Медицинская транспортная складная шина петрушина - шутака
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии. Медицинская транспортная складная шина Петрушина - Шутака содержит ложемент для размещения поврежденной конечности пострадавшего человека и фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента. Ложемент выполнен в виде двух групп шарнирно соединенных между собою жестких плоских секций, выполненных, например, из вспененного поливинилхлорида (ПВХ). Каждая из групп секций имеет не менее двух секций, размещенных вдоль основания, которые, в свою очередь, имеют с обеих сторон откидывающиеся боковые секции, которые также шарнирно соединены между собой попарно в каждой группе. Группы секций выполнены с возможностью соединения между собой под прямым углом и снабжены стопором их жесткой фиксации в данном положении. Фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента выполнен в виде по меньшей мере двух ремней с "липучками" на концах, каждый из которых неподвижно закреплен относительно одной из секций основания по одному для каждой группы секций. Технический результат изобретения заключается в обеспечении высокой надежности в работе при любых условиях применения шины при одновременном обеспечении удобства в пользовании для обслуживающего персонала и снижения болевых ощущений у раненых людей при их транспортировке. 14 ил.
Изобретение относится к области медицины, а более конкретно - к приспособлениям, применяемым службами скорой и экстренной медицинской помощи для фиксации верхних и нижних конечностей пострадавших людей.
Известны различные конструкции медицинских транспортных шин, применяемых в военно-полевых госпиталях, скорой медицинской помощи, а также в подразделениях УВД, ГАИ, УПО и ГОЧС, в спасательных и вахтовых службах. Известна медицинская транспортная шина Крамера (см. кн. "Популярная медицинская энциклопедия", Ташкент, Главная редакция энциклопедии, 1993, с. 254) для иммобилизации верхних конечностей, содержащая ложемент для размещения поврежденной конечности, выполненный в виде прямоугольной вытянутой рамки из стальной проволоки с поперечными проволочными стяжками, а также фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента, выполненный в виде, например, эластичного бинта, наматываемого на поврежденную конечность и ложемент. В зависимости от места перелома конечности шину накладывают и изгибают на суставах, после чего конечность фиксируют относительно ложемента с помощью намотки эластичного бинта. Такая шина, хотя и позволяет решать в полевых условиях часть задач по оказанию экстренной помощи людям с переломанными конечностями, однако некоторые особенности ее конструкции существенно ограничивают область ее применения: - например, постоянство размеров шины при ее хранении, транспортировке и при рабочем применении ведет к созданию неудобств для медицинских работников из-за загромождения, как правило, небольших рабочих помещений (салонов) транспортных средств скорой помощи, а также приводит к невозможности хранения шины в индивидуальных и групповых штатных медицинских укладках; - то, что фиксация поврежденной конечности производится с помощью нештатного эластичного бинта, обуславливает необходимость дополнительной комплектации шины эластичным бинтом; в то же время, отсутствие штатного места хранения эластичного бинта ведет к потере драгоценного времени на его поиски при оказании срочной медицинской помощи; - поскольку шина устанавливается только с одной стороны поврежденной конечности, поэтому для обеспечения надежной фиксации требуется как можно более тугая намотка эластичного бинта, что в свою очередь приводит к дополнительным болевым ощущениям у пострадавшего человека; - срок службы (ресурс) шины существенно ограничен из-за быстрого перелома проволоки каркаса шины, постоянно изгибаемой в практически в одних и тех же местах при интенсивной эксплуатации шины. Известна также медицинская транспортная вакуумная шина КСИ-5 (см. ТУ 9391-001-31045290-94) для иммобилизации верхних и нижних конечностей, содержащая ложемент для размещения поврежденной конечности, выполненный в виде герметичного мешка, изготовленного из газонепроницаемой ткани, заполненного пластиковыми гранулами и имеющего патрубок для подключения вакуумного ручного насоса, а также фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента, выполненный в виде штатных ремней. Для фиксации поврежденной конечности шине придают форму этой конечности, после чего из полости шины вакуумным насосом откачивают воздух. При этом находящиеся внутри шины гранулы сцепляются друг с другом, что и придает шине определенную жесткость. Такая шина, как и предыдущая, хотя и позволяет решать в полевых условиях часть задач по оказанию экстренной помощи людям с переломанными конечностями, однако некоторые особенности ее конструкции существенно ограничивают область ее применения: - например, шина занимает слишком много места при хранении и транспортировке, во-первых, из-за невозможности изменения ее постоянных габаритных размеров и, во-вторых, из-за громоздкого дополнительного оборудования - вакуумного насоса, шланга и т.