Автомобильная дорога и способ эксплуатации автомобильной дороги с ее ремонтом и реконструкцией
Реферат
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при возведении и эксплуатации автомобильных дорог. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в оптимизации конструкции, функциональных возможностей дороги, а также способа ее эксплуатации, ремонта и реконструкции, обеспечении возможности сокращения трудо- и материалозатрат, а также эксплуатационных затрат, а также оптимального подбора состава используемого асфальтобетона, режимов осуществления отдельных операций и способа эксплуатации с ремонтом и реконструкцией в целом, а также повышении пропускной способности при одновременном улучшении экологической обстановки и долговечности безопасного функционирования дороги и возрастании длительности межремонтных периодов. Новым в конструкции дороги является то, что покрытие выполняют из горячей плотной асфальтобетонной смеси, содержащей щебень габбро-диабазовый, или известняковый, или гранитный фракции 12-18 мм и фракции 5-12 мм, смесь природного песка с отсевом дробления габбро-диабазового, или известнякового, или гранитного щебня фракции 4,0-8,0 мм и фракции до 4,0 мм, известняковый минеральный порошок, полимербитумное вяжущее и катионоактивную добавку аминного типа при приведенном соотношении компонентов в мас. %. Новым в способе эксплуатации автомобильной дороги с ее ремонтом и/или реконструкцией является то, что при выполнении всех видов ремонта: текущего, и/или среднего, и/или капитального, и/или в процессе реконструкции, и/или восстановления дороги, - по крайней мере верхние слои или верхний слой покрытия выполняют из горячей плотной асфальтобетонной смеси приведенного состава. 2 с. и 23 з.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при возведении и эксплуатации автомобильных дорог.
Известна автомобильная дорога, содержащая земляное полотно, дорожную одежду, состоящую из основания и покрытия с разметкой проезжей части, разделительную линию или полосу и/или стенку, ограждения, искусственные сооружения: пересечения с другими автодорогами и/или магистралями, в том числе транспортные развязки со съездами, наземные, и/или подземные, и/или надземные пешеходные переходы, систему водоотвода с кюветами, и/или лотками, и/или водопропускными трубами, системы освещения, регулирования и безопасности движения, в том числе системы световой сигнализации, дорожные знаки, телекоммуникации, посты ГИБДД, а также системы сервиса, инфраструктуры и экологической безопасности (см. например, Арутюнов B.C. Новые технологии дорожного строительства в условиях Москвы, ж. Транспортное строительство, 1997, N 9, с. 21, 22). Это решение является наиболее близким к заявленному в части конструкции автомобильной дороги и принято в качестве наиболее близкого аналога. Известен также способ эксплуатации автомобильной дороги с ее ремонтом и/или реконструкцией, включающей периодическую очистку от пыли, грязи, снега, льда дорожного полотна, дорожных знаков, поддержание в рабочем состоянии всех видов сигнализации, в том числе систем регулирования движения потоков транспорта, операции по выполнению ремонта и/или реконструкции, и/или восстановления земляного полотна, и/или дорожной одежды, и/или покрытия проезжей части, и/или искусственных сооружений в составе дороги, систем водоотвода и освещения, площадок и остановок для транспорта, обеспечение бесперебойной работы дорожной службы, служб инспектирования безопасности дорожного движения и систем наблюдения, ограничение, и/или временный перевод, и/или временное перекрытие транспортных потоков при возникновении экстремальных ситуаций, поддержание требуемого, в том числе и по условиям экологии, состояния откосов, в том числе укрепленных травосеянием и/или искусственными элементами (см. например, Сиденко В.М., Лихович С.И. Эксплуатация автомобильных дорог. Москва, Транспорт, 1976, с. 176-230). Этот способ является наиболее близким к заявленному способу эксплуатации автомобильной дороги с ее ремонтом и реконструкцией и принят в качестве наиболее близкого аналога. Недостатками известных решений являются невысокая пропускная способность транспорта, неудовлетворяющая возросшим потребностям дорожного движения, необходимость проведения частых ремонтных работ, устаревшие конструкции развязок и других искусственных сооружений, также неудовлетворяющих возросшим потребностям дорожного движения, ухудшение экологической обстановки. Задачей настоящего изобретения является оптимизация конструкции, функциональных возможностей дороги, а также способа