Бронированная ремонтно-эвакуационная машина

Реферат

 

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина содержит грузоподъемный кран, установленный на корпусе посредством опорно-поворотного устройства с зубчатым венцом, и механизм поворота крана с приводной шестерней, закрепленный на корпусе машины. Выходной вал механизма поворота снабжен пальцем, взаимодействующим с приводной шестерней посредством полой сферической проставки с цилиндрическими выступами. Оси выходного вала и цилиндрических выступов взаимно перпендикулярны. Цилиндрические выступы полой сферической проставки размешены во вкладышах, установленных в продольных пазах приводной шестерни. Снабжение выходного вала механизма поворота грузоподъемного крана качающейся шестерней позволяет исключить заклинивание в зубчатой паре без дополнительного усиления установки опорно-поворотного устройства на корпусе, что повышает надежность работы грузоподъемного крана без увеличения массы бронированной ремонтно-эвакуационной машины. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Заявляемое техническое решение относится к области оборонной техники, преимущественно к объектам бронетанковой техники, снабженным грузоподъемными крановыми установками.

Широко известны машины, содержащие грузоподъемные краны, установленные на корпусе, и механизмы поворота, обеспечивающие поворот крана в горизонтальной плоскости.

Наиболее близкими по технической сущности и достигаемому положительному эффекту к заявленному устройству является бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ - 1 (см. Изделие 608. Техническое описание 608. ТО - 2, Москва, ВИ МО, 1984, с. 287-290), содержащая грузоподъемный кран с опорно-поворотным устройством, установленный на крыше корпуса, и механизм поворота с приводной шестерней, установленной на шлицах выходного вала. Механизм поворота закреплен на борту и лобовом листе корпуса машины. Такое конструктивное решение обеспечивает работоспособность грузоподъемного крана, но вызывает необходимость жесткой установки опорно-поворотного устройства крана за счет увеличения массы корпуса, что допустимо для машин на тяжелых, например, танковых шасси. Однако установка грузоподъемного крана на легких плавающих машинах, например на базе БМП, БТР и др., с тонкостенными корпусами не позволяет обеспечить параллельность оси опорно-поворотного устройства с осью приводной шестерни при повороте загруженного крана из-за упругой деформации крыши корпуса в месте заделки опорно-поворотного устройства и перемещений в пределах установочных зазоров в конструкции опорно-поворотного устройства. Изменение угла между осью приводной шестерни в зависимости от угла поворота стрелы грузоподъемного крана вызывает заклинивание в зубчатой паре, тем самым снижает надежность конструкции, особенно при круговом повороте крана с максимальными грузами.

Задачей заявляемого технического решения является уменьшение массы и повышение надежности работы.

Указанная задача решается тем, что в бронированной ремонтно-эвакуационной машине, содержащей грузоподъемный кран и механизм поворота крана с приводной шестерней, закрепленный на корпусе машины, выходной вал механизма поворота снабжен пальцем, взаимодействующим с приводной шестерней посредством полой сферической проставки с цилиндрическими выступами, оси пальца выходного вала и цилиндрических выступов взаимно перпендикулярны, а цилиндрические выступы полой сферической проставки размещены во вкладышах, установленных в продольных пазах приводной шестерни.

Сравнение заявляемого технического решения с прототипом показывает, что оно отличается от прототипа тем, что выходной вал механизма поворота снабжен пальцем, взаимодействующим с приводной шестерней посредством полой сферической проставки с цилиндрическими выступами, причем оси пальца выходного вала и цилиндрических выступов взаимно перпендикулярны, а цилиндрические выступы полой сферической проставки размещены во вкладышах, установленных в продольных пазах приводной шестерни.

