор и т.п.) - с помощью навески, установленной на корме машины.

Двигатель 2 запускают при включенной нейтральной передаче в коробке передач 4. Устанавливают минимальные обороты двигателя. Если оператор управляет машиной стоя рядом, то включают в коробке передач понижающую передачу, затем рычагом газа 17 увеличивают подачу топлива в двигатель 2, автоматически включается механизм бесступенчатого регулирования скорости и машина приходит в движение. Скорость передвижения машины в этом режиме от 1,5 до 5 км/ч. Для увеличения скорости передвижения оператор садится на сиденье, дышло разворачивает в вертикальной плоскости на себя и включает повышающую передачу. Это позволяет довести скорость движения до 15 км. Для остановки машины достаточно уменьшить обороты двигателя до минимальных рычагом газа 17, и механизм бесступенчатого регулирования скорости отключает двигатель от коробки передач. Машина постепенно останавливается. Экстренная остановка машины осуществляется рычагом (см. фиг.3, поз. 20).

Таким образом, выполнение дышла в виде шарнирного многозвенника, складывающегося в вертикальной плоскости, позволило посадить оператора на сиденье машины, выполнить КП двухдиапазонной и увеличить максимальную скорость движения машины до 15 км/ч, существенно сократив тем самым время доставки машины к месту работы или груза к месту назначения.

Машина спроектирована по заказу Комитета по лесу.

В настоящее время изготовлены два опытных образца, которые проходят заводские испытания. После проведения испытаний планируется промышленное производство машины.

Формула изобретения

Гусеничное транспортное средство для перевозки грузов, содержащее корпус, ходовую систему, двигатель, трансмиссию с коробкой передач, установленные на корпусе лебедку и коник, а также связанное с возможностью поворота с корпусом выносное дышло для управления движением транспортного средства, при этом указанное дышло также связано с тормозными элементами гусениц для осуществления поворота транспортного средства, отличающееся тем, что на корпусе установлено сиденье для оператора для управления сидя, коробка передач трансмиссии выполнена двухдиапазонной, а дышло выполнено складывающимся в вертикальной плоскости в направлении сиденья для оператора.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3