Топливо для судовых энергетических установок
Реферат
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу топлива, предназначенного для использования в судовых энергетических установках. Описывается топливо для судовых энергетических установок на основе остаточной нефтяной фракции с добавлением дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно содержит гидроочищенное дизельное топливо, в качестве основы - смесь прямогонного мазута и гудрона и дополнительно тяжелый газойль каталитического крекинга при следующем соотношении компонентов, мас. %: гудрон - 10-15; легкий газойль каталитического крекинга - 15-30; тяжелый газойль каталитического крекинга - 10-20; гидроочищенное дизельное топливо - 19-30; мазут - до 100. Разработка предлагаемого топлива позволила найти квалифицированное применение низкокачественному продукту - тяжелому газойлю каталитического крекинга и тем самым расширить сырьевую базу для обеспечения возрастающей потребности в транспортных котельных топливах. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу топлива, предназначенного для использования в судовых энергетических установках.
Известна композиция флотского мазута, содержащая 36-42 мас.% прямогонного мазута, 42-48 мас.% прямогонного дизельного топлива, 10-22 мас.% газойля коксования или каталитического крекинга. ("Химия и технология топлив и масел", 1979 г., N 3, с.28-30) Недостатком этой композиции является склонность к расслаиванию при хранении, а также высокая температура застывания. Известно также судовое топливо, содержащее мас.%: Мазут - 20-40 Газойль каталитического крекинга - 5-20 Фракция 180-500oC вторичных процессов и/или фракции 200-480oC крекинг-флегмы - 5-15 Фракция 450-КК остатка термических процессов или фракция 520-КК остатка деасфальтизации - 2-60 Гудрон - До 100 Патент РФ N 1672731, C 10 L 1/04, 1995 г.) Однако известная композиция имеет высокую вязкость и температуру застывания и не может быть использована в качестве флотского мазута. Для улучшения низкотемпературных свойств судовых топлив в их состав вводят депрессорную присадку. Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по составу компонентов и достигаемому результату является топливная композиция, содержащая мас. %: Фракция дизельного топлива - 13-24 Легкий газойль каталитического крекинга - 21-22 Сополимер окиси этилена с винилацетатом - 0,0015-0,005 Остаточный компонент деасфальтизации масел пропаном - 0,005-0,1 Прямогонный мазут или гудрон - До 100 (Авторское свидетельство СССР N 1740402, C 10 L 1/18, 1992 г.) Однако эта композиция обладает недостаточно высокими эксплуатационными свойствами. Задачей настоящего изобретения является разработка композиции топлива для судовых энергетических установок, обладающего улучшенными эксплуатационными свойствами, а также расширение сырьевой базы для увеличения производства указанных топлив, в частности флотских мазутов. Для решения поставленной задачи предлагается топливо для судовых энергетических установок, содержащее, мас.% Гудрон - 10-15 Легкий газойль каталитического крекинга - 15-30 Тяжелый газойль каталитического крекинга - 10-20 Гидроочищенное дизельное топливо - 19-30 Мазут - До 100 Причем, предлагаемое топливо может содержать в своем составе до 0,2 мас. % депрессорной присадки и до 30 мас.% вакуумного газойля. Отличие заявляемого технического решения состоит в том, что в составе топлива содержится гидроочищенное дизельное топливо, тяжелый газойль каталитического крекинга и в качестве основы - смесь мазута и гудрона, взятые в заявленном соотношении. Тяжелый газойль каталитического крекинга - это продукт, который преимущественно используется в составах тяжелых низкосортных котельных топлив. Подобранное соотношение компонентов в предлагаемом топливе позволяет более квалифицированно использовать низкокачественный продукт и тем самым расширить сырьевую базу для обеспечения возрастающей потребности в транспортных котельных топливах с высокими эксплуатационными характеристиками. Предлагаемое топливо для судовых энергетических установок готовят путем смешения компонентов при перемешивании. Указанным способом было приготовлено 4 образца предлагаемого топлива Дли приготовления образцов предлагаемого топлива были использованы компоненты со следующими характеристиками. Мазут: Плотность при 20oC, г/см3 - 0,953 Температура застывания, oC - 24 Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 152 Вязкость условная при 80oC - 9,93 Массовая доля серы, % - 2,5 Гудрон: Плотность при 20oC, г/см3 - 0,990 Вязкость условная при 80oC - 38 Температура вспышки в открытом тигле, oC - 220 Температура размягчения по КИШ, oC - 33,5 Массовая доля серы, % - 2,9 Содержание воды - Следы Легкий газойль каталитического крекинга: Пределы выкипания, oC - 180-350 Плотность при 20oC, г/см3 - 0,915 Вязкость кинематическая при 50oC, сст - 2,19 Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 95 Температура застывания, oC - -18 Массовая доля серы, % - 1,59 Тяжелый газойль каталитического крекинга: Пределы выкипания, oC - 350-420 Плотность при 20oC, г/см3 - 0,936 Вязкость кинематическая при 50oC, сст - 9,17 Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 102 Температура застывания, oC - 18 Массовая доля серы, % - 2,19 Гидроочищенное дизельное топливо: Цетановое число - 48-49 Кинематическая вязкость при 20oC, мм2/с - 5,0-5,6 Температура застывания, oC - -12...-15 Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 60-80 Массовая доля серы, % - 0,15-0,2 Вакуумный газойль: Плотность при 20oC, кг/м3 - 880-920 Вязкость кинематическая при 50oC, мм2/с - 5,0-25,0 Массовая доля серы, % - 0,9-2,0 Температура застывания, oC - 16-35 В качестве депрессорной присадки на основе сополимера этилена с винилацетатом можно использовать присадки типа Сепафлюкс СЕ-5484, Парадин-70, ЕСА-7433 и другие. Для приготовления образцов предлагаемого топлива использовали присадку Сепафлюкс СЕ-5484: Плотность при 50oC, г/см3 - 0,86-0,88 Вязкость при 50oC, мм2/с - 90-320 Температура застывания, oC - 27-30 Температура вспышки, oC - ок.6 В таблице 1 приведен состав приготовленных образцов предлагаемого топлива. В таблице 2 - физико-химические характеристики приготовленных образцов и данные по коррозионной агрессивности и смазывающей способности. Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что предлагаемое топливо полностью удовлетворяет требованиям ГОСТ на топлива для судовых энергетических установок, например, на флотский мазут Ф-5, и обладает хорошими защитными и смазывающими свойствами.Формула изобретения
1. Топливо для судовых энергетических установок на основе остаточной нефтяной фракции с добавлением дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно содержит гидроочищенное дизельное топливо, в качестве основы - смесь прямогонного мазута и гудрона и дополнительно тяжелый газойль каталитического крекинга при следующем соотношении компонентов, мас.%: Гудрон - 10 - 15 Легкий газойль каталитического крекинга - 15 - 30 Тяжелый газойль каталитического крекинга - 10 - 20 Гидроочищенное дизельное топливо - 19 - 30 Мазут - До 100 2. Топливо для судовых энергетических установок по п.1, отличающееся тем, что дополнительно содержит до 0,2 мас.% депрессорной присадки. 3. Топливо для судовых энергетических установок по пп.1 и 2, отличающееся тем, что дополнительно содержит до 30 мас.% вакуумного газойля.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2