Установка и способ переработки легкого газового конденсата

Реферат

 

Изобретение относится к переработке газового конденсата ректификацией и может быть использовано в газовой промышленности. Способ осуществляется посредством перегонки легкого газового конденсата в двух ректификационных колоннах при подогреве насыщенным водяным паром, при этом процесс перегонки ведут при температуре 130-140oC, причем в атмосферной колонне проводят предварительное отделение от исходного конденсата легкого бензина, а в вакуумной колонне проводят перегонку кубового остатка на тяжелый бензин и дизельное топливо при давлении 20-30 кПа, создаваемом водокольцевым вакуумным насосом, при этом регулируют производительность вакуумного насоса. Положительный эффект: увеличение выхода бензина и повышение качества дизельного топлива, снижение взрывопожароопасности и повышение надежности установки. 1 ил. 1 табл.

Изобретение относится к переработке газового конденсата ректификацией и может быть использовано в газовой промышленности. Известно, что продуктами переработки легкого газового конденсата являются бензин и дизельное топливо.

Из уровня техники известен способ получения двух продуктов при использовании одной ректификационной колонны, в которой легкая фракция отводится в парах с верха колонны, а тяжелая фракция - с низа колонны (Багатуров С.А. Основы теории и расчета перегонки и ректификации, М., "Химия", 1974, с. 353).

При переработке легкого газового конденсата на бензин и дизельное топливо в одной ректификационной колонне, обогреваемой насыщенным водяным паром от промысловой котельной, вследствие низкой температуры греющего пара и низкой температуры переработки в дизельном топливе остаются легкие фракции и снижается его качество, а также снижается выход бензина.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является способ переработки многокомпонентных смесей путем последовательной перегонки сырья в двух ректификационных колоннах, обогреваемых насыщенным водяным паром, включающий подачу предварительно нагретого исходного сырья в первую колонну, разделение сырья в первой колонне, отвод дистиллята с верха колонны и подачу остатка переработки низа колонны во вторую колонну для последующей переработки (Касаткин А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии. М., "Химия" 1973. с. 496).

Недостатком известного способа является низкий выход легкого продукта и низкое качество тяжелого продукта из-за низкой температуры греющего пара.

Задачей настоящего изобретения является увеличение выхода бензина и повышение качества дизельного топлива при переработке легкого газового конденсата.

Сущность заявляемого способа заключается в том, что в известном способе переработки легкого газового конденсата посредством двухступенчатой перегонки в двух ректификационных колоннах при подогреве насыщенным водяным паром, согласно изобретениюпроцесс перегонки в первой и второй ступенях ведут при температуре кипения продуктов в кубовых емкостях 130-140oC, причем в первой атмосферной колонне проводят предварительное отделение от исходного конденсата легкого бензина, а во второй вакуумной колонне проводят перегонку кубового остатка на тяжелый бензин и дизельное топливо при давлении 20 - 30 кПа, создаваемом водокольцевым вакуумным насосом, при этом регулируют производительность вакуумного насоса до величины, определяемой по эмпирической формуле: где Sн - производительность вакуумного насоса, л/с; M - производительность установки по конденсату, кг/ч; T - температура в кубовой емкости вакуумной ступени, K; P - величина давления в вакуумной ступени, кПа.

Способ осуществляется с помощью установки, технологическая схема которой представлена на чертеже.

Газовый конденсат сырьевым насосом 18 через пароподогреватель 24 подается в атмосферный блок А в зону питания ректификационной колонны 1 и попадает в кубовую емкость 6 с кипятильником 7, обогреваемым насыщенным водяным паром. Образовавшиеся в кубовой емкости 6 пары углеводородов проходят через тарелки ректификационной колонны 1 и частично конденсируются в дефлегматоре 2. Флегма при флегмовом числе 0,1 в виде орошения стекает вниз колонны 1, а основная часть паров конденсируется в конденсаторе 1 и стекает в сборник дистиллята 4, откуда насосом 19 перекачивается в резервуар 5.