ее эксплуатации, ремонта и реконструкции, обеспечение возможности сокращения трудо- и материалозатрат, а также эксплуатационных затрат, а также обеспечение возможности оптимального подбора состава используемого асфальтобетона, режимов осуществления отдельных операций и способа эксплуатации с ремонтом и реконструкцией в целом, а также повышение пропускной способности дороги при одновременном улучшении экологической обстановки и долговечности безопасного функционирования дороги и возрастании длительности межремонтных периодов. Задача в части конструкции автомобильной дороги решается за счет того, что в автомобильной дороге, содержащей земляное полотно, дорожную одежду, состоящую из основания и покрытия с разметкой проезжей части, разделительную линию, или полосу, и/или стенку, ограждения, искусственные сооружения: пересечения с другими автодорогами и/или магистралями, в том числе транспортные развязки со съездами, наземные, и/или подземные, и/или надземные пешеходные переходы, систему водоотвода с кюветами, и/или лотками, и/или водопропускными трубами, системы освещения, регулирования и безопасности движения, в том числе системы световой сигнализации, дорожные знаки, телекоммуникации, посты ГИБДД, а также системы сервиса, инфраструктуры и экологической безопасности, согласно изобретению, покрытие выполнено из горячей плотной асфальтобетонной смеси, содержащей щебень габбро-диабазовый и/или гранитный, или известняковый фракции 12-18 мм и фракции 5-12 мм, смесь природного песка с отсевом дробления габбро-диабазового и/или гранитного, или известнякового щебня фракции 4,0-8,0 мм и фракции до 4,0 мм, известняковый минеральный порошок, полимербитумное вяжущее и катионоактивную добавку аминного типа при следующем соотношении компонентов в мас.%: щебень габбро-диабазовый и/или гранитный, или известняковый: фракции 12-18 мм - 1,0-1,5 фракции 5-12 мм - 27-41 смесь природного песка с отсевом дробления габбро-диабазового и/или гранитного, или известнякового щебня: фракции 4,0-8,0 мм - 15-29,5 фракции до 4 мм - 26-29 известняковый минеральный порошок - 8-12 полимерно-битумное вяжущее - 4,5-5 катионоактивная добавка аминного типа от массы вяжущего - 0,6-0,8 В составе полимерно-битумного вяжущего могут быть использованы преимущественно битумы нефтяные дорожные вязкие марок БНД по ГОСТ 22245-90, и/или битумы марок БН, полимеры: блоксополимеры бутадиена и стирола типа СБС в виде порошка или крошки, и/или ДСТ-30-01 I группы по ТУ 38 103267-80, и/или ДСТ-30Р-01 I группы по ТУ 38 40327-90 Воронежского завода синтетического каучука, и/или их зарубежные аналоги: Финапрен 502 или Финапрен 411 фирмы "Петрофина", и/или Кратон Д 1101, и/или Кратон Д 1184, Кратон Д 1186 фирмы "Шелл", и/или Европрен Сол Т 161 фирмы "Эникем", и/или Калпрен 411 фирмы "Репсол"; пластификаторы: индустриальные масла марок И-20А, и/или И-30А, и/или И-40А, и/или И-50А по ГОСТ 20799-88, сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов по ТУ 38 101582-88 или смеси масла и сырья, причем в составе асфальтобетонной смеси полимерно-битумное вяжущее использовано с физико-механическими свойствами соответственно для марок вяжущего 300, 200, 130, 90, 60, 40: глубина проникания иглы 0,1 мм: при t = 25oC - не менее соответственно 300, 200, 130, 90, 60, 40; при t = 0oC - не менее соответственно 90, 70, 50,40, 32, 25; температура размягчения по кольцу и шару, oC: не ниже соответственно 45, 47, 49, 51, 54, 56; растяжимость, см: при t = 25oC - не менее соответственно 30, 30, 30, 30, 25, 15; при t = 0oC - не менее соответственно 25, 25, 20, 15, 11, 8; температура хрупкости, oC: не выше соответственно -40, -35, -30, -25, -20, -15; эластичность, %: при t = 25oC - не менее соответственно 85, 85, 85, 85, 80, 80; при t = 0oC - не менее соответственно 75, 75, 75, 75, 70, 70; изменение температуры размягчения после прогрева, oC: не более соответственно 7, 7, 6, 6, 5, 5; температура вспышки, oC: не ниже соответственно 220, 220, 220, 220, 230, 230. В качестве катионоактивной добавки может быть использована адгезионная добавка Interlene JN/400-R фирмы "Herchimica" в виде вязкой жидкости с плотностью при 15oC 1,01-1,03 г/см3 температурой вспышки не ниже 180oC, вязкостью по Энглеру при 50oC 9,0-10,0oE в количестве 0,6-0,8% по массе, кроме того, земляное полотно, по крайней мере, на части длины вновь возводимой дороги или реконструируемых участков уширения, и/или участков спрямления, и/или участков разветвления, и/или переходных участков, преимущественно проходящих в насыпи, выполнено из уплотненных песка или непучинистого