Уплотнение вала турбокомпрессора

Реферат

 

Изобретение может быть использовано для уплотнения вала турбомашин различного назначения. Уплотнение вала турбокомпрессора содержит аксиально-подвижное кольцо с нажимным устройством и вращающееся уплотнительное кольцо. На торцовой уплотнительной поверхности одного из колец выполнены спиральные канавки. Радиусы рабочих и нерабочих кромок канавок, радиус окружности, на которой расположены указанные радиусы, и угол между точками, из которых проводят рабочие и нерабочие кромки одной и той же спиральной канавки, рассчитываются по формулам. Использование изобретения повышает надежность уплотнения за счет поддержания номинального рабочего зазора между уплотнительными кольцами в широком диапазоне частот вращения. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относиться к уплотнительной технике и может быть использовано в турбомашинах различного назначения для уплотнения вращающихся валов.

Известна конструкция самоустанавливающегося торцового уплотнения, содержащая установленное в корпусе аксиально-подвижное кольцо с нажимными пружинами, а на валу вращающееся уплотнительное кольцо, причем торцовая поверхность последнего снабжена уплотнительным пояском и микроканавками на периферии кольца (например, в виде ступенек Релея) [1].

Недостатком такой конструкции уплотнения вала является сложность обеспечения требуемого минимального уплотнительного зазора при проектировании, что требует экспериментальной отработки каждого нового типоразмера уплотнения.

Наиболее близкой по назначению, технической сущности и достигаемому результату является конструкция уплотнения вала, принятая в качестве прототипа и содержащая установленное в корпусе аксиально-подвижное кольцо с нажимными пружинами, а на валу вращающееся уплотнительное кольцо, причем торцовая поверхность одного из них снабжена уплотнительным пояском и спиральными канавками [2].

При проектировании возникают затруднения в профилировании спиральных канавок уплотнения. Согласно теоретическим и экспериментальным исследованиям наибольшую напорность имеют уплотнения, кромки спиральных канавок которых спрофилированы по спирали Архимеда. Технологически такой профиль выполнить трудно, потому его заменяют дугами окружности, что вносит незначительную погрешность в расчет [3]. Однако и этот способ затруднен, что значительно усложняет процесс проектирования и сдерживает широкое промышленное применение таких уплотнительных узлов в центробежных компрессорах.

Предлагаемое изобретение направлено на повышение надежности и расширение области применения уплотнения вала, за счет обеспечения максимальной напорности и поддержания оптимального рабочего зазора в широком диапазоне рабочих параметров, и позволит обеспечить широкое промышленное применение этих уплотнений на турбокомпрессорах.

В известной конструкции уплотнения вала турбокомпрессора, содержащей вращающееся и аксиально-подвижное уплотнительное кольцо, причем на периферии торцовой поверхности одного из них выполнены спиральные канавки, согласно изобретению боковые рабочие и нерабочие кромки спиральных канавок выполняются по радиусу R2, определяемому выражением: причем начала радиусов Rc рабочих и нерабочих кромок спиральных канавок расположены на окружности, радиус r которой определяется согласно формуле: а угол между точками, с которых проводятся рабочие и нерабочие кромки спиральных канавок, составляет где Rн и Rв - наружный и внутренний радиусы участка уплотнительного кольца, на котором выполнены спиральные канавки; - угол наклона рабочей кромки на входе в спиральную канавку, при этом = 14o 5o; - угол наклона рабочей кромки на выходе спиральной канавки, при этом = 18o 5o; n - число спиральных канавок.

Кроме того, начала радиусов Rс нерабочих кромок спиральных канавок могут быть расположены на окружности, радиус rн которой определяется по формуле: Таким образом поставленная задача решается следующим путем: - выполнение рабочих кромок спиральных канавок согласно вышеприведенных формул позволит обеспечить их максимальную напорность, - выполнение нерабочих кромок спиральных канавок при расположении начала радиуса Rс на той же окружности, что и рабочие кромки позволит обеспечить высокую напорность спиральной канавки при наиболее простом способе изготовления, - изменяя угол между точками, с которых проводятся радиусы Rс рабочих и нерабочих кромок спиральных канавок от когда ширина lni перемычки будет равна ширине lci спиральной канавки на том же текущем радиусе Ri, до когда расширяется спиральная канавка, но уменьшается ширина ln перемычки, т. е. увеличивается количество газа, поступающего в канавку, но увеличиваются его перетечки, а также по когда расширяется перемычка, а сужается спиральная канавка, т. е. уменьшается количество газа, поступающего в канавку, но и уменьшаются его перетечки, позволит обеспечить их оптимальную напорность и, следовательно, оптимальную величину рабочего зазора в широком диапазоне рабочих параметров.