Кубовый остаток атмосферного блока А из кубовой емкости 6 через вентиль 23 подается в вакуумный блок Б. Для облегчения работы насосов вакуумный блок поднят на высоту 1 м с помощью рамы 22. Кубовый остаток подается на питательную тарелку вакуумной колонны 8 и попадает в кубовую емкость 13, обогреваемую через кипятильник 14 насыщенным водяным паром. Здесь в условиях вакуума происходит дальнейшее выкипание паров углеводородов из поданного продукта. Образовавшиеся пары проходят через тарелки вакуумной ректификационной колонны 8 и частично конденсируются в дефлегматоре 9. Флегма при флегмовом числе 0,1 в виде орошения стекает вниз колонны 8, а основная часть паров конденсируется в конденсаторе 10 и стекает в сборник дистиллята 11, откуда насосом 21 перекачивается в резервуар 12. Парогазовая смесь водокольцевым вакуумным насосом 15 через вентиль 17 откачивается из сборника дистиллята 11 и нагнетается в резервуар дистиллята 12. Кубовый остаток из кубовой емкости 13 насосом 20 перекачивается в резервуар 16.

Для сравнения известного и предлагаемого способа в таблице приведены результаты экспериментов (см. в конце описания).

Пример 1. Известный способ одноступенчатой ректификации в атмосферном блоке А. Газовый конденсат с фракционным составом, приведенным в таблице, сырьевым насосом 18 с расходом 1600 кг/ч подается в пароподогреватель 24, где нагревается до температуры 140oC, затем подается на питательную тарелку атмосферной ректификационной колонны 1. На рабочем режиме в кубовой емкости 6 поддерживается температура t = 140oC, на нижней тарелке ректификационной колонны t = 130oC, а на верхней десятой тарелке t = 100oC. Образовавшиеся в кубовой емкости 6 пары углеводородов проходят через десять тарелок ректификационной колонны и частично конденсируются в дефлегматоре 2. Флегма в виде орошения при флегмовом числе 0,1 стекает вниз колонны 1, а основная часть паров конденсируется в конденсаторе 3 и при температуре 40oC стекает в сборник дистиллята 4, откуда насосом 19 с расходом 1000 кг/ч перекачивается в резервуар 5. Полученный дистиллят является фракцией легкого бензина, с фракционным составом, приведенным в таблице. В результате атмосферной ректификации при температуре 140oC в кубовой емкости 6 получаем 600 кг/ч кубового остатка, представляющего некондиционное дизельное топливо, с фракционным составом, приведенным в таблице.

Выход дистиллята составляет 62,5% и выход некондиционного дизельного топлива - 37,5%.

Из таблицы видно, что в результате одноступенчатой перегонки исходного газового конденсата в атмосферной ректификационной колонне при температуре 140oC не обеспечивается полный отбор бензиновых фракций, в результате чего кубовый остаток содержит до 50% бензиновых фракций при низкой температуре вспышки 10-12oC (норма 42oC). Кубовый остаток не соответствует ГОСТ 305-82 "Дизельное топливо".

Пример 2. Двухступенчатый способ переработки газового конденсата при использовании атмосферного блока первой ступени и вакуумного блока второй ступени. Давление в вакуумном блоке P = 20 кПа.

Атмосферный блок А первой ступени работает аналогично примеру 1 с той разницей, что кубовый остаток подается с расходом 600 кг/ч при температуре 140oC из кубовой емкости 6 через вентиль 23 в вакуумную колонну 8 блока Б. В вакуумном блоке Б вакуум создается водокольцевым вакуумным насосом марки ВВН1-3 с паспортной производительностью до 55 л/с и давлением в пределах 6-40 кПа. В кубовой емкости 13 в условиях вакуума при давлении 20 кПа и при температуре 140oC происходит дальнейшее выкипание из поданного продукта фракции легкого бензина. Для обеспечения оптимального вакуумного режима рабочая производительность вакуумного насоса регулируется до величины, определяемой по уравнению (1). Подставляя рабочие параметры M = 1600 кг/ч; T = 130o + 273o = 403 K; P = 20 кПа; получаем рабочую производительность вакуумного насоса: На рабочем режиме в колонне 8 вакуумного блока поддерживаются температуры: в кубовой емкости t = 140oC, на первой тарелке t = 130oC и на последней десятой тарелке t = 100oC. Образовавшиеся пары проходят через десять тарелок ректификационной колонны 8 и частично конденсируются в дефлегматоре 9. Флегма в виде орошения при флегмовом числе 0,1 стекает вниз колонны 8, а основная часть паров конденсируется в конденсаторе 10 и при температуре 40oC стекает в сборник дистиллята 11, откуда насосом 21 с расходом 265 кг/ч перекачивается в резервуар 12. Кубовый остаток из кубовой емкости 13 насосом 20 с расходом 355 кг/ч перекачивается в резервуар 16. Полученный в вакуумной колонне дистиллят представляет собой фракцию тяжелого бензина, а кубовый остаток - фракцию дизельного топлива. Фракционный состав и свойства продуктов, полученных в вакуумной колонне блока Б, представлены в таблице.

