Способ оценки технического состояния машины

Реферат

 

Изобретение относится к технической диагностике и может быть применено для оценки технического состояния машины, например двигателя внутреннего сгорания, путем контроля виброакустического сигнала в избранной полосе спектра вибрации при работе двигателя на заданном режиме. Определяют центр тяжести плоской фигуры, образованной виброграммой, и по величине и направлению смещения центра тяжести относительно эталонного выявляют вид и величину неисправности. Изобретение позволяет повысить точность распознавания неисправностей. 2 ил.

Изобретение относится к технической диагностике.

Известен способ оценки технического состояния машины, например двигателя внутреннего сгорания, путем контроля виброакустического сигнала в избранной полосе спектра вибраций на заданном режиме работы (см. Надежность и эффективность в технике. Справочник. т. 9. М.Машиностроение. 1987 с. 219 - 234).

Недостатком данного способа является то, что одиночный возмущающий фактор вызывает изменение уровней амплитуд всех частот составляющих спектра. Сочетание нескольких возмущений приводит к сложному изменению спектра. Уровень сигнала одних частот увеличивается, а других уменьшается, что обуславливает невысокую точность распознавания неисправностей.

Сущность изобретения Задача настоящего изобретения - повышение точности распознавания неисправностей.

Для решения этой задачи определяют центр тяжести плоской фигуры, образованной виброграммой, и по величине и направлению смещения центра тяжести относительно эталонного выявляют вид и величину неисправности.

Изобретение поясняется фиг. 1 и 2.

Фиг. 1 - способ оценки технического состояния машины.

Схема подключения измерительной аппаратуры к контролируемому объекту.

Фиг. 2 - способ оценки технического состояния машины.

Пример разбивки спектра вибрации на прямоугольные элементы.

На фигурах изображены: 1. Контролируемая машина.

2. Виброприемник.

3. Предусилитель.

4. Анализируемая аппаратура.

5. Шифратор.

6. Перфоратор ленточный.

7. Аналого-цифровой преобразователь.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения.

При реализации способа контролируемую машину устанавливают на испытательный стенд и задают ей определенный скоростной и нагрузочный режимы, например n = 1200 об/мин, Mкр = 0. Съем вибросигнала и его обработка осуществляется при помощи виброизмерительной, анализирующей и регистрирующей аппаратуры, выпускаемой отечественными приборными заводами.

Применение способа.

В процессе работы машины 1 на испытательном стенде вследствие действия внешних и внутренних силовых факторов, а также наличия зазоров в кинематических парах детали машины соударяются, что вызывает упругие колебания сопрягающихся деталей и корпуса машины. Упругие колебания воспринимаются виброприемником 2 и через предусилитель 3 передаются на анализирующую аппаратуру 4. Посредством кодирующей аппаратуры, а именно аналого-цифрового преобразователя 7, шифратора 5 и ленточного перфоратора 6, уровни сигналов фиксируют на каждой измеряемой частоте. Затем по разработанному на основании конкретных данных алгоритму при помощи электронно-вычислительной машины определяют координаты центра тяжести плоской фигуры (см. фиг. 2) и по величине и направлению смещения центра тяжести относительно выявляют вид и величину неисправности.

Библиографические данные источников информации, содержащие приведенные аналоги 1. Прототип. Надежность и эффективность в технике. Справочник т. 9. Машиностроение. 1987. с. 219-234.

Формула изобретения

Способ оценки технического состояния машины, например двигателя внутреннего сгорания, путем контроля виброакустического сигнала в избранной полосе спектра вибрации на заданном режиме работы, отличающийся тем, что определяют центр тяжести плоской фигуры, образованной виброграммой, и по величине и направлению смещения центра тяжести относительно эталонного выявляют вид и величину неисправности.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2