Задвижка
Реферат
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для надежного перекрытия транспортирующих жидкие и газообразные среды трубопроводов. Задвижка содержит корпус с входным и выходным патрубками, запорный узел из двух дисков с уплотнительным элементом и упором. Диски связаны с шпинделем. Шпиндель снабжен распорной головкой. Уплотнительный элемент выполнен в виде охватывающей диски и замкнутой на шпинделе эластичной ленты. Распорная головка шпинделя выполнена в виде самотормозящего клина. В результате такого выполнения упрощается конструкция запорного узла и обеспечивается надежность и долговечность работы задвижки в целом. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области арматуростроения и может быть использовано в запорных устройствах, устанавливаемых на трубопроводах, транспортирующих жидкие и газообразные среды.
Известна задвижка, включающая в себя корпус с входным и выходным патрубками, запорный орган, состоящий из двух распорных дисков, связанных со шпинделем и имеющими уплотнительные элементы в виде металлических колец, а также распорный клин (Д.Ф.Гуревич. Трубопроводная арматура. - Л.: Машиностроение, 1975 г. , Авторское свидетельство СССР N 1298473, F 16 K 47/02, 1985 г). Недостатком известных задвижек является то, что для создания герметичности необходима тщательная притирка уплотнительных элементов, а процесс закрывания и открывания связан с необходимостью приложения больших усилий. Это объясняется тем, что запорный орган в момент закрытия задвижки одновременно совершает движение в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. В результате идет усиленное трение поверхностей уплотнительных колец и их износ. Если в момент закрытия между уплотнительными кольцами попадает твердая частица (песок, окалина, накипь и т.п.), то герметичность теряется, и задвижка начинает пропускать уплотняемую среду, и образуются раковины. Ремонт и последующая подгонка уплотняемых элементов известной задвижки связаны с большой трудоемкостью и необходимостью применения специализированного оборудования. Применение в этих задвижках мягких или эластичных прокладок в уплотняемых элементах (кольцах) невозможно, т.к. в силу их скользяще-распирающего движения в момент закрытия они будут вывернуты и порваны. Известны также задвижки, содержащие корпус с входным и выходным патрубками, запорный орган, состоящий из упора и двух распорных дисков с уплотнительными элементами в виде металлических колец, связанных со шпинделем, снабженным распорной сферической головкой. При этом распорная головка шпинделя имеет фигурные выступы, взаимодействующие с винтовыми выступами дисков, угол наклона которых меньше угла наклона резьбы шпинделя, причем резьба шпинделя и винтовая линия выступов выполнены взаимно противоположного направления (Авторское свидетельство СССР N 1315703, F 16 K 3/18, 1985 г. - прототип и N 1476223 F 16 K 3/18, 1987 г.). Применение шпинделя с распорной сферической головкой позволило разделить во времени вертикальное и горизонтальное движение дисков и исключить скользящее движение уплотнительных колец между собой, что повысило долговечность их работы. Однако эти известные решения значительно усложнили конструкцию запорного узла задвижки, ее ремонт и работу с ней. И по-прежнему, в случае попадания между уплотнительными кольцами иногородних частиц - песка, окалины и т.п., задвижка будет пропускать уплотняемую среду, что вызовет быстрый кавитационный износ рабочих поверхностей ее уплотнительных колец. Кроме того, в известной задвижке увеличенный момент на маховике, необходимый для плотного прижатия распорных дисков запорного узла к ответным кольцам корпуса, приводит к быстрому износу резьбы на шпинделе. Износу резьбы будет содействовать и то положение, когда при закрытии задвижки распорная сферическая головка шпинделя, принимая давление дисков, будет перераспределять его и значительную часть усилий направит на резьбовое соединение шпинделя с гайкой, что также вызовет их преждевременный износ. В случае, если шпиндель имеет пневмо- или гидропривод, то для удержания задвижки в закрытом положении необходимо будет всегда держать давление в приводах, чтобы нейтрализовать выталкивающее усилие