д.; - надежность работы шины в полевых условиях очень низка из-за высокой вероятности выхода ее из строя в связи с возможностью прокола, пореза и последующей разгерметизации оболочки шины. Наиболее близкой к заявляемой конструкции медицинской транспортной складной шины по технической сущности и достигаемому результату от ее использования является конструкция пневматической шины (см. 9397 - 001 - 1129280 - 97 ТУ) для иммобилизации верхних и нижних конечностей, содержащая ложемент для размещения поврежденной конечности, выполненный в виде герметичного мешка из прозрачного пластика, снабженного патрубком для накачивания его воздухом, а также фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента, выполненный в виде застежки типа "молния", закрепленной на противоположных сторонах мешка. При рабочем применении такую шину накладывают на поврежденную конечность и застегивают застежку "молния". После этого герметичный мешок накачивают воздухом, который, надуваясь, обжимает поврежденную конечность и фиксирует ее. Такая шина хотя и позволяет оказывать экстренную помощь людям с переломанными конечностями и имеет относительно небольшие транспортные габариты в сложенном состоянии, в то же время, область ее применения существенно ограничена относительно низкой надежностью ее работы в полевых условиях, обусловленной высокой вероятностью выхода из строя в связи с возможностью прокола, пореза и последующей разгерметизации оболочки мешка шины. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение эффективности оказания экстренной медицинской помощи в полевых условиях людям со сломанными конечностями, пострадавшим в боевых условиях, в дорожно-транспортных происшествиях или в условиях любых других чрезвычайных ситуаций. Данная задача решается с помощью технического результата от использования заявляемого изобретения, заключающегося в обеспечении высокой надежности работы шины при любых условиях ее применения при одновременном обеспечении удобства пользования для обслуживающего персонала и снижении болевых ощущений у раненых людей при их транспортировке. Указанный результат достигается тем, что в медицинской транспортной складной шине, содержащей ложемент для размещения поврежденной конечности и фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента, ложемент выполнен в виде двух групп шарнирно соединенных между собою жестких плоских секций, выполненных, например, из вспененного поливинилхлорида (ПВХ), причем каждая из групп имеет не менее двух секций, размещенных вдоль основания, которые в свою очередь имеют с обеих сторон откидывающиеся боковые секции, которые также шарнирно соединены между собой попарно в каждой группе, при этом группы секций выполнены с возможностью соединения между собой под прямым углом и снабжены стопором их жесткой фиксации в данном положении, в то же время, фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента выполнен в виде по меньшей мере двух ремней, каждый из которых неподвижно закреплен относительно одной из секций основания по одному для каждой группы секций. Особое выполнение основных частей шины и особое размещение их элементов позволяет существенно повысить эффективность использования таких шин за счет обеспечения высокой надежности ее работы при одновременном обеспечении удобства ее эксплуатации в любых самых сложных условиях. Заявляемое изобретение пояснено чертежами, на которых: - на фиг. 1 показана проволочная шина Крамера в исходном положении; - на фиг. 2 показана проволочная шина Крамера в рабочем положении; - на фиг. 3 показана вакуумная шина в исходном положении; - на фиг. 4 показано поперечное сечение вакуумной шины со специальным наполнителем; - на фиг. 5 показана вакуумная шина в рабочем положении; - на фиг. 6 показана пневматическая шина в рабочем положении; - на фиг. 7 показано поперечное сечение пневматической шины; - на фиг. 8 показана заявляемая шина в рабочем положении; - на фиг. 9 показана заявляемая шина в положении перед началом установки групп секций под прямым углом и их фиксации между собой; - на фиг. 10 показана заявляемая шина в промежуточном положении (когда все секции разложены на одной плоскости); - на фиг. 11 показана заявляемая шина в промежуточном положении перед складыванием в транспортное положение; - на фиг. 12 показана заявляемая шина в транспортном (сложенном) положении; - на фиг. 13 показан стопор групп секций между собой, когда они соединены между собой под прямым углом; - на фиг. 14 показано сечение места расположения стопора групп секций для пояснения конструкции стопора. Заявляемая медицинская транспортная складная шина Петрушина - Шутака содержит ложемент 1 для размещения поврежденной конечности травмированного человека (на чертеже не показана) и фиксатор 2 поврежденной конечности относительно ложемента 1. При этом ложемент 1 выполнен в виде двух групп 3 и 4 шарнирно соединенных между собою с помощью петель или высокопрочной ткани жестких плоских секций, выполненных, например, из вспененного поливинилхлорида (ПВХ), причем каждая из групп имеет не менее двух секций (например, в первой группе секции 5 и 6, а во второй группе секции 7, 8 и 9), размещенных вдоль основания, которые в свою очередь имеют с обеих сторон откидывающиеся