Малое быстроходное грузовое судно
Реферат
Изобретение относится к судостроению, в частности к судам для перевозки грузов. Судно содержит клиновидный несущий корпус, двигатели, размещенные в кормовом двигательном отсеке, закрытом сверху люковым закрытием, ходовую рубку, объединенную с камбузом и туалетом, ограждение грузовой палубы и аппарель в носовой части. Клиновидная форма корпуса, компоновочное решение рубки обеспечивают снижение веса судна и выход на режим глиссирования с грузом на борту. Применение преимущественно плоских формообразующих конструктивных элементов упрощает конструкцию корпуса. Уменьшение высоты расположения оси аппарели, благодаря клиновидности корпуса, облегчает погрузочно-разгрузочные операции. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.
Предложение относится к судостроению, в частности, к судам для перевозки различных грузов малыми порциями.
Известно однопалубное судно с носовой аппарелью, грузовой палубой, надстройкой и моторным отделением в кормовой части судна. Рулевая рубка расположена на надстройке. (Ю. В. Горбунов и др. "Суда для малых рек", М., "Транспорт", 1990 г., стр. 127-129). Известно также однопалубное судно для перевозки различных грузов, наиболее близкое к предлагаемому решению, содержащее корпус, силовую (двигательную) установку, надстройку, машинное отделение, грузовую палубу, водонепроницаемое ограждение, аппарель в носовой части судна (авт. свид. СССР N 1505835, опубл. БИ N 33 от 07.09.89 г.). Однако известные суда не обладают достаточными маневренными и эксплуатационными качествами для обеспечения мобильной транспортировки небольших грузов малыми партиями одновременно по водохранилищам, магистральным и малым рекам. Технический результат при использовании предложения заключается в создании простого по конструкции скоростного грузового судна с характеристиками и формой корпуса, обеспечивающими выход на режим глиссирования с грузом на борту, а также облегчение погрузочно-разгрузочных работ. Задача решается за счет того, что судно, содержащее корпус с грузовой палубой и двигательным отсеком, ходовую рубку, ограждение палубы и аппарель в носовой части корпуса, в соответствии с предлагаемым решением имеет форму, выполненную в виде клинообразного в продольном вертикальном сечении понтона, сужающегося в сторону носовой части и с минимально возможной высотой кормы, определяемой размерами двигателей, размещенных в двигательном отсеке между транцем и поперечной переборкой корпуса. Причем ходовая рубка устанавливается на палубе в непосредственной близости к двигательному отсеку. Выполнение корпуса в виде понтона клинообразной формы обеспечивает упрощение конструкции, уменьшение массогабаритных характеристик, упрощение процесса погрузки и разгрузки. Облегчение носовой части по отношению к кормовой благоприятно сказывается на обеспечении угла глиссирования при эксплуатации с грузом и выходе на режим глиссирования, который позволяет двигаться с более высокой скоростью. Уменьшенная высота носовой части корпуса определяет более низкое положение аппарели относительно необорудованного берега, уменьшающее ее длину и облегчающее погрузку-разгрузку транспортируемых грузов. Для доступа к двигателям в условиях, неблагоприятных для их обслуживания в двигательном отсеке, впереди двигателей образован свободный объем, соединяющийся с кормовой частью рубки через люк. Для уменьшения размеров и веса ходовой рубки и одновременно обеспечения удобства экипажа последняя объединена в единый блок с камбузом и с туалетом, располагаемыми в ее кормовой части за креслами рулевого и матроса, установленными в ее передней части на перекрытии, образующем полубак, в котором размещено электрооборудование, причем туалет выгорожен непроницаемыми переборками и снабжен отдельной дверью, выходящей на палубу. Формы корпуса и рубки образованы преимущественно плоскими поверхностями, что снижает трудоемкость его постройки. В процессе проведенных патентных исследований было выявлено устройство по патенту РФ N 2033368 кл. B 63 B 35/42 от 20.04.95, в котором имеет место выполнение корпуса в виде понтона, сужающегося к носовой части, однако в указанном устройстве не решается вышеуказанная задача по упрощению процесса погрузки-разгрузки и обеспечения эффекта глиссирования, решение которой стало возможным в сочетании с другими признаками изобретения, т.е. предлагаемое изобретение соответствует условиям патентоспособности. Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 изображено судно, вид сбоку. На фиг. 2 - грузовое судно, вид сверху. Грузовое судно состоит из несущего корпуса 1, выполненного в виде понтона, имеющего в ДП клинообразную, сужающуюся к носовой части форму, ходовой рубки 2, ограждения 3 и аппарели 4. В корпусе, имеющем грузовую палубу 5, размещен в его кормовой части между транцем б и поперечной переборкой 7 двигательный отсек 8 с двигателями 9. В передней части рубки 2 на полубаке 10 установлены кресла 11 для рулевого и матроса, а в кормовой части размещены камбуз 12 и туалет 13, выгороженный переборками 14 и снабженный отдельной дверью 15. Вход в рубку осуществляется через дверь 16. В полубаке 17 размещены электрооборудование и шкиперское оборудование. Двигательный отсек 8 закрыт сверху люковым закрытием 18. Впереди двигателей 9 имеется свободный объем, соединяющийся с кормовой частью рубки через люк 19. Аппарель 4 имеет возможность поворота посредством механизма 20. Рубка 2 соединена с палубой 5 через упругие элементы (не показаны). Палуба позади рубки 2 закрыта тентом 21. Погрузка (разгрузка) судна осуществляется через опущенную аппарель 4. При этом, благодаря клиновидности корпуса, грузовая палуба 5 и аппарель 4 образуют пологую поверхность, которая облегчает погрузку (разгрузку) своим ходом транспортных средств. Ремонт и обслуживание двигателей осуществляется через люковое закрытие 18, а в неблагоприятных погодных условиях - через люк 19, установленный в кормовой части рубки 2.3Формула изобретения
1. Малое быстроходное грузовое судно, содержащее корпус, грузовую палубу, ходовую рубку, двигательный отсек, ограждение палубы и аппарель с носовой части корпуса, отличающееся тем, что корпус выполнен в виде понтона клинообразной формы в продольном вертикальном сечении, сужающегося в сторону носовой части. 2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что в двигательном отсеке впереди двигателей образован свободный объем, сообщающийся с кормовой частью рубки через люк, выполненный в палубе. 3. Судно по п.1 или 2, отличающееся тем, что ходовая рубка объединена в единый блок с камбузом и туалетом, располагаемыми позади кресел рубки, установленных на перекрытии, образующем полубак, в котором размещено электрооборудование и шкиперское оборудования, причем туалет выгорожен непроницаемыми переборками и имеет отдельную дверь на палубу. 4. Судно по любому из пп.1 - 3, отличающееся тем, что ходовая рубка соединена с палубой через упругие элементы. 5. Судно по любому из пп.1 - 4, отличающееся тем, что двигательный отсек расположен между транцем и поперечной переборкой корпуса и выполнен в верхней части с люковым закрытием.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2