Шарнир сиденья для автомобиля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2I3 605
Союз Соеетсккк
Социалистическик
Республик
1 -к нт. зюя
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 27 1!!.1965 (№ 949862/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 12.111.1968. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 20Х.1968
Кл. 63с, 46
МПК В 62d
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Ъ ДК 629.113.042.2 (088.8) Автор изобретения
Ю. К. Буслаев
Горьковский автомобильный завод
Заявитель
ШАРНИР СИДЕНЬЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Известны шарниры сиденья для автомооиля, состоящие из подвижного кронштейна спинки с шестерней и неподвижного кронштейна сиденья, связанных через зубчатую передачу. Для закрепления кронштейна спинки относительно кронштейна сиденья предусмотрен фиксатор, выполненный в виде оцепной муфты, содержащей барабан с установленной внутри него спиральной пружиной, охватывающей ротор. Концы 1пружины отогнуты и взаимодейспвуют с ротором и отбортовками поводка, жестко связанного с. рукоятко", закрепленной на хвостовике шестерни, соединенной с шестерней подвижного кронштейна.
В предложенном шарнире для,повышения точности фиксации в заданном положении внутри барабана сцепной муфты установлены две соосно расположенные спиральные пружи,ны с противоположной навивкой витков, причем одна из отогнутых концов каждой пружины закреплен в радиальных отверстиях ротора. На фиг. 1 дан общий вид шарнира сиденья; на фиг. 2 — сцепная муфта, вид спереди; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 2. Подвижный кронштейн 1 через три отвер. стия а при .помощи болтового соединения крепится к спинке сиденья и соединен с неподвижным кронштейном 2 этого сиденья осью 8.
На,подвижном кронштейне 1 жестко закреплена ось 4 со свободно сидящим на ней сателлитом б, который тоже жестко связан с шестерней б и находится в зацеплении с зуб5 чатой дугой 7 неподвижного кронштейна сиденья, Шестерня б постоянно зацеплена с шестерней 8, на резьбсвом хвостовике которой закреплен ротор 9 ацепной муфты.
Этот ротор установлен внутри барабана 10
10 и охватывается двумя спиральными пружинами 11 и 12, имеющими противоположную навивку витков. На торцовой поверхности ротора расположен буртик с опирающейся на него ручкой 18.
15 Шестерня 8, ротор 9 и ручка 18 собраны вместе и удерживаются от осевого перемещения при помощи шайбы 14 и винта 15, размещенных в отверстии ручки, закрытом заглушкой 16.
20 Концы, пружин 11 и 12 отогнуты,,причем один из отогнутых концов каждой пружины установлен в радиальном отверстии б ротора.
Другой отогнутый конец пружины взаимодействует с отбортовками 17 поводка 18, связан25 ного с ручкой 18. Для плотного прилегания спиральных пружин к внутренней поверхности барабана они установлены с небольшим натягом.
При приложении нагрузки к спинке сиденья
30 момент через подвижный кронштейн 1, ось 4, 213605
3 сателлит 5, шестерню 6, шестерню 8 и ротор 9 передается на отогнутые концы .пружин, Витки пружин 11 и 12 навиты навстречу друг другу, поэтому при приложении к ротору 9 момента в одну сторону раскручивается одна пружина, при приложении, момента .в другую сторону — другая, что обеспечивает тормозной момент в обе стороны.
Поскольку отогнутые концы пружин 11 и
1i2 связаны с ротором, то люфт между ротором 9 и барабаном 10, а также между подвижным 1 и неподвижным 2 кронштейнами шарнира сиденья отсутствует.
При приложении к ручке 18 момента по часовой стрелке отбортовка 17 частью в через отогнутый конец закручивает пружину 11, которая равномерно свивается на всей своей длине и полностью отходит от стенок тормозного барабана 10, так как второй конец этой пружины жестко связан с ротором 9.
Когда отбортовка 17 поводка 18 доходит до ротора, он поворачивается и скручивает за отогнутый конец пружину 12, витки которой отходят от стенок тормозного барабана 10, .не ,препятствуя повороту ротора 9.
При приложении к ручке И .момента против часовой стрелки отбортовка 17 поводка частью г взаимодействует с отогнутым концом пружины 12, а,дойдя до ротора 9 при его
4 поворачивании, скр ."чивается за отогнутый конец пружины 11.
Таким образом концы .пружин 11 и 12 воспринимают напряжения только от силы скручивания пружин при повороте ручки И и не воспринимают момента со стороны ротора 9.
Hpepмет изобретения
Шарнир сиденья для автомобиля, состоя10 щий из подвижного кронштейна спинки с шестерней и неподвижного кронштейна сиденья, связанных через зубчатую, передачу, фиксатора для закрепления кронштейна спинки относительно кронштейна сиденья, выполненного в
l5 виде сцепной муфты, содержащей барабан с установленной .внутри aего спиральной пружиной, охватывающей ротор, концы которой отогнуты и взаимодействуют с ротором и отбортовками поводка, жестко связанного с ру2О кояткой, закрепленной на хвостовике шестер. ни, соединенной с шестерней подвижного кронштейна, отлича>ощийся тем, что, с целью повышения точности фиксации в заданном положении, внутри барабана сцепной муфты
25 установлены две соосно расположенные спиральные пружины с противоположной навивкой витков,,причем один из отогнутых концов каждой пружины закреплен в радиальных отверстиях ротора.
Фиг.1
- 73 ю2b
16
- - 15
12
71
Фиг 2
+u2 3
Составитель Г. Петрова
Редактор Н. В. Вольпина Техред Т. П. Курилко Корректоры; А. П. Васильева и Н. В. Босняцкая
Заказ 1030/20 Тираж 530 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2