Снабжение выходного вала механизма поворота пальцем, взаимодействующим с приводной шестерней посредством полой сферической проставки с цилиндрическими выступами, позволяет менять угол наклона приводной шестерни относительно выходного вала механизма поворота в зависимости от наклона зубчатого венца опорно-поворотного устройства крана, что исключает заклинивание в зубчатой паре при повороте грузоподъемного крана в горизонтальной плоскости без усиления и ужесточения корпуса машины, что в конечном счете повышает надежность работы и снижает массу. Кроме того, копирование угла наклона оси зубчатого венца опорно-поворотного устройства приводной шестерней обеспечивает наибольшее пятно контакта в зубчатой паре, что увеличивает контактную прочность зубьев без точной регулировки зацепления.

Выполнение осей пальца выходного вала и цилиндрических выступов полой сферической проставки взаимно перпендикулярными обеспечивает одинаковый наклон приводной шестерни относительно выходного вала во все стороны, что позволяет передавать крутящий момент от приводной шестерни к зубчатому венцу опорно-поворотного устройства при круговом повороте грузоподъемного крана.

Размещение цилиндрических выступов полой сферической проставки во вкладышах, установленных в продольных пазах приводной шестерни, увеличивает поверхность взаимодействия цилиндрических выступов с шестерней, что снижает контактные напряжения и повышает надежность конструкции.

Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображена установка грузоподъемного крана, на фиг. 2 - установка приводной шестерни механизма поворота, на фиг. 3 - сечение по оси пальца выходного вала.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина содержит грузоподъемный кран 1, установленный на крыше 2 корпуса 3 посредством опорно-поворотного устройства, выполненного в виде погона 4 с зубчатым венцом 5, в зацеплении с которым находится приводная шестерня 6 механизма поворота 7. Механизм поворота 7 закреплен на корпусе 3 и содержит выходной вал 8, снабженный пальцем 9, установленным в отверстия выходного вала 8 и полой сферической проставки 10. Полая сферическая проставка 10 выполнена с цилиндрическими выступами 11, которые размещены во вкладышах 12, установленных в продольных пазах приводной шестерни 6. Сверху шестерня закрыта крышкой 13, взаимодействующей с полой проставкой 10 и ограничивающей перемещение приводной шестерни 6 вдоль оси выходного вала 8.

При подъеме груза грузоподъемным краном 1 за счет упругой деформации крыши 2 и зазоров в опорно-поворотном устройстве происходит наклон оси зубчатого венца 5, зубья которого, упираются в зубья приводной шестерни 6. Для зубьев эвольвентного зацепления контакт происходит диаметрами делительных окружностей, и место контакта смещается к краю шестерни 6. Приводная шестерня 6 наклоняется, поворачиваясь вокруг оси цилиндрических выступов 11, или вместе с полой сферической проставкой 10 вокруг оси пальца 9, или одновременно вокруг обеих осей в зависимости от первоначального положения вала 8. При повороте крана 1 происходит изменение угла оси зубчатого венца 5 опорно-поворотного устройства относительно оси выходного вала 8 механизма поворота 7 и постоянное отслеживание этого угла приводной шестерней 6 за счет качания ее вокруг пальца 9 и цилиндрических выступов 11.

Такое техническое решение за счет снабжения выходного вала механизма поворота грузоподъемного крана качающейся шестерней позволяет исключить заклинивание в зубчатой паре без дополнительного усиления установки опорно-поворотного устройства на корпусе, что повышает надежность работы грузоподъемного крана без увеличения массы бронированной ремонтно-эвакуационной машины.

Формула изобретения

1. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина, содержащая грузоподъемный кран с опорно-поворотным устройством, содержащим зубчатый венец, и механизм поворота крана с приводной шестерней, закрепленный на корпусе машины, отличающаяся тем, что выходной вал механизма поворота снабжен пальцем, установленным с возможностью взаимодействия с приводной шестерней посредством полой сферической проставки с цилиндрическими выступами, причем оси пальца выходного вала и цилиндрических выступов взаимно перпендикулярны.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что цилиндрические выступы полой сферической проставки размещены во вкладышах, установленных в продольных пазах приводной шестерни.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3