Легкий двухмоторный многоцелевой самолет наземного и водного базирования "ладога-9"
Реферат
Изобретение относится к авиации и касается создания легких двухмоторных многоцветных самолетов. Самолет имеет фюзеляж с жестким днищем, выполненным по типу гидролодки, свободонесущее крыло, оперение и двухмоторную двигательную установку. Крыло поднято над верхней поверхностью фюзеляжа на 0,25 м. Два турбовинтовых двигателя имеют мощность около 800 л.с. каждый. Двигатели заключены в мотогондолы и расположены на центроплане. Они имеют многопластные реверсивные винты тянущего типа и оборудованы турбонаддувом. Жесткое днище выполнено с поперечным развалом 20-25o с одним реданом. Нижняя часть фюзеляжа, находящаяся за реданом, поднята на угол 8o относительно горизонтали и выполняет роль второго редана. Фюзеляж обладает гидродинамическим удлинением приблизительно 6,2 и коэффициентом совершенства формы 0,021 для устойчивого глиссирования самолета на воде при предвзлетных скоростях с углами дифферента 8,5-9o. Самолет обладает безопастностью полета с углами дифферента от 3 до 8o при оптимальном сочетании аэродинамического качества и мореходности. Объем пассажирского салона равен 23 м3. Его высота составляет 1,7 м, а ширина этого салона равна 1,6 м. Уплотнительные окантовки обеих дверей самолета имеют возможность герметизирования при достижении самолетом высоты 3000 м. Кессонная конструкция центроплана крыла служит основными топливными баками емкостью на 650 кг топлива. Каждый дополнительный топливный бак в консолях крыла вмещает 150 кг топлива. Технический результат реализации изобретения состоит в повышении эксплуатационных качеств самолета многоцелевого назначения. 9 з.п.ф-лы, 15 ил.
Изобретение относится к авиационной технике и касается создания легкого двухмоторного девятиместного многоцелевого самолета наземного и водного базирования для эксплуатации в различных географических регионах, в том числе в районах Сибири и Крайнего Севера России.
Известен легкий двухмоторный многоцелевой самолет наземного и водного базирования, содержащий фюзеляж, крыло, горизонтальное оперение, вертикальное оперение и двигательную установку (Журнал JANE'S 1987-88 г.г., лист 92, самолет Dornier Seaster CD-2). Однако известный самолет обладает низкими эксплуатационными качествами. Технический результат от реализации описываемого изобретения заключается в повышении эксплуатационных качеств легкого самолета для его использования в условиях холодного климата при выполнении полетов в отдаленные, труднодоступные места в сложных метеорологических условиях с возможностью взлета и посадки с земли и воды. Технический результат достигается тем, что легкий двухмоторный многоцелевой самолет наземного и водного базирования, содержащий фюзеляж, крыло, горизонтальное оперение, вертикальное оперение и двигательную установку, выполнен по схеме моноплана со свободнонесущим крылом, поднятым на 250 мм над верхней поверхностью фюзеляжа, который в нижней части имеет жесткое днище, выполненное по типу гидролодки с поперечным развалом 20-25o с одним реданом, а нижняя часть фюзеляжа, расположенная за реданом, поднята на угол 8o относительно горизонтали и выполняет роль второго редана, при этом фюзеляж имеет гидродинамическое удлинение приблизительно 6,2 и коэффициент совершенства формы 0,021 для обеспечения самолету устойчивого глиссирования на воде при предвзлетных скоростях с углами дифферента 8,5 - 9o и безопасного полета с углами дифферента от 3 до 8o при оптимальном сочетании аэродинамического качества и мореходности, при этом конструкция нижней части фюзеляжа представляет собой герметичный кесон объемом приблизительно 2,5 м3, разделенный внутри герметичными перегородками, установленными с шагом 0,5 м друг от друга, служащий непотопляемым отсеком, снабженный килевой балкой, при этом носовая часть фюзеляжа имеет удлиненную обтекаемую форму и оснащена иллюминатором широкого пространственного обзора с