Способ контроля состояния реле
Реферат
Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для ускоренной комплексной проверки текущего состояния реле в коммутационном оборудовании. Технический результат изобретения достигается контролем эксплуатируемых реле по одному обобщенному параметру, зависящему от всех основных контролируемых технических характеристик реле, связанному с площадью импульса напряжения или тока по отношению к его исходному значению. Использование предлагаемого способа контроля позволяет по сравнению с существующими способами контроля получать следующие преимущества: отслеживать постепенные отказы реле, контролировать у реле сразу целую совокупность параметров, характеризуя непосредственно его эксплуатационное состояние, он прост в реализации и удобен для использования в автоматических системах контроля. Его использование в существующих системах коммутации не требует никаких переделок. 2 ил.
Изобретение относится к области информационно-измерительной техники и может быть использовано для ускоренной комплексной проверки текущего состояния реле в коммутационном оборудовании.
В современном коммутационном оборудовании контроль состояния используемого реле производят по целом комплексу параметров, напрямую не связанных между собой: - времени срабатывания и отпускания контактов реле; - значению тока срабатывания и отпускания реле; - состоянию контактной пары. Известны устройства и способы, позволяющие контролировать эти параметры раздельно, вне связи между собой: Время срабатывания и отпускания: Авторское свидетельство СССР N 1023429, кл. H 01 H 47/00, БИ N 22, 1983 г.; Значение токов срабатывания и отпускания реле: Авторское свидетельство СССР N 1795525, кл. H 01 H 47/00. БИ N 6, 1993 г.; Состояние контактной пары: Авторское свидетельство СССР N 1163381, кл. H 01 H 47/00, БИ N 23, 1985 г. Наиболее близким из перечисленных устройств и способов к заявляемому можно отнести "Способ контроля срабатывания электромагнитного реле" авторов Е. Н. Тарасова и Н.Е. Федорова. Авторское свидетельство СССР N 1795525, кл. H 01 H 47/00, БИ N 6, 1993 г. По данному способу через обмотку реле пропускают, постепенно увеличивая, ток, непрерывно измеряя его значение. Первое пикообразное измерение тока соответствует току прямого подъема, второе его пикообразное изменение - току полного притяжения. Однако данный способ контроля не охватывает всей совокупности параметров контролируемых при эксплуатации реле в коммутационных устройствах, то есть не позволяет ответить на вопрос, пригодно ли реле к дальнейшей эксплуатации или нет. Решить вопрос комплексной проверки состояния эксплуатируемого реле в рамках данного способа не представляется возможным. Так, например, этим способом не контролируется состояние контактной пары, а также быстродействие реле. Это обусловлено тем, что в качестве поверяемого параметра берется конкретный параметр реле, определяющий его конкретную техническую характеристику, контролируемую при выпуске реле. При эксплуатации же реле требуется контроль работоспособности реле в аппаратуре, определяемой всей совокупностью технических характеристик реле в комплексе (совместно). Сущность предлагаемого изобретения достигается тем, что комплексный контроль состояния эксплуатируемых реле осуществляется по параметру, связанному с площадью импульсов напряжений или токов на выходе коммутационного оборудования при подаче на обмотки реле импульса рабочего напряжения (тока). Другим отличием является то, что длительность управляющего импульса, подаваемого на обмотки реле, соизмерима с временем переключения контактов реле. Это позволяет контролировать все происходящие в реле переходные процессы. На фиг. 1 представлена схема испытания реле, реализующая предлагаемый способ; на фиг. 2 - результаты испытания реле. Схема испытания реле (фиг. 1) содержит генератор управляющих импульсов 1, реле (обмотку управления) 2, источник образцового напряжения 3, контактную группу испытываемого реле 4, вольтметр средневыпрямленных значений 5. Генератор управляющих импульсов 1 формирует управляющие импульсы рабочего напряжения, поступающие на обмотку реле 2, переключая контакты 4 с частотой поступающих импульсов. Напряжение с источника образцового напряжения 3 через контакты реле 4 поступают на вольтметр средневыпрямленных значений 5, где и производится его измерение. При использовании вольтметра B3-38 (fраб.min=20 Гц) при значении Uобр.= 8,85 В для испытываемого реле РП7 зависимость показаний от частоты представлена на фиг. 2 зависимостью 1 (скважность управляющих импульсов равна 2). Эту зависимость можно разбить на 3 участка: - I участок определяется инерционностью используемого средства измерения (Fраб.min=20 Гц) и для работы не годится; - II участок определяется влиянием как переходных процессов, так и установившихся, имеющих место в реле. Их соотношение и определяет значение показания вольтметра и входит в его рабочую область измерения. Этот участок является рабочим; - III участок не имеет установившихся процессов (частота срабатывания реле РП7<50 Гц) и для работы не годится. На рабочем участке II провели измерения, соответствующие следующим неисправностям: - зависимость 2 - подгорели обмотки управляющего реле; - зависимость 3 - подгорели контакты реле. Как видно из проведенных испытаний, отклонение технических характеристик от исходных приводит к уменьшению значений показаний вольтметра. Зная исходное (нормированное) значение, можно этим способом отслеживать нарастание изменений эксплуатационных свойств реле. Использование предлагаемого способа контроля позволяет по сравнению с существующими способами контроля реле получать следующие преимущества: - он позволяет отслеживать постепенные отказы реле; контролировать у реле сразу целую совокупность параметров, характеризуя непосредственно его эксплуатационное состояние; контролировать состояние реле непосредственно в месте его использования без его демонтажа; - он прост в реализации и удобен для использования в автоматических системах контроля. Его использование в существующих системах коммутации не требует никаких переделок.Формула изобретения
Способ контроля состояния реле, находящегося в эксплуатации, заключающийся в подаче на обмотку реле управляющих импульсов рабочего напряжения или тока, отличающийся тем, что измеряют напряжение, поступающее через контакты реле с источника образцового напряжения на вольтметр выпрямленных значений, и по уменьшению параметра, связанного с площадью импульса напряжения или тока, по отношению к его исходному значению судят о состоянии реле.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2