Топливная композиция

Реферат

 

Изобретение относится к области нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ. Описывается топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением поверхностно-активного вещества, отличающаяся тем, что в качестве поверхностно-активного вещества она содержит олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и дополнительно циклогексилнитрат и диэтиленгликольдибутират при следующем соотношении компонентов, мас.%: олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с - 0,025-0,035; циклогексилнитрат - 0,020-0,040; диэтиленгликольдибутар - 0,035-0,045; дизельное топливо - до 100. Технический результат - повышение эффективности действия топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля. 3 табл.

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ.

Известна топливная композиция [1] /Заявка Франции N 2434862, C 10 L 1/16, 28.03.80/ на основе дизельного топлива для двухтактных двигателей внутреннего сгорания с добавлением присадки, состоящей из насыщенного раствора камфары в этаноле. Топливная композиция на основе дистиллятного стандартного дизельного топлива с добавлением указанной присадки оказывается малоэффективной по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля.

Известна также топливная композиция [2] /Авт. свид. СССР N 1567607, 1990/ на основе дизельного топлива с добавлением в качестве кислородсодержащих соединений диэтиленгликольдибутирата, полидиэтиленгликольсукцината, гексановой кислоты и бензилового спирта. Топливная композиция-прототип содержит, % мас.: диэтиленгликольдибутират - 0,030 - 0,034; полидиэтиленгликольсукцинат - 0,010 - 0,014; гексановую кислоту - 0,028 - 0,032; бензиловый спирт - 0,026 - 0,030; дизельное топливо - до 100. Эффективность этой топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля также недостаточно высокая.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности действия топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля.

Под высокотемпературными отложениями понимаются отложения лака и нагара, образующиеся при сгорании топлива в условиях дизеля на впускных и выпускных клапанах, днище и боковой поверхности цилиндра, распылителе форсунки.

Поставленная техническая задача достигается тем, что топливная композиция готовится на основе дизельного топлива с добавлением в качестве кислородсодержащего соединения диэтиленгликольдибутирата и дополнительно содержит олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и циклогексилнитрат при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диэтиленгликольдибутират - 0,035 - 0,045 Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул, с кинематической вязкостью 1000 мм2/с - 0,025 - 0,035 Циклогексилнитрат - 0,020 - 0,040 Дизельное топливо - До 100 Для приготовления топливной композиции диэтиленгликольдибутират, олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и циклогексилнитрат вводят в дизельное топливо в требуемой концентрации.

Диэтиленгликольдибутират представляет собой прозрачную вязкую жидкость со слабым запахом. Широко применяется в хроматографии. Выпускается по ТУ 6-09-07-312.

Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с представляет собой бесцветную прозрачную жидкость с температурным коэффициентом вязкости 0,62, температурой застывания минус 60oC, температурой кипения при 133...400 Па 300oC. Используется в качестве демпфирующей, амортизаторной, гидравлической жидкости в приборах и механизмах, а также дисперсионной среды для пластичных смазок. Техническое название ПМС-1000. Производится по ГОСТ 13032.

Циклогексилнитрат представляет собой бесцветную прозрачную жидкость, имеющую температуру кипения 181oC (при атмосферном давлении), температуру затвердевания минус 60oC. Вырабатывается по ТУ 12-1.

Для составления топливных композиций использовалось топливо 3-0,2 минус 35 по ГОСТ 305.

Склонность топливных композиций к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля оценивалась по нагарообразующей способности по методу ПЗИ [3] /Гуреев А.А. и др. "Квалификационные методы испытаний нефтепродуктов" 1984, с. 112/ на одноцилиндровой установке ИДТ-69 и по лако- нагарообразующей способности в соответствии с методом "Способ оценки склонности моторных топлив к лако- нагарообразованию" [4] /Авт.свид. СССР N 1467509, 1989/.

За показатель нагарных свойств по методу ПЗИ выбрано среднее значение массы отложений на металлических нагарниках по результатам четырех параллельных испытаний.

Режим испытаний: Частота вращения коленчатого вала, мин-1 - 90010 Степень сжатия с учетом нагарника - 16 Продолжительность испытаний, мин - 5 С целью оценки склонности топливных композиций не только к нагаро-, но и к лакообразованию, дополнительно использован способ оценки склонности моторных топлив к лако- нагарообразованию. За показатель склонности топливных композиций к лако- нагарообразованию выбрано среднее значение массы отложений на пластинах из стали по результатам четырех параллельных испытаний.

Режим испытаний: Температура воздуха в кварцевой трубке, oC - 500 Температура пластины из стали, oC - 300 Температура подаваемого воздуха, oC - 70 Скорость подачи воздуха, л/мин - 25 Результаты оценки эффективности предлагаемой топливной композиции и композиции-прототипа [2] представлены в табл. 1 и табл. 2.

Примеры 1, 2, 3 в табл. 1 и 2 отличаются процентным соотношением компонентов в предлагаемой топливной композиции.

При добавлении в топливо 3-0,2 минус 35 компонентов предлагаемой топливной композиции в количествах, указанных в табл.3, другие показатели качества топлива изменяются в пределах допустимых отклонений ГОСТ на методы испытаний.

Данные табл. 1 и 2 свидетельствуют о более высокой эффективности предлагаемой топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля.

Экономическая эффективность от использования предлагаемой топливной композиции выразится за счет повышения надежности эксплуатации двигателя и увеличения межремонтных сроков его работы.

Использованная литература: 1. Заявка Франции N 2434862, C 10 L 1/16 28.03.80.

2. Авторское свидетельство СССР N 1567607, 1990.

3. Гуреев А.А., Серегин Е.П., Азев B.C. Квалификационные методы испытаний нефтепродуктов. - М.: Химия, 1984, с. 112.

4. Авторское свидетельство СССР N 1467509, 1989.

Формула изобретения

Топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением диэтиленгликольдибутирата, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и циклогексилнитрат при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диэтиленгликольдибутират - 0,035 - 0,045 Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с - 0,025 - 0,035 Циклогексилнитрат - 0,020 - 0,040 Дизельное топливо - До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2