Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства

Реферат

 

Изобретение относится к средствам повышения комфортабельности транспортных средств, в частности к устройствам продольного перемещения сиденья автомобиля. Новым в устройстве является то, что известное устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит направляющие, салазки, соединенные между собой шарнирно-рычажным механизмом пантографа с приводным ходовым винтом, размещенным в одной из диагоналей пантографа перпендикулярно направляющим и закрепленным на элементах основания. Винт разделен на два участка: один с правой резьбой, другой с левой. В соответствующих шарнирах пантографа установлены гайки с правой и левой резьбой соответственно. Использование изобретения позволяет обеспечить бесступенчатое перемещение подвижных салазок, а значит и сиденья, и фиксацию его в любом желаемом положении. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к средствам повышения комфортабельности транспортных средств, в частности к устройствам продольного перемещения сиденья автомобиля.

Известны механизмы перемещения сиденья транспортного средства (патенты США N 4805866, 4907776, 5048886 или 5150872), содержащие связанные с сиденьем салазки, установленные в продольных направляющих основания, и механизм перемещения салазок.

Недостатком известных устройств является их сложность, обусловленная использованием двух винтов, расположенных в направляющих и имеющих проходящие через направляющие элементы привода. Такая конструкция усложняет процесс монтажа сиденья и его обслуживание в эксплуатации, кроме того, увеличивает длину продольных направляющих, а значит и вес устройства.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в устранении выше отмеченных недостатков, т.е. в упрощении конструкции и снижении ее металлоемкости и габаритов.

Указанная техническая задача достигается за счет того, что в устройстве, содержащем связанные с сиденьем салазки, установленные в продольных направляющих, и механизм перемещения салазок, указанный механизм выполнен винторычажным и включает в себя закрепленный на элементах основания поперек продольных направляющих с возможностью перемещения вдоль них ходовой винт с участками правой и левой резьбы, на которые навинчены соответствующие гайки, шарнирно связанные с концами соответствующих пар рычагов, которые другими концами непосредственно или через дополнительные рычаги связаны соответственно с основанием и салазками. Кроме того, привод ходового винта может быть размещен с наружной стороны одной из продольных направляющих, а механизм снабжен дополнительными рычагами, расположенными зеркально ранее указанным рычагам и имеющими аналогичные им связи.

Из технической литературы известен подобный винторычажный механизм (см. И. И. Артоболевский, "Механизмы в современной технике", т.3, М., Наука, ФМЛ, стр. 374). Однако в известном механизме ходовый винт связан с направляющими, а в предлагаемом устройстве - с основанием, что позволяет решить техническую задачу.

На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемого устройства, вид сверху; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1.

Предлагаемое устройство содержит продольные направляющие 1 и салазки 2, связанные с сиденьем, винторычажный механизм, состоящий из звеньев (рычагов) 3, рычагов 4 и шарниров 5. Части шарниров 5 связаны с гайками 6 и 7 с правой и левой резьбой соответственно. В диагонали одного из ромбов образованного рычагами пантографа перпендикулярно продольным направляющим установлен ходовой винт 8, разделенный на две части: на одной части нарезана левая резьба, на другой - правая. Гайки 7 и 8 имеют возможность перемещения по ходовому винту 8 с помощью маховика 9.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. При вращении маховика 9 ходовой винт 8 перемещает гайки 6 и 7, которые или сходятся или расходятся, тем самым перемещая салазки 2 в одном или другом направлении. Фиксация положения салазок в любом желаемом месте происходит за счет выполнения винтовой пары 6, 7, 8 с самоторможением, т.е. при прекращении вращения маховика 9 салазки 2 останавливаются и фиксируются в нужном направлении.

Использование двух пантографов, расположенных в параллельных плоскостях, позволяет снизить консольные нагрузки на оси шарниров, которые связаны с гайками 6 и 7.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения обеспечивает бесступенчатое перемещение подвижных салазок, а значит и сиденья, и фиксацию его в любом желаемом положении. Устройство имеет простую компактную конструкцию.

Формула изобретения

1. Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащее связанные с сиденьем салазки, установленные в продольных направляющих, и механизм перемещения салазок, отличающееся тем, что механизм перемещения салазок выполнен винторычажным и включает в себя закрепленный на элементах основания поперек продольных направляющих с возможностью перемещения вдоль них ходовой винт с участками правой и левой резьбы, на которые навинчены соответствующие гайки, шарнирно связанные с концами соответствующих пар рычагов, которые другими концами непосредственно или через дополнительные рычаги связаны соответственно с основанием и салазками.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что привод ходового винта размещен с наружной стороны одной из продольных направляющих.

3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительными рычагами, расположенными зеркально ранее указанным рычагам и имеющими аналогичные им связи.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2