Канат внешней подвески вертолета и способ его изготовления

Реферат

 

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в составе внешней подвески грузов, транспортируемых вертолетом. Канат внешней подвески содержит несколько отрезков ленты, соединенных в виде замкнутых колец, которые концентрично вложены одно в другое и сложены с образованием средней части и концевых петель и к каждому из которых в местах перегибов петель с внутренней стороны пристрочены концами усиливающие отрезки ленты, а набор ленточных колец в месте перегиба одной петли вывернут внутренней стороной наружу. Способ изготовления каната внешней подвески характеризуется тем, что перед раскроем ленты производят ее разметку под нагрузкой, равной 1-2% от разрушающей нагрузки ленты. Раскроенные отрезки ленты соединяют внахлест с образованием колец, к каждому сшитому ленточному кольцу прикрепляют усиливающие отрезки лент с внутренней стороны в месте перегиба одной петли и с наружной стороны лент в месте перегиба второй петли. Сшитые ленточные кольца вкладывают одно в другое, совмещая места перегибов петель с усиливающими отрезками одного типа. Фиксируют между собой ленты в наборе, а затем набор ленточных колец в месте перегиба петли с усиливающими отрезками, расположенными с наружной стороны ленточных колец, выворачивают внутренней стороной наружу. Изобретение обеспечивает равномерное нагружение лент, высокую прочность и надежность каната. 2 с.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в составе внешней подвески грузов, транспортируемых вертолетом и т.п.

Известны грузовые стропы ленточного типа (патенты США N 3592502 публ. 71 г. , N 4052095 публ. 77 г., N 4239271 публ. 78 г. НКИ: 294-74), включающие несколько полос преимущественно из синтетического материала, сложенных различным образом с образованием на концах петель и прошитых в промежуточных участках, в местах перехлеста и вблизи концов петель.

В качестве прототипа принято устройство гибкого грузового троса внешней подвески по патенту США N 3592502, НКИ: 294-74, 1971 г., в котором петли образованы наложением и сшиванием вдвое противоположных сторон витков из уложенных полос материал, а в области перегибов петель установлены с внутренней стороны и пришиты по всей их длине усиливающие отрезки ленты.

Недостатком известных конструкций внешней грузовой подвески является концентрация напряжений в местах сшивания лент между собой в средней части, а также в местах сшивания усиливающих полос на перегибах петель вследствие неравнопрочности витков материала. Это подтверждают испытания образцов на разрыв при статическом нагружении, при которых наблюдается значительный разброс разрушающих нагрузок. Учитывая возможные потери прочности, в тросы закладываются дополнительные витки, возмещающие эти потери, что удорожает и утяжеляет внешнюю подвеску.

Известен способ изготовления двухпетлевого ленточного стропа (патент РФ N 2090483, МКИ: B 66 C 1/12, публ. 95 г.), принятый в качестве прототипа, включающий нарезку ленты заданной длины, соединение концов отрезка ленты внахлест продольным швом, складывание вдвое сшитой ленты с образованием по краям двух петель, укрепление петель у основания поперечным швом с последующей прошивкой поверхности сложенной ленты. Перед соединением концов ленты внахлест на ленту надевают два чехла длиной 2/3 - 4/5 длины петли в готовом стропе, а на рабочую поверхность готового стропа надевают третий чехол и фиксируют его.

К недостаткам способа можно отнести большой разброс по прочности полученных таким образом ленточных стропов.

Задачей предлагаемого изобретения является создание конструкции троса для внешней подвески груза, в том числе - внешней подвески для транспортировки груза вертолетом, обладающей высокими прочностью и надежностью без ее утяжеления и увеличения стоимости, и создание способа, улучшающего прочностные свойства получаемого изделия.

Эта задача достигается благодаря тому, что в канате внешней подвески вертолета, содержащем несколько отрезков ленты, соединенных с образованием средней части и законцовок в виде петель, и усиливающие отрезки ленты, расположенные в местах перегибов петель с внутренней стороны ленты и прикрепленные к ней, каждый отрезок ленты соединен в виде замкнутого кольца, ленточные кольца вложены одно в другое, а набор ленточных колец в месте перегиба одной петли вывернут внутренней стороной наружу.

Способ изготовления каната внешней подвески вертолета, включающий раскрой ленты, соединение концов отрезка ленты внахлест и складывание ленточного кольца в средней части с образованием по краям двух петель, предусматривает, что раскрой ленты производят под нагрузкой, равной 1-2% от разрушающей нагрузки для ленты, раскроенные отрезки ленты соединяют внахлест с образованием колец, к каждому сшитому ленточному кольцу прикрепляют усиливающие отрезки ленты с внутренней стороны лент в месте перегиба одной петли и с наружной стороны лент в месте перегиба второй петли, сшитые ленточные кольца вкладывают одно в другое, совмещая месте перегиба петель с усиливающими отрезками одного типа, и фиксируют между собой ленты в наборе, а затем набор ленточных колец в месте перегиба петли с усиливающими отрезками, расположенными с наружной стороны ленточных колец, выворачивают внутренней стороной наружу.