боковые секции (в первой группе секции 10, 11, 12 и 13, а во второй группе секции 14, 15, 16, 17, 18 и 19), причем внутри каждой группы боковые секции (например, в первой группе секции 10 и 11, а во второй группе секции 17 и 18, а также секции 18 и 19) тоже попарно шарнирно соединены между собой, при этом группы секций выполнены с возможностью соединения между собой под прямым углом и снабжены щелевым стопором 20 их жесткой фиксации в данном положении. Для обеспечения указанного соединения групп под прямым углом боковые стенки - секции 10, 13, 14 и 19 в месте стыка срезаны под углом 45 градусов. Количество секций определяется назначением шины (для руки или ноги пострадавшего человека и длиной секции). Кроме того, предлагаемая конструкция ложемента 1 шины обеспечивает возможность поворота каждой секции относительно соседней на 180 градусов с возможностью чередования направления их поворота, что в свою очередь обеспечивает возможность складывания шины в компактное транспортное положение подобно "книжке-раскладушке". Фиксатор 2 поврежденной конечности относительно ложемента 1 выполнен в виде ремней 21, 22 и 23, которые распределены по группам секций, а внутри соответствующей группы секций каждый ремень неподвижно закреплен относительно одной из секций основания данной группы секций. При этом каждый ремень снабжен элементом быстрой фиксации 24, например в виде застежки типа "липучка". Предлагаемая медицинская транспортная складная шина Петрушина - Шутака работает следующим образом. По прибытии на место происшествия шину из транспортного положения (см. фиг. 12) раскладывают на плоскости (см. фиг. 10). После этого боковые стенки 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 отгибают под прямым углом (см. фиг. 9), образуя тем самым незамкнутый прямоугольный короб. Для обеспечения фиксации локтевого сустава поврежденной руки или ступни поврежденной ноги группу секций 3 поворачивают вокруг оси 25 (см. фиг. 13) до образования прямого угла с группой секций 4. При этом боковые стенки попарно 10 и 19, а также 13 и 14 стыкуются и фиксируются между собой с помощью щелевых стопоров 20 (каждый из которых состоит из двух плоских накладок, неподвижно закрепленных на боковых стенках 14 и 19, в которые вставляются соответственно боковые стенки 13 и 10), приводя таким образом шину в рабочее состояние (придавая ей Г-образную форму) После этого шину накладывают на поврежденную конечность пострадавшего человека и фиксируют ее относительно конечности с помощью ремней 21, 22 и 23 с "липучками" 24. После доставки пострадавшего в лечебное учреждение шину расфиксируют и быстро складывают в транспортное положение в обратном порядке. Использование предлагаемого изобретения позволяет: 1. Повысить эффективность работы шины по иммобилизации любых поврежденных верхних и нижних конечностей пострадавшего человека путем обеспечения высокой надежности работы шины в самых тяжелых условиях. 2. Повысить удобство эксплуатации шины путем обеспечения возможности хранения и транспортировки шины в любой стандартной медицинской укладке за счет обеспечения малых габаритов шины в походном положении. Это особенно важно при использовании шин в боевых условиях, а также при проведении спасательных работ в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, малые транспортные габариты шины позволяют высвобождать место в салоне транспортного средства скорой медицинской помощи для размещения дополнительного очень нужного в условиях цейтнота времени медицинского имущества. 3. Избавить пострадавшего человека от дополнительных болевых ощущений при его транспортировке из леса, из развалин зданий и сооружений, из обломков транспортного средства и т.п. за счет исключения контакта поврежденной конечности с окружающими предметами: ветками, сучками, кусками арматуры, обломками и т.д. 4. Повысить технологичность изготовления шин за счет упрощения формы ее основных составных частей - секций прямоугольной формы из хорошо обрабатываемого материала - ПВХ, позволяющих изготовлять эти секции с помощью любого режущего инструмента без применения специального оборудования или оснастки.Формула изобретения
Медицинская транспортная складная шина Петрушина - Шутака, содержащая ложемент для размещения поврежденной конечности и фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента, отличающаяся тем, что ложемент выполнен в виде двух групп шарнирно соединенных между собой жестких плоских секций, выполненных, например, из вспененного поливинилхлорида, причем каждая из групп имеет не менее двух секций, размещенных вдоль основания, которые, в свою очередь, имеют с обеих сторон откидывающиеся боковые секции, которые также шарнирно соединены между собой попарно в каждой группе, при этом группы секций выполнены с возможностью соединения между собой под прямым углом и снабжены стопором их жесткой фиксации в данном положении, в то же время фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента выполнен в виде по меньшей мере двух ремней, каждый из которых неподвижно закреплен относительно одной из секций основания по одному для каждой группы секций.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14