песчаного грунта, а дорожная одежда - из последовательно снизу вверх уложенных на подготовленное спланированное в выемках или уплотненное и выровненное в насыпях основание земляного полотна слоев: - морозостойкий песок с коэффициентом фильтрации не менее 2 м/сут толщиной 0,5-0,8 м с втопленным в верхнюю его часть слоем щебня, преимущественно известнякового, марки не менее M-600 толщиной не менее 0,10 м; - по крайней мере, один укатанный слой цементобетона марки M-100 на щебне, преимущественно известняковом марки не менее M-600, толщиной 0,10-0,35 м, образующий основание дорожной одежды; - прослойка из битумной эмульсии или помороли; - слой плотного асфальтобетона из горячей мелкозернистой щебеночной смеси типа "А" марки I на дробленном песке, модифицированном битуме и щебне, преимущественно на гранитном, марки не ниже M-1200 толщиной не менее 0,05 м, образующий покрытие. Основание дорожной одежды может быть выполнено из двух слоев укатанного цементобетона марки M-100 с прослойкой из битумной эмульсии или помороли между слоями, покрытие дополнительно может быть снабжено нижним слоем, выполненным из высокопористого асфальтобетона из горячей мелкозернистой щебеночной смеси типа Б марки I, преимущественно на гранитном щебне марки M-800 толщиной не менее 0,07 м. Дорожная одежда, по крайней мере, на части длины, по крайней мере, части съездов может быть выполнена из основания в виде слоя песка толщиной 0,4 м с коэффициентом фильтрации Kф > 2 м/сут, с расположенным поверх него втапливаемым слоем известнякового щебня M-600 толщиной 0,10 м и расположенных поверх щебня двух слоев укатываемого цементобетона, нижний из которых M-100 на известняковом щебне M-600 имеет толщину 0,15 м, а верхний также M-100 на известняковом щебне M-600 - толщину 0,18 м, и расположенного поверх основания покрытия в виде двух слоев плотного асфальтобетона, нижний из которых выполнен из горячей крупнозернистой щебеночной смеси типа Б марки I на дробленом песке, на гранитном щебне M-1200 толщиной 0,12 м, а верхний - из горячей мелкозернистой щебеночной смеси типа А марки I на дробленом песке на модифицированном битуме и гранитном щебне M-1200 толщиной 0,05 м, при этом в зонах расположения обочин слой песка выполнен толщиной, превышающей толщину слоя песка основания проезжей части, и укреплен сверху слоем щебеночного материала толщиной 0,15 м, поверх которого уложен слой плотного асфальтобетона из горячей песчаной смеси типа Г марки I толщиной 0,05 м и слой заклиниваемого щебеночного материала толщиной 0,10 м, причем укрепление каждого кювета выполнено из монолитного бетона толщиной 0,10 м на слое щебня толщиной 0,1 м, а откосы укреплены засевом трав по слою плодородного грунта толщиной 0,15 м. На виражах съездов дорожная одежда может быть выполнена с уклоном в одну сторону, равным 40 , и состоит из основания в виде слоя песка, толщина которого составляет при насыпях высотой большей 1,5 м - 0,30 м, а при насыпях высотой меньшей 1,5 м и в выемках - 0,50 м, и двух слоев укатываемого цементобетона M-100 на известняковом щебне M-600, нижний из которых имеет толщину 0,15 м, а верхний - 0,18 м, и уложенного поверху покрытия в виде двух слоев плотного асфальтобетона, нижний из которых выполнен толщиной 0,07 м из горячей крупнозернистой щебеночной смеси типа Б марки I на дробленом песке, на гранитном щебне M-1200, а верхний - толщиной 0,05 м из горячей мелкозернистой щебеночной смеси типа А марки I на дробленом песке, на модифицированном битуме и гранитном щебне M-1200, причем в зонах расположения обочин толщина слоя песка выполнена превышающей толщину слоя песка в зоне проезжей части, а поверх песка уложен слой щебеночного материала толщиной 0,15 м, причем откосы укреплены засевом трав по слою плодородного грунта толщиной 0,15 м. По крайней мере, часть одних съездов, по крайней мере, на части их длины могут быть выполнены совмещенными с примыкающими к ним участками, по крайней мере, части других съездов, причем на совмещенных участках съездов проезжая часть выполнена двускатной с уклонами в зонах проезжей части равными 20 , а в зонах обочин - 40 , и состоит на проезжей части из основания в виде расположенного с уклоном, равным 30 , слоя песка с Kф > 2 м/сут толщиной 0,30 м при насыпях высотой большей 1,5 м, и толщиной 0,50 м - при насыпях высотой меньшей 1,5 м и в выемках, втопленного в песок известнякового щебня M-600 толщиной 0,10 м и уложенных поверх него двух слоев укатываемого цементобетона M-100 на известняковом щебне M-600, нижний из которых имеет толщину 0,15 м, а верхний - 0,18 м, и