передним, птицестойким, тонированным стеклом, снабженным обогревательным устройством, а внутри носовой части размещена кабина экипажа, в которой с левой стороны установлено кресло летчика с постом управления самолетом, а с правой стороны - кресло первого пассажира, за кабиной экипажа находится пассажирский салон, имеющий объем 23 м3, высоту 1,7 м и ширину 1,6 м, оборудованный пассажирскими креслами по два кресла в одном ряду с проходом 550-600 мм между ними, обеспечивающим свободное перемещение пассажиров с вещами вдоль салона при посадке на земле, на воде и во время полета, при этом самолет оборудован двумя входными дверьми, расположенными с левой стороны фюзеляжа, передней дверью, расположенной в носовой части самолета рядом с креслом летчика, которая служит для входа экипажа в кабину самолета, а также для аварийного выхода пассажиров, и задней дверью шириной 900 мм, расположенной в хвостовой части самолета, состоящей из двух створок, при этом обе двери снабжены уплотнительными окантовками с возможностью герметизирования при достижении самолетом высоты 3000 м, а в верхней части салона впереди крыла расположены аварийный люк размером 700-1000 мм, оборудованный снизу откидным трапом, служащий для аварийного покидания самолета пассажирами и экипажем в случае затопления салона, и воздухозаборник атмосферного воздуха системы вентиляции салона с управляемой герметичной заслонкой, в конце салона размещен туалетный отсек с дверью, оборудованный биосборником, аптечкой, предметами туалете и санитарии, рядом с туалетом расположен отсек для хранения спасательных средств, средств аварийной сигнализации, буксировки и причаливания, при этом самолет оборудован трехколесным шасси, убирающимся в полете и при нахождении на воде, причем основные колеса шасси имеют ширину 280 мм, а переднее колесо ширину 250 мм для обеспечения посадки на грунт, при этом основные колеса шасси выполнены с возможностью гидравлической уборки в герметичные ниши, расположенные в средней части фюзеляжа с левой и правой стороны, причем глубина уборки этих колес шасси равна ширине колеса, и эти колеса имеют возможность закрытия собой ниши в убранном их положении, а передняя стойка шасси с колесом имеет возможность уборки в герметичную нишу в носовой части фюзеляжа и закрывания снизу управляемой створкой, при этом ниши основных колес и переднего колеса снабжены устройствами для их обогрева при низких температурах у земли и воды, причем средняя часть салона, в которой находятся ниши уборки основных колес, изнутри отделена от салона двумя перегородками, расположенными на расстоянии 1000 мм друг от друга, имеющими в середине свободные проходы шириной 600 мм, а между перегородками размещены гардероб и шкаф для хранения продуктов и подогрева пищи, при этом средний отсек разделяет салон самолета на две части: переднюю, в которой находятся кабина экипажа, кресло летчика и пять пассажирских кресел, и заднюю, где расположены три пассажирских кресла, туалет и отделения для хранения спасательных средств, при этом кабина экипажа оборудована перегородкой с дверью, отделяющей экипаж от пассажиров, а крыло в центральной части жестко присоединено к фюзеляжу, при этом центроплан имеет кесонную конструкцию, которая служит основными топливными баками емкостью на 650 кг топлива, а в консолях крыла размещены дополнительные топливные баки на 150 кг топлива каждый, которые связаны с основными баками общими трубопроводами, при этом к правой и левой консолям снизу присоединены поплавки, ограничивающие крен самолета на воде, изготовленные из неметаллических материалов, участвующие в поддержании самолета на плаву только при затоплении салона, при этом двигательная установка оборудована двумя турбовинтовыми двигателями мощностью около 800 л.