Раскрой отрезков лент с предварительной разметкой ленты, находящейся под нагрузкой, равной 1 - 2% от разрушающей, обеспечивает более равномерное нагружение каждого ленточного кольца при нагружении каната внешней подвески вертолета.

Выворачивание набора ленточных колец на 180o наружу внутренней стороной при образовании второй петли также направлено на выравнивание нагружения каждого ленточного кольца.

Ленточные кольца в наборе не сшиты между собой, благодаря чему не образуется дополнительных концентраторов напряжений.

Усиливающие отрезки, расположенные в зоне перегиба петель каждого ленточного кольца, обеспечивают требуемую прочность каната при меньшем числе ленточных колец и повышают его надежность. Расположение усиливающих отрезков в месте перегиба одной из петель снаружи от ленточных колец обеспечивает, после выворачивании их набора, расположение усиливающих отрезков в готовом канате с внутренней стороны петель. Прикрепление усиливающих отрезков к ленточному кольцу только по концам направлено на исключение дополнительных концентраторов напряжений.

На фиг. 1 изображен предлагаемый канат внешней подвески вертолета с коушными катушками (верхний коуш повернут на 90 o), на фиг. 2 - набор ленточных колец, на фиг. 3 - схема выворачивания набора ленточных колец на 180o.

Канат внешней подвески вертолета состоит из набора ленточных колец 1, раскрой ленты для которых производят после ее разметки под нагрузкой, составляющей 1 - 2% от разрушающей нагрузки ленты. Сшивку ленты в кольцо осуществляют внахлест (фиг. 2) в местах 2 средней части каната. К каждому ленточному кольцу 1 в местах перегиба петель, отмеченных метками 3, пришиваются усиливающие отрезки 4 ленты продольными швами 5 по концам отрезков 4, причем в месте перегиба одной петли ленточного кольца 1 усиливающие отрезки 4 располагают с наружной стороны ленты, а в месте другой петли этого ленточного кольца 1 усиливающие отрезки 4 располагают с внутренней стороны ленты.

Ленточные кольца 1 вкладывают одно в другое, совмещая метки 3, и скрепляют набор колец по меткам 3 на перегибах петель и в нескольких местах средней части каната перевязками 7 из ниток.

Набор ленточных колец 1 со стороны петли, где усиливающие отрезки 4 расположены с наружной стороны лент, выворачивают на 180o (см. фиг. 3), внутренней стороной наружу. При этом усиливающие отрезки 4 оказываются расположенными с внутренней стороны ленточных колец 1. Целесообразно перед выворачиванием набора ленточных колец 1 предварительно со стороны другой петли установить коушную катушку 8.

В местах перегиба петель для увеличения срока службы каната устанавливают коушные чехлы 9, а снаружи средней части каната - основной чехол 10 (см. фиг. 1). Коушные чехлы 9 скреплены с основным чехлом 10 силовыми ленточными перевязками 11.

Разметка ленты под нагрузкой и выворачивание набора ленточных колец на 180o позволяют частично компенсировать заложенные в лентах разницу длин и разброс по прочности и обеспечить, таким образом, практически равномерное нагружение каждого ленточного кольца. Свободное положение лент в наборе ленточных колец (без сшивок их между собой), как и сшивка усиливающих отрезков лент только по их концам, направлено на уменьшение концентраторов напряжений при работе каната.

Полученный канат внешней подвески вертолета заменит применяемые в настоящее время металлические канаты, от которых он отличается большей гибкостью, меньшим весом и простотой эксплуатации.

Формула изобретения

1. Канат внешней подвески вертолета, содержащий несколько отрезков ленты, соединенных с образованием средней части и законцовок в виде петель, и усиливающие отрезки ленты, расположенные в местах перегибов петель с внутренней стороны ленты и прикрепленные к ней, отличающийся тем, что каждый отрезок ленты соединен в виде замкнутого кольца, ленточные кольца вложены одно в другое, а набор ленточных колец в месте перегиба одной петли вывернут внутренней стороной наружу.

2. Способ изготовления каната внешней подвески вертолета, включающий раскрой ленты, соединение концов отрезка ленты внахлест и складывание ленты с образованием по краям двух петель, отличающийся тем, что раскрой ленты производят под нагрузкой, равной 1-2% от разрушающей нагрузки для ленты, раскроенные отрезки ленты соединяют внахлест с образованием колец, к каждому сшитому ленточному кольцу прикрепляют усиливающие отрезки ленты с внутренней стороны лент в месте перегиба одной петли и с наружной стороны лент в месте перегиба второй петли, сшитые ленточные кольца вкладывают одно в другое, совмещая места перегибов петель с усиливающими отрезками одного типа, и фиксируют между собой ленты в наборе, а затем набор ленточных колец в месте перегиба петли с усиливающими отрезками, расположенными с наружной стороны ленточных колец, выворачивают внутренней стороной наружу.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3