Гибкое запорно-пломбировочное устройство с радиодатчиком

Реферат

 

Гибкое запорно-пломбировочное устройство с радиодатчиком имеет повышенную надежность и содержит металлический трос, один конец которого обжат контрольной шайбой, а другой конец, проходя через два отверстия плашки и образуя дугообразную петлю, фиксируется пломбой. Плашка выполнена в виде основания и крышки, между которыми размещен радиодатчик, состоящий из источника питания с преобразователем энергии внешних источников в электрическую, формирователя кодовой посылки, передатчика, антенны и двух датчиков положения троса. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к охранным устройствам, которые используются для защиты дверей грузовых транспортных средств, контейнеров, складских помещений и т.п. от несанкционированного проникновения в них посторонних лиц.

Известно запорно-пломбировочное устройство, содержащее металлический трос, один конец которого обжат контрольной шайбой, а другой конец, проходя через два отверстия плашки и образуя дугообразную петлю, фиксируется пломбой [1].

Известна самостопорящаяся пломба, содержащая корпус с торцевыми крышками с центральными осевыми отверстиями и внутренней конической полостью, в которой расположен сепаратор с центральным осевым отверстием и шариками для взаимодействия с застопориваемым элементом, преимущественно тросом, на одном конце которого закреплена втулка для взаимодействия с корпусом, при этом сепаратор выполнен конической формы и установлен в корпусе неподвижно, вдоль образующих сепаратора выполнены пазы, в которых установлены подпружиненные упоры для указанных шариков [2].

Известно также универсальное гибкое запорно-пломбировочное устройство, включающее отрезок троса и фиксирующие его элементы, размещенные в корпусе, при этом фиксирующие элементы выполнены с возможностью жесткого замыкания двух концов отрезка троса посредством взаимодействия с их боковыми поверхностями своей внутренней поверхностью, и дополнительно снабженное пломбирующим элементом [3].

Ближайшим аналогом является устройство [1].

Недостатком вышеуказанных запорно-пломбировочных устройств являются: - низкая защищенность от имитации исправного состояния запорно-пломбировочного устройства после его разрушения и несанкционированного вскрытия защищаемого объекта; - высокая трудоемкость работ по контролю целостности запорно-пломбировочного устройства в процессе транспортировки грузов и невозможность организации "безлюдной" технологии по автоматизированному учету движения транспортных средств и грузов.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в следующем: предложено гибкое запорно-пломбировочное устройство с радиодатчиком, именуемое в дальнейшем ЗПУ, содержащее металлический трос, один конец которого обжат контрольной шайбой, а другой конец, проходя через два отверстия плашки и образуя дугообразную петлю, фиксируется пломбой, отличающееся тем, что плашка выполнена в виде основания и крышки, между которыми размещен радиодатчик, состоящий из источника питания с преобразователем энергии внешних источников в электрическую, формирователя кодовой посылки, передатчика, антенны и двух датчиков положения троса. Каждый из двух датчиков положения троса выполнен в виде полой втулки из изоляционного материала, в которую встроены по два встречно-расположенных ножевидных контакта в верхней и нижней части втулки, расположенные параллельно торцу втулки, при этом точки касания контактов с тросом находятся в одной диаметральной плоскости, втулки датчиков расположены параллельно друг другу и перпендикулярно основанию плашки, а их диаметральные плоскости, в которых находятся точки контактирования с тросом, совпадают. Контакты во втулках расположены таким образом, что за счет упругих свойств троса обеспечивается замыкание через трос левого верхнего и правого нижнего контактов левой втулки и правого верхнего и левого нижнего контактов правой втулки и отсутствие замыкания через трос левого нижнего и правого верхнего контактов левой втулки и левого верхнего и правого нижнего контактов правой втулки. Для обеспечения надежного контактирования с тросом в условиях эксплуатации кромки контактов имеют ножевидную форму. В одной из втулок закреплен датчик вторичной установки троса, состоящий из металлического корпуса, установленного в нем штока из изоляционного материала, фиксирующего проволочного штифта, цилиндрической пружины и двух нормально-разомкнутых контактов. Выходная информация, передаваемая по радиоканалу и содержащая сведения о кодах станций грузоотправителя, грузополучателя и т.п., содержит дополнительно информацию о целостности ЗПУ.