с. каждый, установленными на центроплане, заключенными в мотогондолы, имеющими многолопастные реверсивные винты тянущего типа, двигатели оборудованы турбонаддувом и отбором теплового воздуха от компрессоров двигателей для обогрева пассажирского салона, кабины экипажа, переднего иллюминатора, ниш шасси и бытовых отсеков, при этом пассажирский салон, кабина и бытовые отсеки с внутренней стороны обшиты жесткими листами из неметаллических материалов с декоративной обивкой теплых, пастельных тонов, а между внешней и внутренней обшивками проложена теплоизоляция. Такой самолет может иметь индивидуальные спасательные жилеты, надувной плотик на 10 человек с веслами, надувной спасательный круг и средства аварийной сигнализации: ракетницы с запасом сигнальных ракет, средства бортовой и ручной сигнализации, буксировочный причальный трос с якорем, ручной водяной насос и зажимные манжеты (пластыри) для закрывания мелких пробоин в борту фюзеляжа. Кроме того, у такого самолета его салон может иметь входную дверь из двух частей: верхней, открывающейся вверх, и нижней, снабженной изнутри подножкой и открывающейся вниз без возможности открывания этой нижней части на воде. У такого самолета его мотогондолы целесообразно устанавливать над крылом, а оси винтов поднимать над уровнем спокойной воды на расстояние, равно приблизительно 2,0 м. Сопла турбовинтовых двигателей такого самолета могут быть размещены над верхней поверхностью центроплана с возможностью выхода газовой струи в зоне наибольшей высоты профиля крыла для использования энергии газовой струи на сдув пограничного слоя с верхней поверхности крыла в зоне размещения мотогондол. Такой самолет может быть оборудован коротковолновой радиосвязью, радиотелефонной и спутниковой радиосвязью с автономным источником питания. Кроме того, самолет может быть оборудован системой вентиляции и обогрева бытовых отсеков, а также средством снабжения теплой водой для жизнеобеспечения при длительном пребывании пассажиров в полете, на стоянках на земле и на воде. В конструкции носовой части фюзеляжа такого самолета моет быть предусмотрена установка метеолокатора, радиолокатора ближнего действия, тепловидеолокатора и легкого вооружения для использования самолета в качестве охранно-сторожевого при рыбоохране. Кроме того, самолет может иметь рабочее место для второго летчика с возможностью его установки на месте съемного места пассажира, причем это рабочее место оборудовано ручкой управления, педалями и панелью с приборами, имеющими съемную конструкцию. Такой самолет целесообразно выполнять с возможностью установки в задней части его салона рядом с креслом для восьмого пассажира дополнительного кресла с откидным сиденьем для девятого пассажира. Изобретение поясняется чертежами, где схематически изображены: на фиг. 1 - общий боковой вид описываемого самолета; на фиг. 2 - общий вид самолета в плане; на фиг. 3 - общий вид самолета спереди; на фиг. 4 - вид сбоку на компоновку самолета; на фиг. 5 - разрез А-А фиг. 4; на фиг. 6 - вид в плане на компоновку самолета; на фиг. 7 - вид на заднюю входную дверь в закрытом положении; на фиг. 8 - разрез Б-Б фиг. 7; на фиг. 9 - вид на заднюю входную дверь в открытом положении в случае наземного положения самолета; на фиг. 10 - разрез В-В фиг. 9; на фиг. 11 - вид на установку двигателя сбоку; на фиг. 12 - вид на установку двигателя в плане; на фиг. 13 - вид по стрелке К фиг. 11; на фиг. 14 - вид на установку дополнительного кресла N 10; на фиг. 15 - разрез Д-Д фиг. 14. Конструктивно описываемый самолет представляет собой двухмоторный свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, обычным хвостовым оперением и трехколесным убирающимся шасси. Самолет состоит из фюзеляжа 1, центроплана 2 с закрылками 3, двух консолей 4 крыла с элеронами 5 и закрылками 6, горизонтального оперения 7 с рулем высоты 8 и вертикального оперения 9 с рулем 10 направления (фиг. 1, 2 и 3). Самолет имеет трехколесное шасси из двух основных опор 11 и передней стойки 12, убирающихся в фюзеляж 1 в полете и при плавании на воде. Самолет имеет герметичный фюзеляж 1 с внешними обводами гидролодки, с одним