уложенного поверх основания покрытия из двух слоев плотного асфальтобетона, нижний из которых выполнен толщиной 0,07 м из горячей крупнозернистой щебеночной смеси типа Б марки I на дробленом песке, на гранитном щебне M-1200, а верхний - толщиной 0,05 м из горячей мелкозернистой щебеночной смеси типа А марки I на дробленом песке, на модифицированном битуме и гранитном щебне M-1200, причем в зонах расположения обочин толщина слоя песка превышает толщину слоя песка в зоне проезжей части, а поверх песка расположен слой щебеночного материала толщиной 0,15 м, при этом кюветы укреплены монолитным бетоном толщиной 0,10 м на слое щебня толщиной 0,1 м, а откосы - засевом трав по слою плодородного грунта толщиной 0,15 м. В системы экологической безопасности могут быть включены шумозащитные экраны и шумозащитные стенки, установленные в местах наибольшего приближения дороги к жилым, и/или общественным, и/или административным, и/или производственным зданиям и комплексам, причем шумозащитные экраны выполнены сборными в виде образующих каркас стоек, установленных на монолитном ленточном или прерывистом фундаменте и заполнения из шумозащитных панелей, содержащих не менее, чем одну перфорированную обшивку и внутренний слой из шумопоглощающего материала, и закрепленных на стойках каркаса, причем на негоризонтальных участках примыкающего к дороге рельефа местности в зоне расположения шумозащитных экранов последние установлены на уступообразно адекватных профилю рельефа фундаментах с перепадом уровней обрезов фундаментов под опирание шумозащитных панелей, выполненных, по крайней мере, у части стоек каркаса по длине шумозащитного экрана, шумозащитные стенки, по крайней мере, частично оперты на монолитный ростверк свайного основания и, по крайней мере, частично выполнены монолитными и снабжены, по крайней мере, на фасадной стороне, обращенной к дороге, декоративной расшивкой, имитирующей разрезку стены на сборные блоки. Ограждения могут быть установлены на проезжей части в зоне разделительной полосы соосно с осевой линией дороги и у обочин, причем ограждения в зоне разделительной полосы выполнены двух типов: на участках дороги, проложенных по земляному полотну, - в виде разделительно-барьерного ограждения из блоков с криволинейной вогнутой поверхностью, обеспечивающей предотвращение заноса и/или выброса автомобилей на встречную полосу движения и исключающей вероятность фронтальных столкновений автомобилей, движущихся в разных направлениях, при этом в конструкцию разделительно-барьерного ограждения вмонтированы опорные части высотно-габаритных мачт освещения, а внутри блоков разделительно-барьерного ограждения, по крайней мере, в нижней половине их высоты, выполнены полости, образующие в совокупности не менее чем один сквозной энергокоммуникационный канал для пропуска кабелей энергоснабжения осветительных систем и/или телекоммуникаций, а в зонах искусственных сооружений ограждения выполнены в виде двух параллельных рядов стоек, размещенных по обе стороны от осевой линии магистрали в пределах разделительной полосы и закрепленных на них со стороны, обращенной к соответствующему транспортному потоку, горизонтально или, по крайней мере, параллельно поверхности проезжей части, непрерывно протяженных отбойных элементов из гофрированных профилей, выполненных из металла, или металлопласта, или из армированных композиционных материалов, а ограждения у обочин дороги, как на участках, проложенных по земляному полотну, так и на искусственных сооружениях выполнены аналогично указанным непрерывно-протяженным отбойным элементам из гофрированных профилей, закрепленных на стойках и снабжены катадиоптрами. Укрепление откосов земляного полотна и/или искусственных сооружений в составе дороги может быть выполнено в виде пластиковых георешеток, в том числе геокаркасов, преимущественно в виде гибкой модульной ячеистой конструкции, на открытых участках откосов, облучаемых солнечной радиацией, заполненных растительным грунтом с посевом трав, а на затененных участках в зоне искусственных сооружений - преимущественно, щебнем и/или цементобетонной смесью, и/или в виде габбионных конструкций из тонкостенных матрасно-откосных и коробчатых упорно-ящиковых структур из сетчатых металлооцинкованных элементов с высокой аэро- и гидропрозрачностью, для откосов водосборных и водоотводящих канав - с заполнением в виде каменной наброски и/или щебня, и/или грунта, в том числе содержащего семена трав, кроме того, откосы земляного полотна, по крайней мере, на части длины между искусственными сооружениями, а также конуса и