Способ анализа семантического поля человека

Реферат

 

Изобретение относится к медицине, в частности к онтопсихологии, и служит для определения таких характеристик семантического поля человека, как ориентированность и уровень реактивности, а также степень конгруэнтности или инконгруэнтности. У пациента вызывают состояние неустойчивого равновесия, формируют готовность к индукции с помощью словесной формулы мотивации поведения неопределенного типа. Затем оператор последовательно психически аутомоделирует разнонаправленные двигательные акты, которые индуцируют пациента. По характеру и степени выраженности возникающих у него сенсомоторных реакций анализируют семантическое поле. Способ позволяет правильно располагать пациентов в пространстве во время групповой психотерапии и повысить эффективность лечения.

Изобретение относится к медицине, а точнее, к онтопсихологии. В настоящее время онтопсихология является альтернативой другим психологическим направлениям в области методики исследовании и клинического анализа. Ее цель - достижение личностью более высокого уровня сознания, и она добилась больших результатов в обеспечении проникновения сознания в область бессознательного. Во всех проявлениях человеческой деятельности, от науки до искусства, именно индивидуальное сознание, а не внешние факторы, определяет внешнюю реальность. Поэтому следует понять природу всех проявлений, образов, воспоминаний, постоянно занимающих сознание, и контролировать их.

Функция психолога, и еще в большей степени психотерапевта, заключается в том, чтобы постоянно корректировать способность сознания к отражению изначального замысла природы и соответствию этому замыслу. Практическая методика онтопсихологии основывается на многолетнем опыте клинической работы. В целом, вся область психосоматики продолжает приводить в замешательство большую часть исследователей в сфере медицины и психологии. В то же время онтопсихология способна проникнуть в суть всех психосоматических явлений и разрешить связанные с ними проблемы. Онтопсихологическая школа, обогащаясь теоретическими знаниями других научных направлений, открывает для клинической практики новый метод исследования - анализ семантического поля. Семантическое поле - это совокупная информация, идущая от целостного организма и содержащая информационные послания всех инстанци психосоматической структуры человека, это базовая информация, предшествующая чувствам и сознанию. Эта информация может передаваться от одного субъекта к другому. И в этом случае принимающий информацию субъект может проанализировать ее, то есть проанализировать семантическое поле. Известен способ анализа семантического поля человека (пациента) путем интерпретации сновидений (А.Менегетти. Словарь образов. Ленинград. "Экоc", Ассоциация онтопсихологии. 1991 г., 89 стр..). Основываясь на психоаналитической технике толкования сновидений, онтопсихология выработала собственный метод интерпретации снов, исходя из того, что символика сна - это символика не сознательных представлений и убеждений человека, а символика его бессознателных инстанций.

В случае, когда пациент не запоминает снов или, как некоторые ошибочно полагают, вообще их "не видит", онтопсихология использует другой способ анализа семантического поля - имагогику.

(Онтопсихология : основные идеи, цели, понятия и методы. А.Б.Орлов - Вопросы психологии. 1994 г., N 3. стр. 150-155; А.Менегетти. Психология жизни. 10 лекций по онтопсихологии. Составители Е.В.Романова, Т.И.Сытько. - С-Пб. ИПЦ "Паллада", ФМБ "Пирал" и ИКА "Тайм-аут". 1992 г., стр. 19-23; А. Менегетти. Введение в онтопсихологию. Россия. Пермь. Хортон лимитед. 1993 г. , стр. 29-31.).

Имагогика представляет собой специальную психотерапевтическую процедуру, позволяющую пациенту войти в поток сна как в перманентную психическую активность. С помощью заданий на концентрацию внимания психотерапевт вводит пациента в состояние самоиндуцируемого транса, в котором возникает ряд зрительных образов, очень напоминающих сновидения. Когда пациент рассказывает о своих образах, психотерапевт слушает и следит за тем, чтобы описываемая ситуация соответствовала той информации, которую психотерапевт получает через семантическое поле с помощью своего тела. Таким образом, в процессе психотерапевтической процедуры недостаточно видеть пациента и слышать его слова. Для получения полной картины психотерапевт должен "дотронуться до него взглядом", прислушаться к резонансу от этого прикосновения. При этом он воспринимает при помощи своего бессознательного эманацию семантического поля, исходящую от бессознательного пациента. Окончательная интерпретация, предлагаемая пациенту, представляет собой сочетание символической трактовки психотерапевтом возникших образов и непосредственного восприятия им семантического поля пациента в виде соматических ощущений, например пульсации в определенных частях собственного тела. Если пациент - человек зрелый, аутентичный, тогда то, что он говорит, будет соответствовать тому, что он собой представляет. Если же он болен, психотерапевт почувствует противоречие между тем, что он являет собой в реальности. Именно в этот момент можно определить путь, критерии, на основании которых следует помогать пациенту.