Передача информации радиодатчиком по радиоканалу возможна только при воздействии на ЗПУ энергии внешних источников.

Предлагаемое устройство повышает защищенность ЗПУ от имитации исправного состояния после его разрушения при нарушении целостности петли троса (при съеме ЗПУ с проушин запирающего узла) с последующей имитацией исправного состояния троса или при замене троса.

В первом случае технический результат достигается за счет того, что упругие свойства троса при нарушении его целостности изменяются, при этом замыкаемые тросом контакты образуют комбинацию, отличающуюся от комбинации контактов при исправном тросе, и выходная информация по радиоканалу передается с признаком нарушения целостности ЗПУ.

Во втором случае технический результат достигается тем, что во втулку одного из датчиков положения троса дополнительно введен датчик вторичной установки троса, который срабатывает при замене троса в процессе эксплуатации. При этом выходная информация по радиоканалу выдается также с признаком нарушения ЗПУ.

Отсутствие информации с охраняемого объекта, на котором было установлено ЗПУ, свидетельствует о нарушении целостности плашки или отсутствии ЗПУ в целом, что фиксируется стационарном или переносным приемным устройством.

Предлагаемое ЗПУ снижает трудоемкость и повышает достоверность работ по контролю целостности ЗПУ в процессе транспортирования грузов, а также позволяет организовать автоматизированный учет движения транспортных средств и грузов. Технический результат при этом достигается за счет того, что транспортная магистраль оборудуется постами контроля, обеспечивающими подачу энергии на ЗПУ от внешних источников и прием передаваемой по радиоканалу выходной информации от ЗПУ при движении транспортных средств мимо поста контроля, что позволяет организовать дистанционный автоматизированный контроль целостности ЗПУ, исключив тем самым ручной труд.

На фиг. 1 изображено ЗПУ в положении окончательной сборки, на фиг. 2 - структурная схема радиодатчика.

ЗПУ состоит из металлического троса 1 с жестко закрепленной контрольной шайбой 2, пломбы 3 и плашки, выполненной в виде крышки 4, основания 5, между которыми размещен радиодатчик. В состав радиодатчика (фиг. 2) входят датчики положения троса 1, 2, датчик вторичной установки троса 3, источник питания 7 с преобразователем энергии внешних источников в электрическую 8, формирователь кодовой посылки 4, передатчик 5, антенна 6.

Конструктивно составные части радиодатчика выполнены следующим образом: каждый из датчиков положения троса (фиг. 1) состоит из втулки 7 и четырех ножевидных контактов 8; датчик вторичной установки троса состоит из металлического корпуса 9, штока из изоляционного материала 10, цилиндрической пружины 11, фиксирующего проволочного штифта 12 и контактного устройства в виде двух нормально-разомкнутых контактов 13; источник питания, формирователь кодовой посылки и передатчик, составляющие электронный модуль, размещены на печатной плате 14. На передней стенке плашки в зоне 6 размещены преобразователь энергии внешних источников в электрическую и антенна.

При установке ЗПУ на охраняемый объект свободный конец троса 1 пропускают снизу через один из датчиков положения троса плашки, проушины запирающего узла 15 и сверху через другой датчик положения троса так, чтобы образующаяся при этом петля имела внутренний диаметр не менее межцентрового расстояния втулок, на свободный конец троса надевают самостопорящуюся пломбу 3. Трос за счет своих упругих свойств замыкает между собой левый верхний и правый нижний контакты левой втулки и правый верхний и левый нижний контакты правой втулки и не замыкает левый нижний и правый верхний контакты левой втулки и левый верхний и правый нижний контакты правой втулки.

Одновременно при пропускании троса через втулку, в которой размещен датчик вторичной установки троса (фиг. 1, сечение А-А, вид Б), шток 10 под действием троса смещается, срезает фиксирующий проволочный штифт 12 и под действием пружины 11 удерживается в смещенном положении, при этом контакты 13 датчика вторичной установки троса разомкнуты.

При таком расположении троса относительно датчиков 1, 2, 3 (фиг. 2) в кодовой посылке формирователя 4 радиодатчика выдается признак исправности ЗПУ. Частота передатчика 5, модулированная кодом формирователя 4, излучается антенной 6 и передается по радиоканалу.