Материальный баланс установки по углеводородам при работе установки в течении 1 часа по примеру 2 равен: исходное количество газового конденсата - 1600 кг (100%); количество легкого бензина, полученного в блоке А - 1000 кг (62,5%); количество тяжелого бензина, полученного в блоке Б - 265 кг (16,6%); количество дизельного топлива, полученного в блоке Б - 335кг (20,9%).

итого - 1600 кг (100%).

По примеру 2 получаем увеличение выхода бензина, на 16,6% и получаем 20,9% кондиционного дизельного топлива. Дизельное топливо соответствует ГОСТ 305-82, бензин соответствует ГОСТ 2084-77. Годовой экономический эффект по примеру 2 равен два млрд. рублей в ценах на 1.11.97.

Пример 3. Аналогичен примеру 2, за исключением следующих параметров: - давление в вакуумном блоке P = 40 кПа; - рабочая производительность вакуумного насоса по уравнению (1) равна Фракционный состав и свойства продуктов блока Б, полученные в примере 3, представлены в таблице. Дизельное топливо не соответствует ГОСТ 305-82, бензин не соответствует ГОСТ 2084-77.

Пример 4. Аналогичен примеру 2, за исключением следующих параметров: - давление в вакуумном блоке P = 10 кПа; - рабочая производительность вакуумного насоса по уравнению (1) равна На этом режиме из-за газодинамических потерь в откачной линии давление в вакуумном насосе должно быть ниже 6 кПа, что невозможно из-за технической характеристики вакуумного насоса (Pmin = 6 кПа).

Примеры 2-4 показывают, что оптимальное давление в вакуумном блоке равно 20-30 кПа.

Пример 5. Аналогичен примеру 2 за исключением температуры в кубовой емкости вакуумного блока Б, которая равна 120oC.

Фракционный состав и свойства продуктов блока Б, полученные в примере 4, представлены в таблице. Дизельное топливо не соответствует ГОСТ 305-82, бензин не соответствует ГОСТ 2084-77.

Пример 6. Аналогичен примеру 2 за исключением температуры в кубовой емкости вакуумного блока Б, которая равна 150oC.

Этот режим невозможен по технической характеристике промысловой котельной.

Примеры 2, 5 и 6 показывают, что оптимальная температура в кубовой емкости вакуумного блока Б равна 130-140oC.

По сравнению с прототипом заявляемый способ обеспечивает увеличение выхода, бензина и улучшение качества дизельного топлива, повышение производительности, снижение взрывоопасности и повышение экономичности.

Формула изобретения

Способ переработки легкого газового конденсата посредством двухступенчатой перегонки в двух ректификационных колоннах при подогреве насыщенным водяным паром, отличающийся тем, что процесс перегонки в первой и второй ступенях ведут при температуре кипения продуктов в кубовых емкостях 130 - 140oC, причем в первой атмосферной колонне проводят предварительное отделение от исходного конденсата легкого бензина, а во второй вакуумной колонне проводят перегонку кубового остатка на тяжелый бензин и дизельное топливо при давлении 20 - 30 кПа, создаваемом водокольцевым вакуумным насосом, при этом регулируют производительность вакуумного насоса до величины, определяемой по эмпирической формуле где Sн - производительность вакуумного насоса, л/с; M - производительность установки по конденсату, кг/ч; T - температура в кубовой емкости вакуумной ступени, K; Р - величина давления в вакуумной ступени, кПа.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2