откосы в зонах реконструируемых и вновь возводимых транспортных развязок снабжены дополнительным укреплением в виде грунтовой смеси с минеральными органическими добавками и семенами трав, либо уложенными и закрепленными органосодержащими волокнистыми матами с предварительно внесенными в них семенами трав и/или других растений. По крайней мере, часть участков земляного полотна в зонах насыпей подходов, стенок устоев искусственных сооружений и/или начальных и конечных участков, преимущественно направленных съездов, могут быть выполнены с анкерными армогрунтовыми элементами, при этом комплексная армогрунтовая конструкция выполнена в виде уплотненных слоев грунта с коэффициентом уплотнения до 0,98, между которыми уложены прослойки геотекстильного материала, преимущественно из ровинговой ткани в виде полотнищ, размещенных с перехлестом, составляющим 15-20 см, при этом для создания обратной фильтрации, по крайней мере, на отдельных участках со стороны устоев под ровинговой тканью уложены дополнительные прослойки дорнита, кроме того, по крайней мере, в местах выемок на линии трассы, и/или на избыточно увлажненных участках насыпи в теле земляного полотна размещены дренирующие слои из песка и/или песчано-гравийной смеси, и/или, по крайней мере, частично в виде гравийной или щебеночной отсыпки. На проезжей части дороги могут быть нанесены сплошные и прерывистые линии дорожной разметки и дорожные знаки и указатели направления и организации движения, а на обочинах и над проезжей частью установлены дорожные знаки и указатели, светофоры и телеметрическая аппаратура, а также указатели километража, причем светофоры и дорожные знаки и указатели установлены на отдельных стойках или рамных Т-образных, или Г-образных, или П-образных опорах с ригелями, преимущественно образующими фермы. Задача в части способа решается за счет того, что в способе эксплуатации автомобильной дороги с ее ремонтом и/или реконструкцией, включающем периодическую очистку от пыли, грязи, снега, льда дорожного полотна, дорожных знаков, поддержание в рабочем состоянии всех видов сигнализации, в том числе систем регулирования движения потоков транспорта, операции по выполнению ремонта и/или реконструкции, и/или восстановления земляного полотна и/или дорожной одежды, и/или покрытия проезжей части, и/или искусственных сооружений в составе дороги, систем водоотвода и освещения, площадок и остановок для транспорта, обеспечение бесперебойной работы дорожной службы, служб инспектирования безопасности дорожного движения и систем наблюдения, ограничение и/или временный перевод, и/или временное перекрытие транспортных потоков при возникновении экстремальных ситуаций, поддержание требуемого, в том числе и по условиям экологии, состояния откосов, в том числе укрепленных травосеянием и/или искусственными элементами, согласно изобретению, при выполнении всех видов ремонта: текущего и/или среднего, и/или капитального, и/или в процессе реконструкции и/или восстановления дороги, по крайней мере, верхние слои или верхний слой покрытия выполняют из горячей плотной асфальтобетонной смеси, содержащей щебень габбро-диабазовый и/или гранитный, или известняковый фракции 12-18 мм и фракции 5-12 мм, смесь природного песка с отсевом дробления габбро-диабазового и/или гранитного, или известнякового щебня фракции 4,0-8,0 мм и фракции до 4,0 мм, известняковый минеральный порошок, полимербитумное вяжущее и катионоактивную добавку аминного типа при следующем соотношении компонентов в мас.%: щебень габбро-диабазовый и/или гранитный, или известняковый: фракции 12-18 мм - 1,0-1,5 фракции 5-12 мм - 27-41 смесь природного песка, с отсевом дробления габбро-диабазового и/или гранитного, или известнякового щебня: фракции 4,0-8,0 мм - 15-29,5 фракции до 4 мм - 26-29 известняковый минеральный порошок - 8-12 полимерно-битумное вяжущее - 4,5-5 катионоактивная добавка аминного типа от массы вяжущего - 0,6-0,8 В качестве катионоактивной добавки могут использовать адгезионную добавку Interlene JN/400-R фирмы "Herchimica" в виде вязкой жидкости с плотностью при 15oC 1,01 - 1,03 г/см3, температурной вспышки не ниже 180oC, вязкостью по Энглеру при 50oC 9,0 - 10,0oE в количестве 0,6-0,8% по массе, причем добавку вводят в готовое вяжущее, которое нагревают до 160oC, добавку подают без нагрева через дозатор из емкости, а затем осуществляют перемешивание якорной мешалкой и циркуляционным насосом в течение 30 - 45 мин до получения однородной смеси. В составе полимерно-битумного вяжущего могут использовать, преимущественно битумы нефтяные дорожные вязкие