реданом 13, при этом задняя часть 14 фюзеляжа 1 поднята на угол 8o от горизонтали. Фюзеляж 1 в нижней части имеет герметичный кессон 16, разделенный внутри герметичными перегородками 17, жесткое прочное днище 18 и килевую балку 19 для восприятия гидродинамических нагрузок в момент приводнения (фиг. 4). Колеса опор 11 шасси имеют возможность уборки в герметичные ниши 20 на величину, равную половине ширины колеса, а стойка 12 с колесом убирается в герметичную нишу 21 носовой части фюзеляжа 1 и закрывается створками 22 (фиг. 1, 4). Ниши уборки основных колес и переднего колеса выполнены с возможностью обогревания их в зимнее время при низких температурах от системы отопления салона (на чертеже не показана) теплым воздухом и на стоянках перед полетом. Кабина 23 предназначена для экипажа пассажирского самолета, состоящего из одного летчика. Рабочее место 24 летчика расположено в кабине с левой стороны, а с правой стороны рядом с его местом установлено пассажирское кресло 25 для первого пассажира (фиг. 6). По требованию заказчика экипаж может состоять из двух летчиков, для чего на правой стороне кресло пассажира 25 может быть заменено на кресло второго летчика. На пол кабины 48 устанавливают при этом второй пост ручного и ножного управления съемной конструкции, а на центральной приборной доске кабины экипажа устанавливается дополнительная панель 26 с индикатора для второго летчика. В кабине размещены: приборная доска 27, пульты 28, пилотажно-навигационное и радиотехническое оборудование 29. Кабина оснащена передним иллюминатором 30 из птицестойкого, тонированного стекла с системой обогрева, обеспечивающим экипажу широкий обзор всей передней полусферы и бокового пространства. Кабина экипажа отделена от пассажирского салона перегородкой с раздвижной дверью. Самолет имеет светлый просторный салон высотой 1,6 м, шириной 1,57 м, кожаные кресла 25 с регулируемыми спинками. Проход между креслами одного ряда, равный по величине 550 - 600 мм, обеспечивает свободное передвижение пассажиров в теплой одежде с емкими вещами. Салон самолета разделен средним отсеком 31, где находятся ниши 20 уборки основных стоек шасси, на два отделения "А" и "Б", связанных между собой свободным проходом (фиг. 6). В первом отсеке "А" расположены четыре пассажирских кресла и кабина экипажа с летчиком и одним пассажиром, а во втором отсеке "Б" находятся три пассажирских кресла. В хвостовой части фюзеляжа размещены: туалет 32, снабженный биосборником, емкости 33 с водой, аптечка и предметы туалета (на чертежах не показаны). Средний отсек 31 отделен от пассажиров двумя легкими перегородками 34 с проходами шириной 0,6 м, между которыми находятся гардероб 35 и шкаф 36 для хранения продуктов и подогрева пищи (фиг. 4, 5). Самолет выполнен с двумя входными дверьми, расположенными с левой стороны фюзеляжа: с передней 37 и задней 38 (фиг. 4). Передняя дверь 37 находится в носовой части фюзеляжа 1 рядом с местом для летчика и служит для входа экипажа в кабину и для аварийного покидания самолета экипажа при летных испытаниях, а также пассажирами при аварийных ситуациях. Передняя дверь открывается против направления полета, в открытом положении она фиксируется стопором, а в закрытом - герметизируется и прижимается к корпусу фюзеляжа 1 замками (на чертежах не показаны). Задняя дверь 38 служит для входа (выхода) пассажиров в салон, имеет ширину 800 мм и состоит из двух верхней "а" и нижней "б" частей. Часть "а" открывается вверх, а часть "б" - вниз и оборудована изнутри откидной подножкой 39 (фиг. 7 - 10). Дверь 38 также герметизируется. При пользовании задней дверью 38 на воде нижняя часть "б" не открывается (фиг. 7). Рядом с дверью 38 справа расположен отсек 40 для хранения средств спасения и причальных приспособлений. В нем хранятся индивидуальные спасательные жилеты, надувной плотик на 10 человек с веслами, надувной спасательный круг, пироракетницы с запасом сигнальных ракет, средства ручной и