Моторный приводной узел для сельскохозяйственных малогабаритных машин
Реферат
Изобретение относится к моторным приводным узлам и может быть использовано в сельскохозяйственных малогабаритных обрабатывающих машинах. Узел содержит коробку (24) перемены передач, соединенную с перпендикулярным к оси пары колес (12) валом, снабженным червячным приводом (2). На корпусе (1) соосно с валом выполнен подшипник (30) с наружной цилиндрической поверхностью, предназначенной для подсоединения сиденья (23) и прицепа. Корпус (1) моторного приводного узла выполнен разъемным перпендикулярно валу. Внутренняя поверхность скольжения подшипника (30) выполнена съемной в виде диска (13) с демпфирующими свойствами и закреплена на нижней части корпуса (1) узла со стороны разъема. Наружняя цилиндрическая поверхность имеет возможность разъема на две равные части. Применение изобретения позволит упростить конструкцию машины, повысить маневренность и удобства в эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к моторному приводному узлу, в частности к узлу для сельскохозяйственных малогабаритных обрабатывающих машин.
Известен полуприцеп ПХ-0,5, содержащий сиденье, присоединяемый к мотоблоку МТ3-0,5. (Каталог "Средства малой механизации в растениеводстве и животноводстве", ИНФОРМАГРОТЕХ, Москва, 1993 г., с. 26). Недостатком известного транспортировочного средства является его большой вес из-за наличия постоянно установленной коробки передач. Невозможность использования полуприцепа в качестве прицепа к автомобилю. Низкая маневренность при поворотах и разворотах. Невозможность присоединения к мотоблоку других грузовых транспортных средств. Известна также тележка ТМ-200 с сиденьем, присоединяемая к мотокультиватору "Крот" (Каталог "Средства малой механизации в растениеводстве и животноводстве", ИНФОРМАГРОТЕХ, Москва, 1993 г., с. 25). Недостатком известной конструкции является отсутствие коробки передач и плохая маневренность при поворотах и разворотах. Наиболее близким изобретением к предложенному является моторный приводной узел для сельскохозяйственных малогабаритных обрабатывающих машин, содержащий коробку перемены передач, соединенную с перпендикулярным к оси пары колес валом, снабженным червячным приводом, при этом на корпусе соосно с валом выполнен подшипник с наружной цилиндрической поверхностью, предназначенной для подсоединения сиденья и прицепа (SU авторское свидетельство 1620038, кл. A 01 B 51/00, 1987). Недостатками описанной конструкции являются большие габариты подшипника, увеличивающие высоту моторного узла, а также сильная вибрация от передних колес и двигателя, воздействующие на оператора. Отсутствие быстрого разъединения моторного узла от прицепа. При установке или отделении прицепа необходимо поддерживать дышло прицепа, чтобы вставить или вытащить крепежные оси. При работе узла автономно, например при культивации почвы, происходит изношенность внутренней поверхности подшипника, что приводит к замене корпуса червячной пары. Кроме того при перевозке груза прицеп необходимо присоединить либо к модулю, состоящему из дополнительных колес и сиденья, либо наружной цилиндрической поверхности подшипника. В последнем случае оператор идет пешком. Задачей предлагаемого технического решения является упрощение конструкции, повышение маневренности и удобства в эксплуатации. Поставленная задача достигается тем, что корпус моторного приводного узла выполнен разъемным перпендикулярно валу, при этом внутренняя поверхность скольжения подшипника выполнена съемной в виде диска с демпфирующими свойствами и закреплена на нижней части корпуса узла со стороны разъема, а наружная цилиндрическая поверхность имеет возможность разъема на две равные части. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен моторный приводной узел с червячной парой передач; на фиг. 2 показан моторный узел, соединенный с прицепом от легкового автомобиля; на фиг. 3 изображен разрез А-А; на фиг. 4 изображен моторный приводной узел со съемной коробкой передач, соединенный с грузовой самосвальной тележкой; на фиг. 5 показан моторный узел со съемной коробкой передач, соединенный с телегой. Моторный приводной узел состоит из мотокультиватора, корпус 1 которого выполнен разъемным, и червяка червячного привода 2. К верхней половине относится двигатель 3 с вертикальным валом, оканчивающийся червяком, и руль 4 с регулируемыми по высоте рукоятками. На вал двигателя, через поводок, установлены фрикционные колодки 5 с возможностью вращения на осях 6. Колодки 5 притянуты друг к другу пружинами 7. Нижняя половина снабжена червячной парой 2. К червяку сверху жестко присоединен барабан 8, имеющий фиксированный зазор с фрикционными колодками 5. На дне барабана 8 выполнены два отверстия. Корпуса червячного привода 2 и двигателя 3 соединены между собой накидными винтами 9. При культивации почвы мотокультиватором на вал червячного колеса устанавливаются фрезы 10, а на выступающие платики корпуса - защитные крылья 11. При соединении к транспортному средству на валу червячного привода 2 устанавливаются вместо фрез 10 пара колес 12, а на платики корпуса вместо крыльев 11 - диск 13, выполненный из рессорной стали. Таким образом внутренняя поверхность скольжения подшипника выполнена съемной и закреплена на нижней части корпуса узла со стороны разъема. Обойма 14 имеет разъем по пальцам 15. Наружная цилиндрическая поверхность скольжения имеет возможность разъема на две равные части. С одной половиной обоймы 14 жестко связана тяга 16, имеющая присоединительный кронштейн, заканчивающийся рядом присоединительных отверстий, в которые, через шаровую опору 17 или палец 18 и присоединяется дышло 19 грузового транспортировочного средства (прицеп легкового автомобиля, грузовая самосвальная тележка, телега). При закреплении в отверстие борт кузова транспортировочного средства устанавливают на фиксированном расстоянии от руля 4. Тяга 16, включающая присоединительный кронштейн, регулировочный кронштейн 20, имеющий на обоих концах ряд присоединительных отверстий, и пластину 21, заканчивается регулируемым по высоте и длине зажимом 22. Тягой 16 мотокультиватор дополнительно связан с кузовом транспортировочного средства. К наружной цилиндрической поверхности 14 зажимом 22 присоединено сиденье 23 и прицеп с возможностью управления за руль 4. Входной вал коробки 24 соединен с барабаном 25 аналогично барабану 8 (см. фиг. 3). Выходной вал 29 коробки 24 передач через поводок 26 соединен с отверстиями на дне барабана 8. Корпус двигателя 3 соединен с корпусом коробки 24 накидными винтами 9, а с корпусом червячной пары 2 аналогичными винтами 27. В разъем 28 мотокультиватора 1, при необходимости, устанавливается соединенная с перпендикулярным к оси пары колес 12 валом 29, съемная коробка 24 перемены передач. Коробка 24 передач соединена с перпендикулярным к оси пары колес 12 валом 29, снабженным червячным приводом 2. Корпус 1 выполнен разъемным по разъему 28 перпендикулярно валу 29 червяка червячного привода 2. Наружной поверхностью диска 13 является внутренняя поверхность скольжения подшипника 30, а наружной цилиндрической поверхностью является обойма 14. Подшипник 30 выполнен на корпусе 1 соосно с валом 29. Внутренняя поверхность скольжения подшипника 30 выполнена съемной в виде диска 13 с демпфирующими свойствами и закреплена на натяжной части корпуса 1 узла со стороны разъема 28. Моторный приводной узел работает следующим образом. После культивации почвы с мотокультиватора 1 снимают фрезы 10 и защитные крылья 11 и устанавливают колеса 12 и диск 13 на платики крепления крыльев. Отвернув и подняв накидные винты 9, 27 мотокультиватор разбирается на две половины по зазору между колодками 5 и барабаном 8. Также с мотокультиватора снимают регулятор глубины и кронштейн регулятора глубины. Для стыковки с мотокультиватором транспортировочное средство соединяют с пластиной 21 тяги 16. Половину обоймы 14, соединенной с кронштейном 16 и дышлом 19, устанавливают на диск 13. После этого пристыковывают другую половину через пальцы 15. Во время этой операции нет необходимости поддерживать на