шпинделя. Сделать так, чтобы при закрытой задвижке сферическая головка шпинделя взаимодействовала с дисками своей цилиндрической частью и обеспечивала бы условия полной взаимной нейтрализации осевых сил, практически невозможно. У известной задвижки отсутствуют какие-либо компенсирующие или амортизирующие способности у дисков запорного органа, поэтому любой, даже самый минимальный износ их уплотнительных колец, приводит к потери герметичности. Более того, для нормальной работы известных задвижек требуется тщательная индивидуальная подгонка их уплотнительных колец между собой, и по этой причине их запорные узлы не обладают свойством взаимозаменяемости. Целью изобретения является: - упрощение конструкции запорного узла задвижки, но с обеспечением разделения во времени вертикальных и горизонтальных движений запорного узла; - повышение надежности запирания уплотняемой среды; - сохранение работоспособности при частичном и среднем кавитационном износе уплотнительных колец корпуса задвижки; - полное устранение осевых нагрузок на шпиндель при закрытой задвижке; - обеспечение взаимозаменяемости запорных узлов задвижек. Указанные цели достигаются тем, что в известной задвижке уплотнительный элемент дискового запорного органа выполнен не в виде металлических колец, а в виде эластичной ленты, которая охватывает диски и замыкается на шпинделе, при этом распорная головка шпинделя выполнена в виде самотормозящегося клина, а эластичная лента имеет два слоя, при этом внутренний слой более мягкий, чем наружный, и имеет рифленую поверхность в виде канавок. В известных заявителю конструкциях задвижек, описанных в технической и патентной литературе, отсутствуют запорные органы, которые были бы выполнены подобным образом, следовательно, можно считать, что заявляемое изобретение соответствует критерию "новизна". Заявляемые отличительные признаки, состоящие в том, что диски запорного узла охвачены эластичной лентой, замкнутой на шпинделе, причем распорная головка шпинделя выполнена в виде самотормозящегося клина, а эластичная лента изготовлена из двух слоев резины, внутренний слой которой имеет канавки и более мягкий, чем наружный, позволяют: - упростить конструкцию запорного узла. Упрощение конструкции достигается тем, что у известной задвижки исключены сложные по форме винтовые выступы на шпинделе и ответные винтовые пазы в дисках, но при этом сохранено раздельное движение запорного узла в вертикальной и горизонтальной плоскостях. - повысить надежность запирания уплотняемой среды. Если между уплотнительными элементами запорного узла попадут инородные частицы, например песок, окалина и т.п., то они будут вмяты в материал эластичного элемента и процесс герметизации не нарушится. Этот же эластичный материал будет заполнять впадины и каверны, которые появляются на поверхностях уплотнительных колец в результате кавитационного износа. Наличие уплотнительного элемента, выполненного из двухслойного эластичного материала, исключает необходимость подгонки уплотнительного узла к поверхностям уплотнительных колец корпуса задвижки. - повысить долговечность резьбы шпинделя. Это достигается тем, что распорная головка шпинделя имеет клин с углом, обеспечивающим эффект самоторможения, и при закрытой задвижке отсутствуют силы, направленные вверх и вдоль его оси. Это свойство также позволяет отказаться от применения каких-либо элементов фиксации запорного узла, находящегося в рабочем положении. Наличие двухслойного эластичного элемента позволяет значительно снизить необходимые усилия для запирания задвижки, следовательно, уменьшить нагрузку на резьбу шпинделя. - обеспечить взаимозаменяемость запорных узлов задвижек. Так как уплотняемый элемент выполнен эластичным, он, в известных пределах, может компенсировать размерные различия уплотнительных колец корпусов задвижек. Это исключает необходимость подгонки, регулировки и шлифовки контактируемых элементов уплотнения, обеспечивая их взаимозаменяемость. Приведенная совокупность существенных признаков и достигаемый ими результат характеризуют единство изобретения и в научно-технической, патентной информации не обнаружены, что является доказательством наличия в изобретении критерия "изобретательский уровень". Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид затворного узла, помещенного в корпус задвижки, а на фиг. 2 - поперечный разрез уплотнительного элемента. Задвижка содержит корпус 1, в полости которой расположен шпиндель 2 с распорной головкой, выполненной в виде клина, с обеспечением условия ее самоторможения, т. е. когда угол клина меньше угла трения материалов сопрягаемых элементов. Головка шпинделя 2 охвачена с обеих сторон металлическими дисками 3, которые своими пазами удерживают упор 4. В свою очередь, диски 3 охвачены уплотнительным элементом, выполненным в виде эластичной ленты 5, изготовленной, например, из термомаслостойкой резины. Концы ленты 5 замкнуты на цилиндрической части шпинделя 2 и дополнительно могут быть склеены между собой или скреплены каким-либо иным путем. В корпусе 1 расположены ответные уплотнительные кольца 6, которые также могут быть выполнены из резины или металла. Лента 5 может быть выполненной из двух слоев резины 7 и 8, причем внутренний слой 8 имеет рифленую поверхность - канавки 9 и изготовлен из более мягкой резины, чем наружный слой 7. Работа задвижки происходит следующим образом. При опускании шпинделя 2 опускаются все элементы затворного узла - диски 3, упор 4 и лента 5. В момент, когда упор 4 упрется в днище корпуса 1 задвижки, диски 3 останавливаются и их движение в вертикальной плоскости прекращается, но под действием продолжающегося движения распорной головки шпинделя 2 они начинают двигаться в горизонтальной плоскости. Это движение будет продолжаться до тех пор, пока наружная поверхность слоя 7 ленты 5 не прижмется к поверхности уплотнительных колец 6. Под действием распирающих усилий мягкий слой 8 ленты 5 будет деформироваться и заполнять пустоты канавок 9. Сопротивление горизонтальному движению резко возрастает, когда все полости канавок 9 будут заполнены и наружный слой 7 ленты 5 плотно прижмется к поверхности уплотнительных колец 6. Происходит полное закрывание задвижки. Так как головка клина шпинделя 2 имеет угол самоторможения, то в закрытом положении он испытывает от дисков 3 в основном взаимоуничтожающиеся горизонтальные усилия, и лишь крайне незначительная их часть будет направлена вверх по шпинделю 2. В результате резьбовая пара - шпиндель 2 и гайка корпуса (на чертеже не показана), будет испытывать минимальные нагрузки, что повышает ее долговечность и работоспособность. Если в момент закрывания между уплотняемыми элементами 6 и 5 попадет инородное тело в виде песчинки и т.п., то эластичная поверхность ленты 5 промнется и обволочет ее со всех сторон, восстанавливая герметичность запирания задвижки. В случае износа контактной поверхности кольца 6, материал эластичной ленты 5 заполнит все ее микронеровности и опять же восстановит герметичность задвижки. Описанные свойства затвора повышают класс герметичности задвижки. При открывании задвижки клиновая распорная головка шпинделя 2 уходит вверх. Под воздействием упругих сил резиновой ленты 4 диски 3 сближаются и отходят от уплотнительных колец 6. После завершения движения в горизонтальной плоскости диски 3, следуя за головкой шпинделя 2, поднимаются вверх и уходят в свободное пространство корпуса 1. Задвижка открыта. При необходимости, весь затвор или любой его элемент может быть переставлен в другую однотипную задвижку, и при этом не потребуется какая-либо подгонка или регулировка. Использование данной задвижки позволяет повысить надежность работы всей трубопроводной системы, упростить ее эксплуатацию и ремонт.Формула изобретения
1. Задвижка, содержащая корпус с входным и выходным патрубками, запорный узел, состоящий из двух дисков с уплотнительными элементами и упором, связанных с шпинделем, снабженным распорной головкой, отличающаяся тем, что уплотнительный элемент выполнен в виде эластичной ленты, охватывающей диски и замкнутой на шпинделе, а распорная головка шпинделя выполнена в виде самотормозящегося клина. 2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что эластичная лента выполнена из двух слоев резины, причем внутренний слой имеет рифленую поверхность.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Номер и год публикации бюллетеня: 15-2004
Извещение опубликовано: 27.05.2004