марок БНД по ГОСТ 22245-90, и/или битумы марок БН, полимеры: блоксополимеры бутадиена и стирола типа СБС в виде порошка или крошки, и/или ДСТ-30-01 I группы по ТУ 38 103267-80, и/или ДСТ-30Р-01 I группы по ТУ 38 40327-90 Воронежского завода синтетического каучука, и/или их зарубежные аналоги: Финапрен 502 или Финапрен 411 фирмы "Петрофина", и/или Кратон Д 1101, и/или Кратон Д 1184, и/или Кратон Д 1186 фирмы "Шелл", и/или Европрен Сол Т 161 фирмы "Эникем", и/или Калпрен 411 фирмы "Репсол"; пластификаторы: индустриальные масла марок И-20А, и/или И-30А, и/или И-40А, и/или И-50А по ГОСТ 20799-88, сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов по ТУ 38 101582-88 или смеси масла и сырья, причем в составе асфальтобетонной смеси полимерно-битумное вяжущее используют с физико-механическими свойствами соответственно для марок вяжущего 300, 200, 130, 90, 60, 40: глубина проникания иглы 0,1 мм: при t = 25oC - не менее соответственно 300, 200, 130, 90, 60, 40; при t = 0oC - не менее соответственно 90, 70, 50, 40, 32, 25; температура размягчения по кольцу и шару, oC: не ниже соответственно 45, 47, 49, 51, 54, 56; растяжимость, см: при t = 25oC - не менее соответственно 30, 30, 30, 30, 25, 15; при t = 0oC - не менее соответственно 25, 25, 20, 15, 11, 8; температура хрупкости, oC: не выше соответственно -40, -35, -30, -25, -20, -15; эластичность, %: при t = 25oC - не менее соответственно 85, 85, 85, 85, 80, 80; при t = 0oC - не менее соответственно 75, 75, 75, 75, 70, 70; изменение температуры размягчения после прогрева, oC: не более соответственно 7, 7, 6, 6, 5, 5; температура вспышки, oC: не ниже соответственно 220, 220, 220, 220, 230, 230. В асфальтобетонной смеси могут использовать щебень мелких фракций, который получают путем дробления габбро-диабазового щебня фракции 20-70 мм Прионежского карьероуправления, преимущественно на дробильно-сортировочной установке типа "Бетас" с показателями физико-механических свойств: для габбро-диабазового щебня фракции 5-10 мм - марки по дробимости M-1400, марки по износу И-1, марки по морозостойкости > F-100, истинной плотности 2,95 г/см; фракции 10-15 мм - марки по дробимости M-1400, марки по износу И-1, марки по морозостойкости >F-100, истинной плотности 3,01 г/см3, с содержанием зерен минерального материала в щебне фракции 10-15 мм и истинной плотности 2,99 г/см3 - диаметром <15 мм - 95%, диаметром <10 мм - 2%, диаметром <5 мм - 0%, в щебне фракции 5-10 мм при тех же условиях - диаметром <10 мм - 99%, диаметром <5 мм - 2,5%, диаметром <2,5 мм - 1/%, а также в асфальтобетонной смеси используют отсев дробления, который получают путем отгрохотки, преимущественно на установке типа "Сведала", в процессе изготовления щебня с содержанием зерен минерального материала истинной плотности 2,99 г/см3 - диаметром <10 мм -99,7%, диаметром <5 мм - 94,9%, диаметром <1,25 мм - 55%, диаметром <0,63 мм - 29,1%, диаметром <0,315 мм - 27%, диаметром <0,14 мм - 18,7%, диаметром <0,071 мм - 12,7%, а также в асфальтобетонной смеси используют песок природный Сычевского горно-обогатительного комбината с истинной плотностью 2,64 г/см3 и содержанием зерен минерального материала диаметром <5 мм - 98,8%, диаметром <2,5 мм - 87,9%, диаметром <1,25 мм - 78,5%, диаметром <0,63 мм - 59,6%, диаметром <0,315 мм - 33,7%, диаметром <0,14 мм - 12,5%, диаметром <0,071 мм - 4,5%, а также в асфальтобетонной смеси используют минеральный порошок известняковый неактивированный, произведенный Домодедовским заводом строительных материалов и конструкций, с истинной плотностью 2,74 г/см3, содержанием зерен минерального материала диаметром мельче 1,25 мм - 100%, диаметром мельче 0,315 мм - 98,5%, диаметром мельче 0,071 мм - 79,5%, пористостью 34,2%, набуханием образцов из смеси порошка с битумом - 0,6%, показателем битумоемкости 47,0 г и влажности в % по массе - 0,1. Уплотнение грунтов земляного полотна могут производить легкими, средними и тяжелыми вибрационными катками: прицепными, буксируемыми тягачом на гусеничном или пневмоколесном ходу, и самоходными, причем песчаные грунты уплотняют как легкими, так и средними, и тяжелыми катками, а глинистые грунты, в том числе комковатые и повышенной влажности - преимущественно тяжелыми катками, преимущественно кулачковыми, со следующими параметрами кулачковых выступов: площадь рабочей поверхности - 100-150 см2, высота - 70-130 см, а уплотнение песчаных и глинистых грунтов с влажностью не большей допустимой, а также верхних слоев насыпей производят вибрационными катками с гладким вальцом, при этом одновременно с уплотнением