бортовой сигнализации, буксировочный и причальный трос с якорем, ручной насос для откачки воды, манжеты (пластыри) для закрытия небольших пробоин в обшивке фюзеляжа (на чертежах не показаны). Крыло самолета в центральной части жестко соединено с фюзеляжами 1, консоли 4 крыла имеют легкоразъемные соединения, а к нижней их поверхности прикреплены поплавки 41, которые ограничивают крен самолета на воде и участвуют в общем объеме запаса плавучести только в случае нарушения плавучести самолета. Система управления самолетом - комбинированная с тросовой проводкой вдоль фюзеляжа 1, управление элеронами, рулями высоты и направления - механическое, управление закрылками - электромеханическое, уборка основных стоек шасси переднего колеса и створок передней ниши - гидравлическая. Самолет оборудован двумя турбовинтовыми двигателями 44 мощностью по 800 л.с. каждый с прямыми цилиндрическими соплами, установленными на центроплане 2. Для исключения воздействия горячей газовой струи на отклоненный закрылок, удаления лопастей винтов от поверхности воды, а также для использования газовой струи для сдува пограничного слоя с профиля крыла двигатели размещены над крылом с входом газовой струи над верхней поверхностью профиля в зоне его наибольшей толщины. Топливная система имеет четыре бака общей емкостью 950 кг, из которых два основных топливных бака 42 емкостью по 325 кг каждый расположены в центроплане 2, имеющем кессонную конструкцию, и два топливных бака 43 емкостью по 150 кг каждый расположены в консолях 4 крыла (фиг. 6, 12). Топливные емкости баков 42 включены в кессонную конструкцию. Баки 42 шунтованы между собой. Двигатели заключены в мотогондолы 45, сопла 46 двигателей 44 закрыты с боков щитками 47 в целях снижения внешнего теплоизлучения газовой струи и защиты самолета и от поражения наземными ракетными комплексами с инфракрасными головками типа "Стингер", "Игла-1" и др. В верхней части салона расположен аварийный люк 49 для покидания самолета пассажирами и экипажем в случае аварийного затопления салона (фиг. 2, 6). Легкий самолет-амфибия "Ладога-9" в базовом варианте служит для перевозки пассажиров и легких грузов массой до 800 кг на расстоянии 900-1200 км в регионах с умеренным и холодным климатом, в том числе в Сибири и на Крайнем Севере России в высоких северных широтах до 75o с.ш. Самолет рассчитан на полеты по штатным пассажирским линиям, а также по неконтролируемым трассам в отдаленные труднодоступные районы, не имеющие постоянной хозяйственной связи. Он имеет высокие летные эксплуатационные качества, хорошую управляемость и мореходностью, может базироваться на штатных аэродромах всех категорий, садиться и взлетать с грунтовых подготовленных заснеженных, обледенелых площадок, озер, небольших рек и закрытых морских гаваней при высоте волны 0,5 м. Самолет позволяет производить посадку пассажиров или разгрузку на воде с причалов и плавсредств, вести спасательные работы. Самолет допускает перемещение пассажиров и экипажа вдоль салона в полете. На самолете предусмотрены необходимые средства, обеспечивающие спасение пассажиров и подачи сигналов бедствий при нештатных ситуациях на воде и на земле. Самолет "Ладога-9" имеет небольшие габариты, малую массу и может транспортироваться всеми видами транспорта при отстыкованных консолях крыла, снятых винтах и демонтированном горизонтальном оперении с убранными шасси. Перегон самолета по воздуху может производиться двумя летчиками на расстояния до 1500 км. Легкий самолет-амфибия "Ладога-9" может преобразовываться в аналогичный сухопутный самолет путем незначительной производительной доработки. При изготовлении сухопутного варианта самолета "Ладога-9" используется около 85% конструкции самолета - амфибии.Формула изобретения
