Учебное пособие по теории музыки
Реферат
Учебное пособие по теории музыки, включающее для повышения удобства в пользовании и для ускорения процесса обучения два одинаковых по содержанию поля основания линейки, верхнее и нижнее, на которых нанесены в объеме двух октав имена звуков темперированного строя в новой 12-слоговой именации, при этом новые слоги звуков, соответствующие черным клавишам фортепиано, расположены соответственно на темном фоне, а на движок римскими цифрами нанесены обозначения последовательности семи ступеней звукорядов мажорного, верхний ряд, и семи ступеней минорного, нижний ряд. 2 ил.
Данное учебное пособие служит облегчению ориентации учащихся в различных ладах и тональностях при изучении теории музыки.
Известно "Учебное пособие по теории музыки" по авторскому свидетельству СССР N 242653, кл. G 09 B 15/02, 25.04.1969 г. (1), которое способствует облегчению процесса обучения теории музыки. Однако зональный принцип распределения абсолютных названий звуков, нанесенных на движок линейки, связанный с традиционной 7-ми слоговой именацией звуков, приводит к усложнению восприятия информации в процессе обучения и не может быть применен при использовании и обучении по новому "Методу нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации ("хроморяд Белецкого"), заявка на данное изобретение N 97106127/12 от 15 апреля 1997 года. Целью предлагаемого изобретения является создание нового учебного пособия в виде аналогичной известной линейки для использования в процессе обучения на основе нового "Метода нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации ("хроморяд Белецкого"). Сущность предлагаемого изобретения заключается в следующем. В отличие от аналога, наименования 12-ти звуков нового "Метода нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации ("хроморяд Белецкого")" нанесены в объеме двух октав на основание верхнего и нижнего полей линейки (Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си, До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си, До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа). Новые слоговые имена звуков (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу), соответствующие черным клавишам фортепиано, расположены соответственно на темной фоне. На движок нанесены цифровые (римскими цифрами) обозначения ступеней звукоряда мажорного, минорного, а также и малоупотребительных на практике уменьшенного и увеличенного ладов. Ближайшим аналогом предлагаемому изобретению можно принять "Учебное пособие по теории музыки" по а.с. СССР N 242653 (1). На фиг. 1 изображено предлагаемое пособие в положении движка по отношению к основанию линейки, устанавливающего первую (I) ступень этих ладов напротив звука Фа и показывающее (позволяющее определить) слоговые наименования остальных ступеней в звукорядах мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного ладов. На фиг. 2 изображено предлагаемое пособие, показывающее слоговые наименования ступеней в звукорядах мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного ладов при изменении положения движка по отношению к основанию линейки и расположению первой (I) ступени напротив другого звука, например - "Ту". Предлагаемое пособие состоит из основания линейки 1 и движка 2. На двух одинаковых по содержанию полях основания линейки 1 (верхнем и нижнем)) нанесены в объеме двух октав имена звуков темперированного строя в новой 12-ти слоговой именации (Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си, До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си, До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа). Новые слоги звуков (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу), соответствующие черным клавишам фортепиано, расположены соответственно на темном фоне. на движок 2 нанесены обозначения римскими цифрами последовательности семи ступеней звукорядов мажорного (верхний ряд) и семи ступеней минорного (нижний ряд) ладов с обозначением внутриладовой степени их устойчивости путем графического написания жирным шрифтом устойчивых ступеней (I, III, V), лежащих в основе этих ладов, и наклонным курсивом - неустойчивых ступеней (II, IV, VI, VII). Кроме этого, главные ступени мажорного и минорного ладов - Тоника, Субдоминанта, Доминанта, дополнительно обозначены латинским шрифтом (T, S, D). Под строкой ступеней мажорного лада нанесена римскими цифрами строка звукоряда шестиступенного увеличенного лада (I, II, III, IV, V, VI), неустойчивость которого, созданная соотношением I, III, V ступеней, выделенных жирным написанием, обозначена курсивом. Над строкой минорного лада расположена строка звукоряда восьмиступенного уменьшенного лада (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII), неустойчивость которого, созданная соотношением I, III, V, VII ступеней, выделенных жирным написанием, также обозначена курсивом. Предлагаемая линейка работает следующим образом. Для нахождения в определенной тональности имени какой-либо ступени обучающийся (или преподаватель) устанавливает путем передвижения движка 2 обозначение первой (I) ступени напротив нанесенного на основание линейки 1 выбранного имени звука, например "Ту". В результате чего обучаемый моментально и наглядно может увидеть (определить) слоговое наименование любой ступени в звукоряде каждого из ладов, нанесенных на движок линейки. Соотношения слоговых наименований звуков к ступеням различных ладов в данном примере выражены в приведенных ниже таблицах. Использование предлагаемой линейки на основе 12-ти слоговой именации позволяет: избежать многочисленные переименования высот звуков, неизбежно возникающие при пользовании традиционной 7-ми слоговой именацией звуков при смене ладов и тональностей в темперированном строе; упростить ориентацию во всех ладах и тональностях; многократно ускорить процесс обучения. Литература: 1. "Учебное пособие по теории музыки", описание изобретения к а.с. СССР N 242653, кл. G 09 B 15/02, опубликовано в БИ N 15, 25.04.1969 г.Формула изобретения
Учебное пособие по теории музыки, выполненное в виде линейки, имеющей основание с нанесенными на нем мажорной и минорной ладовыми шкалами и движок с нанесенными на нем абсолютными названиями звуков по зональному принципу, отличающееся тем, что на двух одинаковых по содержанию полях основания линейки, верхнем и нижнем, нанесены в объеме двух октав имена звуков темперированного строя в новой 12-слоговой именации (Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си, До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си, До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа), при этом новые слоги звуков (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу), соответствующие черным клавишам фортепиано, расположены соответственно на темном фоне, а на движок римскими цифрами нанесены обозначения последовательности семи ступеней звукорядов мажорного, верхний ряд, и семи ступеней минорного, нижний ряд ладов, с обозначением внутриладовой степени их устойчивости путем графического написания жирным шрифтом устойчивых ступеней (I, III, V), лежащих в основе этих ладов и наклонным курсивом - неустойчивых ступеней (II, IV, VI, VII), а также нанесены латинским шрифтом обозначения главных ступеней данных ладов (T - Тоника, S - Субдоминанта, D - Доминанта), кроме того, в дополнении к этим ладам на движок нанесены: под строкой мажорного - строка шестиступенного звукоряда увеличенного лада (I, II, III, IV, V, VI), неустойчивость которого, созданная соотношением I, III, V ступеней, выделенных жирным написанием, обозначена курсивом, и над строкой минорного - строка восьмиступенного звукоряда уменьшенного лада (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII), неустойчивость которого, созданная соотношением ступеней I, III, V, VII, выделенных жирным написанием, также обозначена курсивом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4