Боевая часть

Реферат

 

Изобретение относится к военной техники, а именно боевым частям, и может быть использовано при разработке различных боеприпасов, в том числе боевых частей с парашютной системой стабилизации для реактивных снарядов систем залпового огня. Боевая часть содержит корпус, боевой отсек, отсек с парашютной системой стабилизации, исполнительный механизм, пороховой заряд, дно, крышку, подвижное основание, толкатель, элементы форсирования, упор, расширительную камеру и газоводы. Отсек с парашютной системой стабилизации снабжен диафрагмой, выполненной в виде стакана с периферийно расположенными газоводами и скрепленной с корпусом. Между диафрагмой и дном образована камера высокого давления, толкатель установлен вдоль продольной оси и с одной стороны жестко скреплен с подвижным основанием, а с другой - соединен гибкой связью с парашютной системой стабилизации, уложенной вокруг толкателя. Исполнительный механизм размещен внутри диафрагмы, а пороховой заряд - в камере высокого давления, которая газодинамически связана с расширительной камерой посредством газоводов. Изобретение позволяет создавать боевые части, надежно функционирующие при угловых скоростях, характерных для вращающихся снарядов, при одновременном улучшении конструктивно-технологических характеристик. 2 ил.

Изобретение относится к военной технике, а именно боевым частям, и может быть использовано при разработке различных боеприпасов, в том числе боевых частей с парашютной системой стабилизации для реактивных снарядов систем залпового огня.

Боевые части, в состав которых входит парашютная система стабилизации (ПСС), обладают существенно более высокой эффективностью по сравнению с обычными боевыми частями.

Особенностью данных боеприпасов является то, что их нормальное функционирование и эффективность действия во многом зависит от выбора конструктивно-компоновочной схемы, позволяющей обеспечить стабилизированный полет при выходе на режим ПСС и дальнейшем движении к цели.

Известна конструкция боевой части по заявке Великобритании N 1522018, F 42 B 13/32, опубл. 23.08.78 г., ИСМ N 1, вып. 98, 1978 г., содержащая боевой отсек, систему аэродинамического торможения и исполнительный механизм.

Такая конструкция боевой части позволяет осуществить аэродинамическое торможение при небольших скоростях ее отделения от носителя.

Однако, эта конструкция не позволяет обеспечить надежное функционирование системы аэродинамического торможения при больших скоростях полета носителя.

Таким образом, задачей данного технического решения являлось обеспечение аэродинамического торможения боеприпаса при небольших скоростях отделения от носителя.

Сходными признаками известного технического решения и заявляемого объекта является наличие боевого отсека, системы аэродинамического торможения и исполнительного механизма.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому техническому результату является боевая часть по патенту ФРГ N 3705078, F 42 B 13/38, опубл. 21.04.88 г. , ИСМ N 11, вып. 105, 1988 г., содержащая корпус, боевой отсек, отсек с парашютной системой стабилизации, исполнительный механизм, пороховой заряд, дно, крышку, подвижное основание, толкатель, элементы форсирования, упор, расширительную камеру и газоводы.

Такая конструкция боевой части позволяет обеспечить достаточно надежное функционирование системы аэродинамического торможения (парашютной системы стабилизации) при больших скоростях полета носителя.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известной боевой части, принятой за прототип, относится то, что надежность ее функционирования, в основном, обеспечивается за счет передачи усилия на элементы форсирования через детали обечайки, расположенные по периметру корпуса и крышку. Это затрудняет возможность применения такой конструкции во вращающихся снарядах, так как может произойти запутывание парашютной системы на частях обечайки, более того, при угловых скоростях, характерных для вращающихся снарядов, такое запутывание практически неизбежно и, соответственно, будет приводить к отказу ПСС и боеприпаса в целом. К тому же периферийное расположение внутри парашютного отсека частей обечайки может привести к перекосу и заклиниванию подвижного основания во время его движения в процессе работы и, следовательно, в конструкцию необходимо закладывать более жесткие требования, как к равнопрочности отдельных частей этих элементов, так и величине допускаемых отклонений по их длине при изготовлении.

Таким образом, задачей данного технического решения (прототипа) являлось обеспечение функционирования боевой части с парашютной системой стабилизации при больших скоростях полета носителя, без обеспечения ее надежной работы при угловых скоростях вращения, характерных для вращающихся снарядов.

Общими признаками с предлагаемой авторами боевой частью являются корпус, боевой отсек, отсек с парашютной системой стабилизации, исполнительный механизм, пороховой заряд, дно, крышка, подвижное основание, толкатель, элементы форсирования, упор, расширительная камера и газоводы.

В отличие от прототипа, в предлагаемой авторами боевой части отсек с парашютной системой стабилизации снабжен диафрагмой, выполненной в виде стакана с периферийно расположенными газоводами и жестко скрепленной с корпусом, между диафрагмой и дном образована камера высокого давления, толкатель установлен вдоль продольной оси и с одной стороны жестко скреплен с подвижным основанием, а с другой - соединен гибкой связью с парашютной системой стабилизации, уложенной вокруг толкателя, причем исполнительный механизм размещен внутри диафрагмы, а пороховой заряд - в камере высокого давления, которая газодинамически связана с расширительной камерой посредством газоводов.

Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.