производят выравнивание поверхности уплотняемого грунта, причем параметры уплотнения, а именно толщину уплотняемого слоя и плотность грунта при оптимальной производительности катка получают в диапазоне рабочих скоростей его движения, составляющем 1,5 - 2,5 км/час при 4 - 8 проходах по одному следу, при этом при положительных температурах воздуха песчаные, преимущественно однородные по гранулометрическому составу, грунты уплотняют с влажностью 6 - 10,5%, а при отрицательных температурах песчаные грунты, в том числе одноразмерные по гранулометрическому составу, уплотняют, преимущественно с влажностью менее 8%, увеличивая количество проходов катка по одному следу по сравнению с требуемым для положительных температур в 1,5 - 2 раза, при этом во всех случаях до уплотнения контролируют и регулируют влажность подлежащего уплотнению грунта и при недостаточной влажности грунт доувлажняют до требуемой влажности, обеспечивающей оптимальные ресурсозатраты уплотняющей техники и требуемую степень уплотнения, увлажнение песчаного грунта производят непосредственно перед вибрационным уплотнением с постепенным распределением воды по всей поверхности слоя, подготовленного к укатке, при этом удельный расход воды на увлажнение на 1 м3 грунта рабочей захватки определяют из зависимости: где Q - требуемый удельный расход воды; максимальная стандартная плотность грунта, г/куб.см; Kу - требуемая степень уплотнения грунта; Wopt - оптимальная влажность грунта, доли единицы; We - естественная влажность грунта перед началом уплотнения, доли единицы; - коэффициент, учитывающий потери и составляющий 1,05 - 1,15, а толщину уплотняемого слоя грунта устанавливают, исходя из массы прицепного гладковальцового катка, или масс вибрирующего модуля самоходного гладковальцового катка и требуемых степени уплотнения и количества проходов для песка пылеватого: при Kу = 0,95 и числе проходов 4 - 8 при массе виброкатка 3 - 4 т - 0,3 - 0,4 м, при массе виброкатка 6 - 8 т - 0,5 - 0,8 м, при массе виброкатка > 12 т - 1,0 - 1,2 м; при Kу = 0,98 - 1,0 и числе проходов 6 - 10 при массе виброкатка 3 - 4 т - 0,2 - 0,3 м, при массе виброкатка 6 - 8 т - 0,4 - 0,7 м, при массе виброкатка > 12 т - 0,6 - 0,7 м; для песка мелкого однородного с естественной влажностью We = 3 - 6%: при Kу = 0,95 и числе проходов 3 - 4 при массе виброкатка 3 - 4 т - 0,3 - 0,35 м, при массе виброкатка 6 - 8 т - 0,4 - 0,55 м, при массе виброкатка > 12 т - 0,65 - 0,7 м; при Kу = 0,98 - 1,0 и числе проходов 4 - 6 при массе виброкатка 3 - 4 т - 0,2 - 0,25 м, при массе виброкатка 6 - 8 т - 0,3 - 0,35 м, при массе виброкатка > 12 т - 0,4 - 0,45 м; для песка мелкого однородного с естественной влажностью We = 6 - 8%: при Kу = 0,95 и числе проходов 4 - 6 при массе виброкатка 3 - 4 т - 0,4 - 0,45 м, при массе виброкатка 6 - 8 т - 0,6 - 0,75 м, при массе виброкатка > 12 т - 0,8 - 0,9 м; при Kу = 0,98 - 1,0 и числе проходов 6 - 8 при массе виброкатка 3 - 4 т - 0,25 - 0,3 м, при массе виброкатка 6 - 8 т - 0,4 - 0,6 м, при массе виброкатка > 12 т - 0,5 - 0,6 м, а для катков с кулачковым вальцом указанные толщины уплотняемого слоя увеличивают на 5 - 10 см, при этом при уплотнении маловлажных однородных мелких и средней крупности песков с We<4% количество проходов вибрационного катка по одному следу принимают не больше четырех, при этом для предотвращения образования недоуплотненых слоев по высоте земляного полотна с учетом эффекта приповерхностного разуплотнения в верхней части вибрационноуплотняемого слоя толщину каждого следующего по высоте отсыпаемого и подлежащего уплотнению слоя уменьшают на величину, равную толщине разуплотненной зоны предыдущего слоя, которая составляет при работе виброкатков массой 6 - 8 т - 0,1 - 0,15 м, а при работе виброкатков массой 12 - 15 т - 0,2 - 0,25 м, а в верхнем замыкающем слое земляного полотна разуплотнение поверхностной зоны предотвращают дополнительным увлажнением либо уменьшением массы виброкатка, применяемого, по крайней мере, на завершающем этапе уплотнения этого слоя, либо втапливанием технологической прослойки из щебня или гравия и уплотнения этой прослойки пневмоколесными катками массой 12 - 15 т, либо используют комбинированное уплотнение с обязательным увлажнением поверхности, при этом начинают уплотнение гладковальцовым вибрационным катком, а затем продолжают уплотнение кулачковым вальцом при выключенном вибраторе и скорости движения кулачкового катка 2,5 - 3 км/час, а при уплотнении глинистых грунтов с учетом их пластичности и содержания воды число проходов катка увеличивают в 1,5 - 2 раза по сравнению