Комплекс для обеспечения боевых действий летательных аппаратов

Реферат

 

Используется в авиации для оснащения и обеспечения боевого применения пилотируемых летательных аппаратов - вертолетов и самолетов фронтовой авиации. В комплекс входит бортовое оборудование, подвесные средства, система записи информации. В системе записи информации подготавливается К предварительных носителей информации, устанавливаемых в комплекс бортового оборудования, М бортовых носителей информации, устанавливаемых в комплекс бортового оборудования, и (M+1)-Н бортовых носителей информации, устанавливаемых в комплекс подвесных средств, что обеспечивает распределение информации в зависимости от ее оперативности по бортовым носителям информации в моменты поступления предварительных носителей информации за минимальное время предполетной подготовки. Повышается боевая эффективность комплекса. 2 ил.

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к комплексам наземного и бортового оборудования и подвесных средств, обеспечивающих бортовое применение летательных аппаратов - особенно вертолетов и самолетов фронтового назначения.

Из известных комплексов обеспечения боевых действий наиболее близким, принимаемым в качестве прототипа, является комплекс, описание которого приведено в [1] "Новости зарубежной науки и техники", N 11, 1992, с. 11-14, содержащий (см. фиг. 1) промежуточный носитель информации (ПНИ), систему записи информации (СЗИ), бортовой носитель информации (БНИ), комплекс бортового оборудования (КБО), комплекс подвесных средств (КПС).

Подготовленный, например, в центре планирования боевой операции взаимодействия различных родов войск, ПНИ устанавливается СЗИ, располагаемый, например, в штурманской службе самолетного или вертолетного полка. На СЗИ подготавливается информация по исходным данным, необходимым для выполнения боевого применения. БНИ устанавливается в КБО, использующего данные, имеющие на БНИ, для выполнения задач навигации, управления, прицеливания и применения подвесных средств из состава КПС.

Информация, носителем которой является ПНИ, подготавливается в различных пунктах подготовки: а) оперативная информация по выбранному маршруту полета, типам и местам установки применяемых подвесных средств - в штурманской службе полка; б) информация по юстировочным параметрам оборудования и подвесных средств - в технико-эксплуатационной службе полка; в) информация по баллистическим и другим характеристикам подвесных средств из состава КПС - в штурманской службе полка; г) информация по характеристикам театра военных действия ТВД - в штабе планирования боевых операций различных родов войск; д) информация по характеристикам геофизических полей Земли (магнитное поле, поле рельефа, застройка, растительный и снежный покров) - в штурманской службе воздушной армии; ж) картографическая информация - в штурманской службе авиационного полка или соединения; з) цифровая видеоинформация для корреляционных головок самонаведения ракет из состава КПС, частотные и другие характеристики целей для средств разведки и радиоэлектронной борьбы - в соответствующих службах авиационного соединения.

Вышеперечисленная информация изменяется в различные, практически непересекающиеся периоды времени - информация по п. а) изменяется практически перед каждым вылетом; информация по п.б) изменяется при смене отказывавшего оборудования; информация по п. в) изменяется при изменении номенклатуры КПС; информация по п. д) изменяется при смене ТВД и сезонных изменениях; информация по п. ж) изменяется при смене ТВД; информация по п. з) изменяется при изменении целей.

Поэтому внесение всех видов информации перед каждым полетом на один БНИ нерационально в плане временных затрат при записи и проверке на СЗИ, а проверка только измененной информации может привести к опасной или аварийной ситуации в полете из-за возможных сбоев оборудования или неправильных действий оператора при записи на СЗИ.

Техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемого решения является минимизация времени предполетной (предварительной) подготовки посредством распределения информации в зависимости от ее оперативности по бортовым носителям информации в моменты поступления промежуточных носителей информации.

Достигается технический результат тем, что в комплекс обеспечения боевых действий летательных аппаратов, содержащий промежуточный носитель информации, систему записи информации, бортовой носитель информации и взаимосвязанные комплекс бортового оборудования и комплекс подвесных средств, дополнительно введены второй - К-ый промежуточные носители информации, устанавливаемые с СЗИ; второй - М-ый бортовые носители информации, устанавливаемые в комплекс бортового оборудования, (М+1)-ый - Н-ый бортовые носители информации, устанавливаемые в комплекс подвесных средств.

На фиг. 1 представлена блок-схема прототипа, обозначения блоков приведено выше.

На фиг. 2 представлена блок-схема предлагаемого комплекса, содержащего: 1 - первый промежуточный носитель информации ПНИ1, 2 - система записи информации СЗИ, 3 - первый бортовой носитель информации БНИ1, 4 - комплекс бортового оборудования КБО, 5 - комплекс подвесных средств КПС, 6 - второй промежуточный носитель информации ПНИ2, 7 - К-ый промежуточный носитель информации ПНИК, 8 - второй бортовой носитель информации БНИ2, 9 - М-ный бортовой носитель информации БНИМ, 10 - (М+1)-ный бортовой носитель информации БНИЛ, 11 - Н-ый бортовой носитель информации БНИН.