В описанных способах анализа семантического поля человека не определяют такие его характеристики как ориентированность и уровень реактивности, а также степень конгруэнтности или инконгруэнтности.

Целью предлагаемого изобретения является расширение возможностей анализа семантического поля при одновременном ускорении, упрощении и объективизации этого процесса.

Поставленная цель достигается за счет того, что у пациента вызывают состояние неустойчивого мышечного равновесия, формируют готовность к индукции с помощью словесной формулы мотивации поведения неопределенного типа, а затем оператором последовательно психически аутомоделируют разнонаправленные двигательные акты, которые индуцируют на пациента и по характеру и степени выраженности возникающих у него при этом сенсомоторных реакций определяют ориентированность и уровень реактивности, а также степень конгруэнтности или инконгруэнтности семантического поля.

При реализации данного способа оператор (в качестве которого может выступать психотерапевт, психоаналитик, психолог и т.п.) и пациент стоят лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Такая дистанция оптимальна для восприятия семантического поля.

Оператор предлагает пациенту встать ровно и закрыть глаза, вызывая у него, тем самым, состояние неустойчивого мышечного равновесия, которое способствует повышению акцентуации восприятия. Чтобы войти в резонансное взаимодействие с пациентом ("присоединиться") оператор начинает копировать его состояние (покачивание, микродвижения, дыхание). Затем оператор, обращаясь к пациенту, произносит словесную формулу мотивации поведения неопределенного типа, содержащую предикаты кинестетической модальности, и которая формирует у пациента готовность к индукции. Далее оператор психически аутомоделирует (создает мысленный образ) двигательные акты, которые индуцирует пациента. Причем аутомоделирование и индуцирование двигательных актов осуществляется в определенной последовательности: от общих, например, наклон туловища, до высокодифференцированных мышечных движений, например пальцев рук или языка. Там, где это возможно двигательный акт имеет разное направление: вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево.

Аутомоделировать можно разные физиологические процессы, но по двигательному акту проще анализировать семантическое поле.

За счет индукции у пациента возникают сенсомоторные реакции разного характера и степени выраженности.

Если пациент почти не реагирует на индуцируемый процесс, то это означает, что у него чувствительность к внешнему воздействию или реактивность практически отсутствует, то есть его семантическое поле имеет интроверсивную (вовнутрь) ориентированность. Если же пациент реагирует на индуцируемый процесс, значит, он чувствителен к внешнему воздействию, то есть его семантическое поле имеет экстраверсивную (наружу) ориентированность.

Уровень реактивности семантического поля определяют по величине эффективного (для реализации индукции) межличностного пространства в системе оператор - пациент. Так, если индукция сенсомоторных реакций в стандартном положении для тестирования не отмечается - низкий уровень реактивности; если регистрируют реакции при величине межличностного пространства 1-5 метров средний уровень, а когда свыше 5 метров - высокий уровень реактивности.

Наряду с этими показателями выявляют конгруэнтность или инконгруэнтность семантического поля - сходство или несходство полей в системе оператор - пациент.

Конгруэнтность определяют по степени совпадения индуцируемых и возникающих сенсомоторных реакций. Чем выше совпадение, тем выше конгруэнтность.

Инконгруэнтность оценивают также по степени совпадения векторов индуцируемых и возникающих сенсомоторных реакций, но с противоположным знаком. Это своего рода индикатор пародоксальности реагирования пациента.

Степень конгруэнтности (или инконгруэнтности) определяют по уровню дифференцированности возникающих сенсомоторных реакций. Чем выше дифференцированность реакции при последовательном индуцировании двигательных актов (реагируют пальцы конечностей или язык), тем выше степень конгруэнтности (или инконгруэнтности), чем ниже дифференцированность реакции (реагирует только туловище), тем ниже степень конгруэнтности (или инконгруэнтности).

Таким образом, можно говорить о высокой, средней или низкой степени конгруэнтности (или инконгруэнтности).

Все выявленные признаки семантического поля необходимо учитывать на психосоматическом уровне при любом взаимодействии в системе врач-пациент, будь то составление прогноза лечения или эффективности вакцинопрофилактики. Причем эти признаки можно учитывать все сразу или порознь.

Так, ориентированность поля позволяет уточнить длительность курса лечения и дозировок (медикаментозное, массаж, иглорефлексотерапия и т.д.).