весу дышло с кронштейном и совмещать оси присоединительных отверстий как в ближайшем аналоге. При включении двигателя 3 и наборе номинальных оборотов, фрикционные колодки 5 под действием центробежной силы преодолевают усилие сжатия пружин 7 и, прижимаясь к барабану 8 под действием фрикционных сил, вращают червячную пару 2 и колеса 12. При езде вибрация двигателя 3 и удары о землю колес 12 гасятся за счет демпфирующих свойств диска 13. Пластина 21 с регулировочным кронштейном жестко соединяют транспортное средство с мотокультиватором, ограничивая взаимное вертикальное и горизонтальное перемещение. Это позволяет оператору сидеть на неподвижной жесткой платформе и управлять за руль 4. При повороте на 180 градусов оператор за руль 4 поворачивает мотокультиватор 1 вместе с диском 13 относительно обоймы 14 и транспортировочного средства и вручную транспортирует последнее в противоположном направлении. Проходимость транспортировочного средства значительно возрастает за счет расположения ведущих колес сзади, снижения веса моторного узла на вес оператора и прибавления мощности за счет мышечных усилий оператора. Тележку мотоблока соединяют с моторным узлом за присоединительный кронштейн, при этом пластина 21 и регулировочный кронштейн 20 не устанавливаются. Вход коробки передач 24 выполняет роль центробежного сцепления и работает аналогично мотокультиватору. На выходе коробки передач поводок 26 вращает червячную пару 2 через барабан 8. Тяга 16, включающая присоединительный кронштейн, кронштейн 20 и пластину 21 легко разбирается и в разобранном виде имеет маленькие габариты. Это позволяет транспортировать моторный приводной узел в малых объемах, например, в багажнике автомобиля. Предложенная конструкция моторного приводного узла позволяет уменьшить вертикальные габариты узла за счет замены втулки подшипника диском. При этом диск выполнен из демпфирующего материала и играет роль рессоры для передних колес и виброгасителя для двигателя и, кроме того, уменьшает воздействие вибрации на оператора. Уменьшить время присоединения и отсоединения прицепа за счет разъема внешней цилиндрической поверхности подшипника. Оператор отсоединяет вначале половину обоймы, на которой имеется внешняя поверхность скольжения, а потом вторую половину вместе с прицепом. Улучшить внешний вид и увеличить надежность работы подшипникового узла за счет съема диска и его консервации. Использовать моторный узел отдельно от коробки передач при культивации земли. Устройство позволяет использовать автомобильный прицеп как транспортное средство. Например, приехав на легковом автомобиле с прицепом на приусадебный участок можно соединить последний с мотокультиватором через установленный подшипник, тягу с сиденьем и перевозить груз по грунтовым дорогам. Кроме этого существует возможность соединения моторного узла с другими транспортными средствами, например телегой, тележкой от мотокультиватора и т.д.Формула изобретения
1. Моторный приводной узел для сельскохозяйственных малогабаритных машин, содержащий коробку перемены передач, соединенную с перпендикулярным к оси пары колес валом, снабженным червячным приводом, при этом на корпусе соосно с валом выполнен подшипник с наружной цилиндрической поверхностью, предназначенной для подсоединения сиденья и прицепа, отличающийся тем, что корпус моторного приводного узла выполнен разъемным перпендикулярно валу, при этом внутренняя поверхность скольжения подшипника выполнена съемной в виде диска с демпфирующими свойствами и закреплена на нижней части корпуса узла со стороны разъема, а наружная цилиндрическая поверхность имеет возможность разъема на две равные части. 2. Моторный приводной узел по п.1, отличающийся тем, что одна половина наружной цилиндрической поверхности снабжена тягой, заканчивающейся регулируемым по высоте и длине зажимом, соединенным с сиденьем. 3. Моторный приводной узел по п.2, отличающийся тем, что коробка перемены передач выполнена съемной с возможностью установки в разъем.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5