Примеры технического исполнения приведены: - ПНИ, СЗИ в [1]; - БНИ в [1] и в книге [2] Белоглазова Т.Н. Основы навигации по геофизическим полям. М.: Наука, 1985, с. 107-114; - КБО, КПС в [1] и в книге [3] Гришутина В.Г. Лекции по авиационным системам стрельбы. Киев, КВВАИУ, 1980, с. 354-357.

Конструктивное исполнение СЗИ2 возможно в мобильном и стационарном вариантах. Исполнение БНИ1(3), БНИ2(8), БНИМ(9) возможно в одном или нескольких конструктивах с осуществлением механической защиты (разъемы, замки) и электронной защиты (кодовые и тестовые сигналы).

При этом оперативные БНИ1(3), БНИЛ(10), БНИН(11) реализуются на элементах репрограммируемой памяти со сроком хранения информации в течение нескольких дней, а БНИ2(8), БНИМ(9) реализуются на энергонезависимых элементах памяти со сроком хранения информации в течение нескольких лет. КБО(4) включает, например, навигационную систему с инерциально-спутниковым датчиком углов, координат и скоростей и системой навигации по географическим полям, прицельную систему, систему управления летательным аппаратом и двигательной установкой с облетом рельефа и обходом препятствий, систему индикации с органами и пультами управления, средства радиосвязи, систему управления и пуска подвесных средств, бортовую цифровую вычислительную систему; КПС(5) включает, например, ракетное и бомбовое вооружение, подвесные контейнеры фото и радиоразведки, подвесные контейнеры радиоэлектронного перехвата и постановки помех, сбрасываемые подвесные топливные баки и контейнеры со спецвооружением.

Комплекс обеспечения боевых действий работает следующим образом.

Подготовленный, например, в центре планирования боевой операции ПНИ1(1), содержащий исходные данные по конкретному полету - координаты промежуточных пунктов маршрута, целей, ориентиров, основного и запасного аэродромов посадки, номенклатуры применяемых подвесных средств из состава КПС, и другой оперативной информации, необходимой для конкретного полета, устанавливается в СЗИ(2), на котором (см.[1]) осуществляется планирование полетного задания и запись исходных данных на БНИ1(3), устанавливаемый в КБО4.

Одновременно или последовательно из поступивших ПНИ2(6), ПНИК(7) на СЗИ(2) осуществляется подготовка оперативных данных на БНИЛ(10), БНИН(11), устанавливаемых в соответствующие подвесные средства из состава КПС. Таким образом перед полетом в состав КБО(4) и КПС(5) вводится вся необходимая информация, необходимая для осуществления полета и выполнения боевого задания.

По мере поступления носителей из состава ПНИ2(6), ПНИК(7) с неоперативной информацией, например, при изменении ТВД, изменении сезона (зима, лето) на СЗИ(2) осуществляется запись, проверка и аттестация данных на БНИ2(8), БНИМ(9), устанавливаемые в КБО(4). При этом, поскольку снятие, подготовка и установка БНИ2(8), БНИМ(9) осуществляются не одновременно с подготовкой БНИ1(3), БНИЛ(10), БНИН(11), то предполетная (предварительная) подготовка будет минимальна по времени, что свидетельствует о достижении технического результата.

После вылета по запросам с КБО(4) и КПС(5) информация считывается с БНИ1(3), БНИ2(8), БНИМ(9), БНИЛ(10), БНИН(11) и используется КБО(4) и КПС(5) для решения задач навигации, управления, прицельного применения подвесных средств (см. [3] ) при выполнении боевых действий вертолетов и самолетов фронтового назначения.

Формула изобретения

Комплекс для обеспечения боевых действий летательных аппаратов, содержащий взаимосоединенные комплекс бортового оборудования и комплекс подвесных средств, систему записи информации, устанавливаемый в нее первый предварительный носитель информации, подготавливаемый на системе записи информации первый бортовой носитель информации, устанавливаемый в комплекс бортового оборудования и взаимосоединенный с ним после установки, отличающийся тем, что в него дополнительно введены устанавливаемые в систему записи информации второй, . . ., К-й предварительные носители информации, подготавливаемые на системе записи информации второй, ..., М-й бортовые носители информации, устанавливаемые в комплекс бортового оборудования и взаимосвязанные с ним после установки, подготавливаемые на системе записи информации (М + 1), ..., Н-й бортовые носители информации, устанавливаемые в комплекс подвесных средств и взаимосоединенные с ним после установки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2