- выполнение нерабочей кромки спиральных канавок при расположении начала радиуса Rс на окружности, радиус rн которой определяется формулой: позволит обеспечить наибольшую напорность спиральной канавки за счет расширения его входного участка, при более интенсивном сужении ширины спиральной канавки с уменьшением текущего радиуса.

Все это дает возможность повысить надежность и расширить область применения уплотнения в целом за счет обеспечения требуемой напорности спиральных канавок и, следовательно, номинального уплотнительного зазора в широком диапазоне окружных скоростей и рабочих давлений.

Заявляемая конструкция уплотнения вала турбомашины с указанной совокупностью признаков обеспечивает повышение надежности и уплотняющей способности уплотнительного узла за счет поддержания требуемой напорности спиральных канавок и расчетной величины рабочего зазора в широком диапазоне окружных скоростей ротора турбокомпрессора и может быть применена в качестве концевых уплотнений на центробежных компрессорах, перекачивающих различные газовые среды в химической, газовой и других областях промышленности.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан продольный разрез уплотнения вала трубокомпрессора, а на фиг. 2 и 4 вид А фиг. 1 с различными вариантами размещения окружностей, на которых расположены начала радиусов Rс боковых рабочих и нерабочих кромок спиральных канавок.

Уплотнение вала турбокомпрессора, содержащее аксиально-подвижное уплотнительное кольцо 1, установленное в корпусе 2, и вращающееся уплотнительное кольцо 3, установленное на валу 4, и имеющие на периферии торцовой уплотнительной поверхности одного из них спиральные канавки 5, боковые рабочие 6 и нерабочие 7 кромки которых выполнены по радиусу Rс, определяемому выражением: причем начала радиусов Rс рабочих и нерабочих кромок спиральных канавок расположены на окружности, радиус r которой определяется согласно формуле: а угол между точками, с которых проводятся рабочие и нерабочие кромки спиральных канавок, составляет: где Rн и Rв - наружный и внутренний радиусы участка уплотнительного кольца, на котором выполнены спиральные канавки; - угол наклона рабочей кромки на входе в спиральную канавку, при этом = 14o 5o; - угол наклона рабочей кромки на выходе спиральной канавки, при этом = 18o 5o; n - число спиральных канавок.

Спиральные канавки 5 отделены друг от друга перемычками 8, а от полости низкого давления уплотнительным пояском 9. Ширина ln перемычек 8, в зависимости от рабочей частоты вращения ротора 4 и от параметров газовой смазки, может быть меньше, равна или больше ширины lс спиральных канавок 5.

Предварительное поджатие аксиально-подвижного уплотнительного кольца 1 к вращающемуся уплотнительному кольцу 3 осуществляется пружинами 10, а их герметизация от перетечек по нерабочим поверхностям - уплотнительными элементами 11 и 12, соответственно. Вращающееся кольцо 3 удерживается от проворота относительно вала штифтом 13, а аксиально-подвижное кольцо 1 стопорится от проворота относительно корпуса штифтом 14.

Кроме того, начала радиусов Rс нерабочих кромок 7 спиральных канавок 5 могут быть расположены на окружности, радиус rн которой определяется по формуле: Уплотнение вала турбокомпрессора работает следующим образом. В исходном положении кольца 1 и 3 прижаты друг к другу с помощью пружин 10. Газ, находящийся перед узлами уплотнений, удерживается от перетечек через зазоры между корпусом и кольцом 1, а также между валом и кольцом 3 уплотнительными элементами 11 и 12, соответственно. Сила, раскрывающая уплотнительный стык, меньше газостатической силы, прижимающей уплотнительные кольца 1 и 3 друг к другу, при этом уплотнительный поясок 9 контактирует с уплотнительной торцовой поверхностью ответного кольца и препятствует проникновению газа из полости высокого давления в полость низкого давления, чем обеспечивается герметизация уплотнительного стыка.