При экстраверсивной ориентированности поля дозы меньше и длительность короче, чем интроверсивной ориентированности поля. Уровень реактивности позволяет уточнить пролонгированность курса и величину дозировок. Например, при высоком уровне реактивности достаточен краткий курс лечения малыми дозами (при вакцинации рекомендуемый режим - по типу гипоиммунизации); при низком уровне реактивности-пролонгированный курс лечения более высокими дозами (при вакцинации лучший эффект дает гипериммунизация).

Если выявлена инконгруэнтность семантического поля, то действовать на пациента надо от обратного: "Не обязательно слушать мой голос". И он обязательно слушает. "Вы все будете помнить". И он все забывает. "Вам всегда хочется есть". И у него уменьшается аппетит. Рефлекторное воздействие для снижения аппетита вызывает у него "зверский" аппетит, а снотворная рецептура - бессоницу. То есть у пациентов с инконгруэнтностью семантического поля наблюдается парадоксальное реагирование, обратный эффект на психосоматическом уровне по сравнению с пациентами, у которых выявлена конгруэнтность семантического поля. Так как инконгруэнтность проявляется в системе человек - человек (оператор - пациент, пациент-пациент), то ее следует учитывать при проведении групповой психотерапии. Расположение пациентов в группе без учета этого признака может привести к негативным результатам : раздражительность, отсутствие чувства отдыха, непогружаемость в лечебный транс, головные боли после сеанса и т.п.. При правильном размещении их в пространстве негативные явления исчезают.

Следует отметить, что предлагаемое изобретение реализуется очень быстро, в течение нескольких минут ; просто, так как может быть осуществлено любым специалистом, способным осуществить аутомоделирование и индуцирование двигательного акта.

Для объективизации процесса можно использовать визуальный контроль третьего лица или контроль с помощью технических средств (фото, электромагнитных устройств и т.д.).

Пример. Больной М. обратился с жалобами на раздражительность, неустойчивость настроения, бессоницу, снижение работоспособности. Психотерапевт использовал заявляемый способ, чтобы выявить показатели семантического поля, а по ним наметить тактику и составить прогноз лечения.

Для этого психотерапевт и больной М. расположились лицом к лицу на расстоянии вытянутых рук, после чего было предложено М. встать ровно и закрыть глаза. М. начал учащенно дышать, слегка (едва уловимо) покачиваться вперед, назад и у него отмечалось легкое подрагивание век. Психотерапевт для резонансного взаимодействия начал копировать его состояние, затем произнес, обращаясь к пациенту, словесную формулу, которая заключала в себе мотивацию поведения неопределенного типа. После этого он психически аутомоделирует сначала наклон туловища вперед и индуцирует этот двигательный акт на пациента, у которого туловище также наклоняется вперед. Затем он аутомоделирует поворот туловища направо, и пациент после индуцирования поворачивает туловище направо. После этого психотерапевт психически аутомоделирует последовательно подъем рук, движение отдельных пальцев, подъем ног, движение пальцев ног. Пациент также поднимает руки, а вот движение отдельных пальцев не воспроизводит. Все это воспроизводится при межличностном расстоянии врач-пациент до четырех метров. Исходя из этого, психотерапевт делает вывод, что у больного М. экстраверсивная ориентированность реактивности семантического поля, средний уровень реактивности, а степень конгруэнтности тоже средняя.

Поэтому для улучшения состояния больному М. необходима средняя продолжительность курса лечения, средние дозировки, прямая (а не обратная) реализация назначения.

Формула изобретения

Способ анализа семантического поля человека, включающий дистантное, резонансное и индуктивное взаимодействие оператора и пациента, отличающийся тем, что у пациента вызывают состояние неустойчивого мышечного равновесия, формируют готовность к индукции с помощью словесной формулы мотивации поведения неопределенного типа, включающей предикаты кинестетической модальности, а затем оператором последовательно психически аутомоделируют разнонаправленные двигательные акты, которые индуцируют пациента, и по характеру и степени выраженности возникающих у него сенсомоторных реакций анализируют семантическое поле, определяя такие его признаки, как ориентированность, уровень реактивности, а также конгруэнтность или инконгруэнтность и их величину, при этом интро- или экстраверсивную ориентированность определяют по чувствительности к внешнему воздействию, уровень реактивности - высокий, средний или низкий в зависимости от межличностного пространства между оператором и пациентом, конгруэнтность или инконгруэнтность выявляют по степени совпадения индуцируемых и возникающих сенсомоторных реакций, а их величину - высокую, среднюю или низкую определяют по уровню дифференцированности возникающих сенсомоторных реакций.