1. Легкий двухмоторный многоцелевой самолет наземного и водного базирования, содержащий фюзеляж, крыло, горизонтальное оперение, вертикальное оперение и двигательную установку, отличающийся тем, что он выполнен по схеме моноплана со свободнонесущим крылом, поднятым на 250 мм над верхней поверхностью фюзеляжа, который в нижней части имеет жесткое днище, выполненное по типу гидролодки с поперечным развалом 20 - 25o с одним реданом, а нижняя часть фюзеляжа, расположенная за реданом, поднята на угол 8o относительно горизонтали и выполняет роль второго редана, при этом фюзеляж имеет гидродинамическое удлинение приблизительно 6,2 и коэффициент совершенства формы 0,021 для обеспечения самолету устойчивого глиссирования на воде при предвзлетных скоростях с углами дифферента 8,5 - 9o и безопасного полета с углами дифферента от 3 до 8o при оптимальном сочетании аэродинамического качества и мореходности, при этом конструкция нижней части фюзеляжа представляет собой герметичный кессон объемом приблизительно 2,5 м3, разделенный внутри герметичными перегородками, установленными с шагом 0,5 м друг от друга, служащий непотопляемым отсеком, снабженный килевой балкой, при этом носовая часть фюзеляжа имеет удлиненную обтекаемую форму и оснащена иллюминатором широкого пространственного обзора с передним, птицестойким, тонированным стеклом, снабженным обогревательным устройством, а внутри носовой части размещена кабина экипажа, в которой с левой стороны установлено кресло летчика с постом управления самолетом, а с правой стороны кресло первого пассажира, за кабиной экипажа находится пассажирский салон, имеющий объем 23 м3, высоту 1,7 м и ширину 1,6 м, оборудованный пассажирскими креслами по два кресла в одном ряду с проходом 550 - 600 мм между ними, обеспечивающим свободное перемещение пассажиров с вещами вдоль салона при посадке на земле, на воде и во время полета, при этом самолет оборудован двумя входными дверьми, расположенными с левой стороны фюзеляжа, передней дверью, расположенной в носовой части самолета рядом с креслом летчика, которая служит для входа экипажа в кабину самолета, а также для аварийного выхода пассажиров, и задней дверью шириной 900 мм, расположенной в хвостовой части самолета, состоящей из двух створок, при этом обе двери снабжены уплотнительными окантовками с возможностью герметизирования при достижении самолетом высоты 3000 м, а в верхней части самолета впереди крыла расположены аварийный люк размером 700 - 1000 мм, оборудованный снизу откидным трапом, служащий для аварийного покидания самолета пассажирами и экипажем в случае затопления салона, и воздухозаборник атмосферного воздуха системы вентиляции салона с управляемой герметичной заслонкой, в конце салона размещены туалетный отсек с дверью, оборудованный биосборником, аптечкой, предметами туалета и санитарии, рядом с туалетом расположен отсек для хранения спасательных средств, средств аварийной сигнализации, буксировки и причаливания, при этом самолет оборудован трехколесными шасси, убирающимся в полете и при нахождении на воде, причем основные колеса шасси имеют ширину 280 мм, а переднее колесо ширину 250 мм для обеспечения посадки на грунт, при этом основные колеса шасси выполнены с возможностью гидравлической уборки в герметичные ниши, расположенные в средней части фюзеляжа с левой и правой стороны, причем глубина уборки этих колес равна ширине колеса, и эти колеса имеют возможность закрытия собой ниши в убранном положении, а передняя стойка шасси с колесом имеет возможность уборки в герметичную нишу в носовой части фюзеляжа и закрывания снизу управляемой створкой, при этом ниши основных колес и переднего колеса снабжены устройством для их обогрева при низких температурах у земли и воды, причем средняя часть салона, в которой находятся ниши уборки основных колес, изнутри отделена от салона двумя перегородками, расположенными на расстоянии 1000 мм друг от друга, имеющими в середине свободные проходы шириной 600 мм, а между перегородками размещены гардероб и шкаф для хранения продуктов и подогрева пищи, при этом средний отсек разделяет салона самолета на две части: переднюю, в