При вращении вала 4 газ захватывается спиральными канавками и подается к центру торцовых уплотнительных поверхностей колец и 1 и 3, где, встречая сопротивление уплотнительных перемычек 8 и уплотнительного пояска 9, сжимается. Возникающая при этом результирующая газодинамическая сила увеличивает силу, раскрывающую уплотнительный стык, и при определенной частоте вращения ротора происходит разделение уплотнительных поверхностей и уплотнение начинает работать без контакта. При этом кольца занимают некоторое равновесное положение.

Увеличение зазора между кольцами 1 и 3 приведет к уменьшению результирующей газодинамической силы и нарушению баланса сил, действующих на аксиально-подвижное кольцо 1, в результате чего последнее сместится в сторону уменьшения зазора.

Выполнение боковых рабочих и нерабочих кромок спиральных канавок по радиусу Rс, при условии если начала этих радиусов расположены на окружности с радиусом r, позволит обеспечить с учетом рабочей частоты вращения и параметров газовой среды их номинальную напорность в широком диапазоне давлений рабочей среды.

Изменяя угол между точками, с которых производятся радиусы рабочих и нерабочих кромок спиральных канавок: - от когда ширина lni перемычки будет равна ширине lci спиральной канавки на том же текущем радиусе; - до когда расширяется спиральная канавка, но уменьшается ширина ln перемычки, т.е. увеличивается количество газа, поступающего в канавку, но увеличиваются его перетечки; - а также до когда расширяется перемычка, а сужается спиральная канавка, т.е. уменьшается количество газа, поступающего в канавку, но и уменьшаются его перетечки; позволит обеспечить их оптимальную напорность и, следовательно, оптимальную величину рабочего зазора в широком диапазоне рабочих параметров.

При расположении начала радиусов Rс нерабочих кромок спиральных канавок на окружности с радиусом rн обеспечивается расширение входного участка спиральных канавок при более интенсивном сужении ее ширины с уменьшением текущего радиуса. В этом случае наибольшее количество газа поступает в спиральную канавку, где происходит его интенсивное сжатие, при этом обеспечивается максимальная напорность спиральных канавок, а также бесконтактная работа уплотнительной пары при минимальной частоте вращения ротора турбомашины.

Выполнение углов наклона рабочей кромки спиральных канавок на входе и на выходе в диапазоне = 14o 5o и = 18o 5o, соответственно, обеспечивает оптимальный угол атаки этой кромки, чем достигается максимальная напорность спиральных канавок.

Таким образом заявляемое техническое решение по сравнению с прототипом и другими известными техническими решениями обладает значительными технико-экономическими преимуществами, заключающимися в повышении надежности уплотнительного узла путем поддержания номинального рабочего зазора между уплотнительными кольцами в широком диапазоне частот вращения, а также в возможности широкого промышленного применения уплотнений такой конструкции в качестве концевых уплотнительных узлов центробежных компрессоров, перекачивающих агрессивные, взрывоопасные, токсичные и другие газы.

Источники информации 1. Уплотнения и уплотнительная техника: Справочник./Л.А.Кондаков, А.И. Голубев, В. Б.Овандер и др. - М.: Машиностроение, 1986. - 464 с. (стр. 271, рис. 8, 39).

2. Патент США N 4212475, М. кл. F 16 J 15/34, 1979 г.

3. Газовые опоры трубомашин /Г.А.Лучин, Ю.В.Пешта, А.И.Снопов. М.: Машиностроение, 1989. - 240с. (стр. 51, 55).

Формула изобретения

1. Уплотнение вала турбокомпрессора, содержащее аксиально-подвижное кольцо с нажимным устройством и вращающееся уплотнительное кольцо, причем на торцевой уплотнительной поверхности одного из них выполнены спиральные напорные канавки, отличающееся тем, что рабочие и нерабочие кромки спиральных канавок выполнены по радиусу Rc, определяемому выражением: причем начала радиусов Rc рабочих и нерабочих кромок спиральных канавок расположены по окружности, радиус r которой определяется согласно формуле а угол между точками, с которых проводятся рабочие и нерабочие кромки спиральных канавок составляет где Rн и Rв - наружный и внутренний радиусы участка уплотнительного кольца, на котором выполнены спиральные канавки; - угол наклона рабочей кромки на входе в спиральную канавку, при этом = 14 5o; - угол наклона рабочей кромки на выходе спиральной канавки, при этом = 18 5o; n - число спиральных канавок.

2. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что начала радиусов Rc нерабочих кромок спиральных канавок расположены на окружности, радиус rн которой определяется по формуле г

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

NF4A Восстановление действия патента

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.05.2011

Дата публикации: 27.05.2011