Погружной центробежный насос
Реферат
Изобретение относится к насосному машиностроению и может быть использовано в погружных центробежных насосах, предназначенных для закачки и откачки пластовой жидкости. Погружной насосный агрегат содержит несколько насосных секций, соединенных между собой винтами. В головке нижней насосной секции установлен корпус подшипника с каналами, служащими для прохода пластовой жидкости. Верхняя секция соединена основанием с головкой нижней секции посредством винтов. Шлицевая муфта, соединяющая валы между собой, является одновременно подвижной втулкой подшипника. Использование изобретения позволяет повысить надежность центробежного насоса путем ликвидации вибрации и биения вала насоса в зоне соединения насосных секций. 1 ил.
Изобретение относится к области насосного машиностроения и может быть использовано в погружных центробежных насосах, предназначенных для откачки или закачки жидкости в скважину.
Известны погружные центробежные насосы для механизированной добычи нефти из скважин, состоящие из нескольких последовательно соединенных насосных модуль секций. Соединение корпусов секций между собой фланцевое при помощи болтов, а соединение валов при помощи шлицевых муфт (Насосы погружные центробежные модульные типа ЭЦНМ и ЭЦНМК. ТУ 26-06-1485-96). К недостаткам этих насосов можно отнести низкую устойчивость к вибрации, что часто приводит к отвороту болтов и расчленению насосных секций. Наиболее близким техническим решением является насос погружной центробежный модульный, содержащий насосные секции, валы которых сочленены при помощи шлицевых муфт, а корпуса секций соединены при помощи винтов по типу корпус-фланец (свидетельство на П.М. N 9270, Б.П.М., 1990 г., N 2). К недостатку указанных насосов можно отнести то, что соединяемые валы секций имеют радиальные опоры, расположенные на значительном расстоянии от места их сочленения шлицевыми муфтами. Это обстоятельство приводит к тому, что свободные концы валов, имеющие малую жесткость, при работе насоса начинают отклоняться от оси вращения, т. е. возникает радиальное биение под действием центробежных сил от неуравновешенных вращающихся масс деталей, сидящих на свободных концах валов, таких как шлицевая муфта и детали осевого подшипникового узла. В результате возникает вибрация, вызывающая преждевременный износ радиальных подшипников и потерю работоспособности насоса вплоть до расчленения секций и "полета" части насосной установки в скважину. Технической задачей предполагаемого изобретения является повышение надежности центробежного насоса путем ликвидации вибрации и биения вала насоса в зоне соединения секций. Данная задача решается тем, что в зоне расположения шлицевой муфты устанавливается дополнительный радиальный подшипник, неподвижная часть которого размещается в головке нижней секции насоса и имеет каналы для прохода добываемой жидкости, а шлицевая муфта, соединяющая валы секций, является подвижной втулкой подшипника. На чертеже представлен продольный разрез погружного центробежного насоса. В головке 1 нижней насосной секции 2 установлен корпус подшипника 3 с каналами 4, служащими для прохода пластовой жидкости. Верхняя секция 5 соединена основанием 6 с головкой 1 нижней секции 2 посредством винтов 7. Шлицевая муфта 8, соединяющая валы 9 между собой, является одновременно подвижной втулкой подшипника 3. При работе насоса подшипник 3 удерживает свободные концы валов 9, соединенные посредством муфты 8 от биения, что существенно снижает вибрацию и повышает надежность центробежного насоса.Формула изобретения
Погружной насосный агрегат, состоящий из двух или нескольких насосных секций, последовательно соединенных между собой посредством винтов, отличающийся тем, что в головке нижней секции установлен радиальный подшипник с каналами для прохода пластовой жидкости, а шлицевая муфта, соединяющая валы секций, является втулкой подшипника.РИСУНКИ
Рисунок 1