При любой другой комбинации контактов датчиков 1, 2, замыкаемых между собой тросом (например, при разрушении троса и последующей имитации его целостности), кодовая посылка формируется с признаком нарушения целостности ЗПУ.

Кодовая посылка с признаком нарушения целостности ЗПУ формируется также и в случае замены троса. После извлечения троса из ЗПУ шток 10 датчика вторичной установки троса (фиг.1) под действием пружины 11 перемещается на место, ранее занимаемое тросом, и освобождает верхний контакт (вид Б), который под действием пружинных сил перемещается вниз и замыкается с нижним неподвижным контактом. При этом диаметр штока, размеры подвижного контакта и глубина его хода выбраны такими, что повторная установка троса не приведет к размыканию контактов датчика.

Запись служебной информации в формирователь кодовой посылки о станциях отправления, назначения, грузоотправителе, грузополучателе и т.д. производится контактным или бесконтактным способом при установке ЗПУ на объект.

Таким образом, предлагаемое ЗПУ во-первых, позволяет контролировать несанкционированное вскрытие охраняемых грузов и объектов; во-вторых, организовать "безлюдную" технологию по контролю исправности ЗПУ в процессе транспортировки грузов. Например, применение таких ЗПУ на железной дороге позволит автоматизировать и свести в единую компьютерную сеть учет движения транспортных средств и грузов, а также позволит своевременно выявить факты нарушения целостности ЗПУ и локализовать те участки маршрута, на которых произошло указанное нарушение.

Изготовленные образцы ЗПУ, в которых в качестве преобразователя энергии внешнего источника использовались фотоэлементы, прошли с положительным результатом стендовые механические и климатические испытания в условиях, соответствующих условиям эксплуатации, с использованием специального стационарного приемного оборудования.

Источники информации: 1. Рекламный листок на пломбу-запор "Спрут-Универсал" (вариант В) (или патент РФ N 2098585).

2. RU, патент 2072929, B 61 D 49/00, 05.05.97.

3. RU, патент 2104910, B 65 D 55/06 от 16.05.96.

Формула изобретения

1. Гибкое запорно-пломбировочное устройство, содержащее металлический трос, один конец которого обжат контрольной шайбой, а другой конец, проходя через два отверстия плашки и образуя дугообразную петлю, фиксируется пломбой, отличающееся тем, что плашка выполнена в виде основания и крышки, между которыми размещен радиодатчик, состоящий из источника питания с преобразователем энергии внешних источников в электрическую, формирователя кодовой посылки, передатчика, антенны и двух датчиков положения троса.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый из двух датчиков положения троса выполнен в виде полой втулки из изоляционного материала, в которую встроены по два встречно расположенных ножевидных контакта в верхней и нижней частях втулки, расположенных параллельно торцу втулки, при этом точки касания контактов с тросом находятся в одной диаметральной плоскости, втулки датчиков расположены параллельно друг другу и перпендикулярно основанию плашки, а их диаметральные плоскости, в которых находятся точки контактирования с тросом, совпадают.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что контакты во втулках расположены так, что за счет упругих свойств троса обеспечивается замыкание через трос левого верхнего и правого нижнего контактов левой втулки и правого верхнего и левого нижнего контактов правой втулки и отсутствие замыкания через трос левого нижнего и правого верхнего контактов левой втулки и левого верхнего и правого нижнего контактов правой втулки.

4. Устройство по пп.2 и 3, отличающееся тем, что в одной из втулок закреплен датчик вторичной установки троса, состоящий из металлического корпуса, установленного в нем штока из изоляционного материала, фиксирующего проволочного штифта, цилиндрической пружины и двух нормально разомкнутых контактов.

5. Устройство по пп.1 - 4, отличающееся тем, что информация передается радиодатчиком по радиоканалу на приемное устройство только при воздействии на гибкое запорно-пломбировочное устройство энергии внешних источников.

6. Устройство по пп.1 - 5, отличающееся тем, что передаваемая по радиоканалу выходная информация содержит дополнительно информацию о целостности гибкого запорно-пломбировочного устройства.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2