с аналогичными параметрами виброуплотнения песка, а толщину уплотняемого слоя уменьшают и принимают ее, исходя из массы виброкатка, требуемых степени уплотнения и количестве проходов для супеси легкой, суглинка легкого пылеватого при влажности 0,8 - 0,9 Wopt, Kу = 0,95 и числе проходов 6 - 8: при массе виброкатка 6 - 8 т - 0,45 - 0,6 м, при массе виброкатка > 12 т - 0,4 - 0,5 м; при влажности 0,95 - 1,15 Wopt, Kу = 0,98 - 1,0 и числе проходов 8 - 10: при массе виброкатка 6 - 8 т - 0,3 - 0,4 м, при массе виброкатка > 12 т - 0,4 - 0,5 м, а для суглинка тяжелого, тяжелого пылеватого, глины при влажности 0,85 - 0,9 Wopt, Kу = 0,95 и числе проходов 8 - 10: при массе виброкатка 6 - 8 т - 0,2 - 0,25 м, при массе виброкатка > 12 т - 0,3 - 0,35 м; при влажности 0,95 - 1,05 Wopt, Kу = 0,98 - 1,0 и числе проходов 10 - 12: при массе виброкатка 6 - 8 т - 0,3 - 0,4 м, при массе виброкатка > 12 т - 0,45 - 0,55 м; причем при начальной степени уплотнения грунта Kу 0,9 уплотнение начинают без вибрации, по меньшей мере, двумя проходами по одному следу, затем выполняют 2 - 4 прохода при повышенной частоте вибрации, составляющей 30 - 40 Гц, а на последующих проходах частоту вибрации снижают до 25 - 33 Гц, а скорость движения катка принимают 1,5 - 2,5 км/час, а при работе в зимних условиях или, по крайней мере, при отрицательных температурах грунт уплотняют аналогично, но при этом завершают уплотнение до начала смерзания грунта, при этом толщину уплотняемого слоя и длину захватки назначают с учетом производительности катка, а время, в течение которого необходимо завершить уплотнение грунта, и длину рабочей захватки принимают в зависимости от температуры наружного воздуха следующими: при температуре -5oC и времени до начала смерзания грунта после выемки из карьера 85 - 90 мин : соответственно 60 - 65 мин и 100 - 120 м; при температуре -10oC и времени до начала смерзания грунта после выемки из карьера 55 - 60 мин : соответственно 40 - 45 мин и 60 - 80 м; при температуре -20oC и времени до начала смерзания грунта после выемки из карьера 35 - 40 мин : соответственно 25 - 30 мин и 40 - 50 м; при температуре -25oC и времени до начала смерзания грунта после выемки из карьера 15 - 20 мин : соответственно 12 - 15 мин и 20 -25 м. Основание дорожной одежды на реконструируемых частях дороги могут выполнять многослойным из "тощего" бетона, для чего укладывают один или последовательно два слоя цементобетонной смеси M-(75-125), преимущественно на известняковом щебне марки M-(400-700), причем нижний слой выполняют меньшей толщины, чем верхний, с разницей их толщин не менее 10% от общей толщины цементобетонного основания, поверх нижнего слоя выполняют технологическую и гидроизоляционную прослойку из битумной эмульсии или помороли, в процессе укладки каждого из слоев выполняют подготовку, распределение и уплотнение цементобетонной смеси, причем распределение производят оснащенными автоматическими системами выдерживания ровности профилировщиком, распределителем, бетоноукладчиком, либо универсальными автоукладчиками типа ДС-199, и/или "Титан" фирмы "АБГ-Ингерсол Рэнд", и/или фирмы "Блау Нокс", либо с использованием средних и тяжелых автогрейдоров, а уплотнение цементобетонной смеси осуществляют преимущественно звеном катков, состоящим из гладковальцового вибрационного катка массой 6 - 7 тонн, работающего с частотой вибрации 30 - 50 Гц, и гладковальцового или комбинированного вибрационного катка массой 12 - 16 тонн, работающего с частотой вибрации 30 - 45 Гц, либо из пневмошинного катка массой 20 - 24 тонны и одного гладковальцового вибрационного катка массой 9 - 10 тонн, работающего с частотой вибрации 30 - 45 Гц, укладку цементобетонной смеси производят на всю ширину основания или производят бетонирование отдельными полосами с завершением работ по всей ширине основания в течение одного рабочего дня, при более длительных разрывах во времени укладку смежных полос возобновляют после набора бетоном в уложенных полосах не менее 70% проектной прочности, движение технологического транспорта, в том числе для укладки верхнего слоя основания, производят либо в день укладки нижнего слоя с ограничением скорости до 10 км/ч, либо после набора бетоном в уложенных полосах не менее 70% проектной прочности, перед бетонированием производят очистку продольных и поперечных сопряжений, смачивают водой щебеночное основание и сопряжения, разгрузку первых двух машин, доставивших цементобетонную смесь, производят справа и слева перед шнеком распределяющей машины, остальные машины разгружают в шахматном порядке от оси