Указанные признаки, отличительные от прототипа, и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты во всех случаях достаточны.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение надежного функционирования боевой части при угловых скоростях, характерных для вращающихся снарядов.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известной боевой части, содержащей корпус, боевой отсек, отсек с парашютной системой стабилизации, исполнительный механизм, пороховой заряд, дно, крышку, подвижное основание, толкатель, элементы форсирования, упор, расширительную камеру и газоводы, особенность заключается в том, что отсек с парашютной системой стабилизации снабжен диафрагмой, выполненной в виде стакана с периферийно расположенными газоводами и жестко скрепленной с корпусом, между диафрагмой и дном образована камера высокого давления, толкатель установлен вдоль продольной оси и с одной стороны жестко скреплен с подвижным основанием, а с другой - соединен гибкой связью с парашютной системой стабилизации, уложенной вокруг толкателя, причем исполнительный механизм размещен внутри диафрагмы, а пороховой заряд - в камере высокого давления, которая газодинамически связана с расширительной камерой посредством газоводов.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяет, в частности, за счет выполнения: - отсека с парашютной системой стабилизации, снабженного диафрагмой, выполненной в виде стакана с периферийно расположенными газоводами и жестко скрепленного с корпусом, а между диафрагмой и дном - камеры высокого давления - разделить высокотемпературный газ высокого давления от низкотемпературного газа рабочего давления и, тем самым, исключить влияние температурных нагрузок на парашютную систему стабилизации и элементы ее крепления, а более равномерное перетекание газа в расширительную камеру исключило резкое нарастание давления и, соответственно, обеспечило плавное движение подвижного основания (без перекосов и заклинивания), а также значительно снизить силовые и температурные нагрузки в расширительной камере, что позволило отказаться от тепловой защиты парашютной системы стабилизации и ее элементов, - толкателя, установленного вдоль продольной оси боевой части, и с одной стороны жестко скрепленного с подвижным основанием, а с другой - соединенного гибкой связью с парашютной системой стабилизации, уложенной вокруг толкателя, обеспечить надежное функционирование парашютной системы стабилизации в процессе ввода парашюта в воздушный поток, исключить его запутывание и повысить технологичность конструкции, - размещения исполнительного механизма внутри диафрагмы, а порохового заряда - в камере высокого давления, повысить надежность воспламенения и равномерность горения порохового заряда и улучшить в целом внутрибаллистические характеристики устройства.

Сущность изобретения заключается в том, что боевая часть, содержащая корпус, боевой отсек, отсек с парашютной системой стабилизации, исполнительный механизм, пороховой заряд, дно, крышку, подвижное основание, толкатель, элементы форсирования, упор, расширительную камеру и газоводы, в отличие от прототипа, согласно изобретению отсек с парашютной системой стабилизации снабжен диафрагмой, выполненной в виде стакана с периферийно расположенными газоводами и жестко скрепленной с корпусом, между диафрагмой и дном образована камера высокого давления, толкатель установлен вдоль продольной оси и с одной стороны жестко скреплен с подвижным основанием, а с другой - соединен гибкой связью с парашютной системой стабилизации, уложенной вокруг толкателя, причем исполнительный механизм размещен внутри диафрагмы, а пороховой заряд - в камере высокого давления, которая газодинамически связана с расширительной камерой посредством газоводов.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен общий вид боевой части, на фиг. 2 - положение парашютной системы стабилизации после выхода из отсека и введения в воздушный поток.

Предлагаемая боевая часть содержит корпус 1, боевой отсек 2, отсек с парашютной системой стабилизации 3, исполнительный механизм 4, пороховой заряд 5, дно 6, крышку 7, подвижное основание 8, толкатель 9, элементы форсирования 10, упор 11, расширительную камеру А, газоводы Б, диафрагму 12, камеру высокого давления В, гибкую связь 13 и парашютную систему 14.

Боевая часть работает следующим образом.

При подаче команды срабатывает исполнительный механизм 4, который воспламеняет пороховой заряд 5, горячие газы наполняют камеру высокого давления В, из которой они перетекают по газоводам Б в расширительную камеру А. При достижении в расширительной камере А определенного давления развивается усилие, которое передается от подвижного основания 8 через толкатель 9 и крышку 7 на элементы форсирования 10, после срабатывания которых крышку 7 сбрасывают, подвижное основание 8 плавно перемещают до упора 11, а парашютную систему стабилизации 14, соединенную гибкой связью 13 с толкателем 9, вводят в воздушный поток и начинают режим стабилизированного движения боевой части к цели.

Выполнение боевой части в соответствии с изобретением обеспечивает ее надежное функционирование при угловых скоростях, характерных для вращающихся снарядов, и позволяет повысить эффективность боевого применения за счет повышения надежности при выходе парашютной системы стабилизации из отсека и вводе ее в воздушный поток, кроме того, такая конструкция обладает более высокими конструктивно-технологическими характеристиками.

Надежность такой боевой части возрастает на 20-25%, а конструктивно-технологические характеристики повышаются на 10-15%.

Изобретение может быть использовано при разработке различных боеприпасов, в том числе боеприпасов реактивных систем залпового огня.

Указанный положительный эффект подтвержден испытаниями опытных образцов боевых частей, выполненных в соответствии с изобретением.

В настоящее время разработана конструкторская документация, проведены государственные испытания, намечено серийное производство.

Формула изобретения

Боевая часть, содержащая корпус, боевой отсек, отсек с парашютной системой стабилизации, исполнительный механизм, пороховой заряд, дно, крышку, подвижное основание, толкатель, элементы форсирования, упор, расширительную камеру и газоводы, отличающаяся тем, что отсек с парашютной системой стабилизации снабжен диафрагмой, выполненной в виде стакана, с периферийно расположенными газоводами и жестко скрепленной с корпусом, между диафрагмой и дном образована камера высокого давления, толкатель установлен вдоль продольной оси и с одной стороны жестко скреплен с подвижным основанием, а с другой - соединен гибкой связью с парашютной системой стабилизации, уложенной вокруг толкателя, причем исполнительный механизм размещен внутри диафрагмы, а пороховой заряд - в камере высокого давления, которая газодинамически связана с расширительной камерой посредством газоводов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2