которой находятся кабина экипажа, кресло летчика и пять пассажирских кресел, и заднюю, где расположены три пассажирских кресла, туалет и отделения для хранения спасательных средств, при этом кабина экипажа оборудована перегородкой с дверью, отделяющей экипаж от пассажиров, а крыло в центральной части жестко присоединено к фюзеляжу, при этом центроплан имеет кессонную конструкцию, которая служит основными топливными баками емкостью на 650 кг топлива, а в консолях крыла размещены дополнительные топливные баки на 150 кг топлива каждый, которые связаны с основными баками общими трубопроводами, при этом к правой и левой консолям снизу присоединены поплавки, ограничивающие крен самолета на воду, изготовленные из неметаллических материалов, участвующие в поддержании самолета на плаву только при затоплении салона, при этом двигательная установка оборудована двумя турбовинтовыми двигателями мощностью около 800 л.с. каждый, установленными на центроплане, заключенными в мотогондолы, имеющими многолопастные реверсивные винты тянущего типа, двигатели оборудованы турбонаддувом и отбором теплового воздуха от компрессоров двигателей для обогрева пассажирского салона, кабины экипажа, переднего иллюминатора, ниш шасси и бытовых отсеков, при этом пассажирский салон, кабина и бытовые отсеки с внутренней стороны обшиты жесткими листами из неметаллических материалов с декоративной обивкой теплых, пастельных тонов, а между внешней и внутренней обшивками проложена теплоизоляция. 2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что он имеет индивидуальные спасательные жилеты, надувной плотик на 10 человек с веслами, надувной спасательный круг и средства аварийной сигнализации: ракетницы с запасом сигнальных ракет, средства бортовой и ручной сигнализации, буксировочный причальный трос с якорем, ручной водяной насос и зажимные манжеты (пластыри) для закрывания мелких пробоин в борту фюзеляжа. 3. Самолет по п.1, отличающийся тем, что салон самолета имеет входную дверь из двух частей: верхней, открывающейся вверх, и нижней, снабженной изнутри подножкой и открывающейся вниз без возможности открывания этой нижней части на воде. 4. Самолет по п.1, отличающийся тем, что его мотогондолы установлены над крылом, а оси винтов подняты над уровнем спокойной воды на расстояние, равное приблизительно 2,0 м. 5. Самолет по п.1, отличающийся тем, что сопла турбовинтовых двигателей размещены над верхней поверхностью центроплана с возможностью выхода газовой струи в зоне наибольшей высоты профиля крыла для использования энергии газовой струи на сдув пограничного слоя с верхней поверхности крыла в зоне размещения мотогондол. 6. Самолет по п.1, отличающийся тем, что он оборудован коротковолновой радиосвязью, радиотелефонной и спутниковой радиосвязью с автономным источником питания. 7. Самолет по п.1, отличающийся тем, что он оборудован системой вентиляции и обогрева бытовых отсеков, а также средством снабжения теплой водой для жизнеобеспечения при длительном пребывании пассажиров в полете, на стоянках на земле и на воде. 8. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что в конструкции носовой части фюзеляжа предусмотрена установка метеолокатора, радиолокатора ближнего действия, тепловидеолокатора и легкого вооружения для использования самолета в качестве охранно-сторожевого и при рыбоохране. 9. Самолет по п.1, отличающийся тем, что он имеет рабочее место для второго летчика с возможностью его установки на месте съемного места пассажира, причем это рабочее место оборудовано ручкой управления, педалями и панелью с приборами, имеющими съемную конструкцию. 10. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что он выполнен с возможностью установки в задней части его салона рядом с креслом для восьмого пассажира дополнительного кресла с откидным сидением для девятого пассажира.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.03.2008
Извещение опубликовано: 27.03.2008 БИ: 09/2008